- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Веселый грамотей
Рабочая программа по Веселый грамотей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Садаева Г.Л. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от «___» __________ 2015 г.
Согласовано
зам. директора по УВР
____________ /Межекова А.С../
«___» __________ 2015 г. Утверждаю
Директор ТМКОУ «Носковская средняя школа-интернат» _________________ /Земцова В.И./ «___» _________2015 г.
План внеурочной деятельности по русскому языку
«Весёлый грамотей» во 2 «А» классе
2015-2016 учебный год
Садаева Галина Лудивна
учитель начальных классов
п. Носок
2015
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
-
осознание языка как явления социальной культуры и основного средства человеческого общения; формирования позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
-
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
-
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика факультатива
«Весёлый грамотей» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за наблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане
Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). По учебному плану 34 часа в год по 1 часу в неделю. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания факультатива
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
-
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
-
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
-
изучение исторических фактов, отражающих отношение к народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
-
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т.п.);
-
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
-
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
-
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов знания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы проверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщит материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п. активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представить собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способ решения познавательных практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства в России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. В содержание кура включены сведения из фонетики. Графики и орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии и грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. Формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
-
Обеспечить восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшим школьникам суждение художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
-
Уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
-
Использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознание значения и необходимости бережного его использования.
Подробное содержание курса не только позволяет решать задач, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключена в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значении языка как явление национальной культуры.
Тематическое планирование
Название раздела
Кол-во часов
Практическая и игровая деятельность
Универсальные учебные действия
Мир полон звуков.
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь;
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл;
Такие разные гласные и согласные;
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
7ч
-
Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
-
игры «Наборщик», «Чудесные превращения слов», «Диктор», «Волшебный квадрат», « Слоговой аукцион»;
-
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
-
Мини - исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?;
-
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-
Сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
-
Наблюдать за функцией и ударением в слове;
-
Контролировать правильность постановки ударения в словах;
-
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ( работать в паре и малых группах)
-
Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание
Азбука, прошедшая сквозь века
Как появились современного русского алфавита;
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел;
Особенности древнерусского письма ( оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Строчные и прописные буквы;
5ч
-
Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
-
Конкурс «Самая красивая буква ( варианты оформления букв для красной строки);
-
Рисование «Весёлая буква»;
-
Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита;
-
Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
-
Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов;
Всему название дано
-
Какие слова появились первыми;
-
Звукоподражательные слова у разных народов;
-
Лексическое богатство языка.
-
Как выбирают имя человеку?
-
Как улицы получают свои названия?
-
Какие русские имена встречаются на карте мира?
-
О чём может рассказать слово «борщ»;
-
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
5ч
-
Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
-
Мини - сочинение «Я - сын, ученик, спортсмен….»;
-
Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое имя и его название»;
-
Придумываем названия для новых конфет».
-
Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
-
Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных средств;
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
-
Воспринимать на слух и понимать информационный текст;
-
Сравнивать толкование слова в различных словарях;
-
Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия во выполнению учебного проекта;
-
Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
Как делаются слова
-
История происхождения слов;
-
Поиск информации о происхождении слов;
-
Слова производные и непроизводные.
-
Словообразовательные связи слов.
-
Корень- главная часть слова.
-
Группы однокоренных слов.
-
Механизм образования слов с помощью суффикса;
-
Механизм образования слов с помощью приставки;
-
Группы приставок по значению;
-
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова;
7ч
-
Игры «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово».
-
Лингвистический эксперимент
« Свойства корня»;
-
Конструирование слов по словообразовательным моделям;
-
Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
-
Самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
-
Анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
-
Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
-
Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение ( происхождение) слова;
-
Группировать слова по заданным основаниям ( по строению, по значению, по способу словообразования);
-
Взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
-
Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое
высказывание
Секреты правильной речи
-
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
-
Сочетание слов по смыслу.
-
Ограничения сочетаемости слов;
-
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
-
Нарушение сочетаемости слов;
-
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению;
-
Исправление ошибок в словоупотреблении;
-
Многозначные слова.
-
«Очеловечивание» мира ( употребление слов в прямом и переносном значении).
-
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова синонимы.
-
Стилистическая окраска слов.
-
Антонимы. Какие слова являются антонимами. Антонимические пары.
-
Омонимы и их многообразие.
-
Использование омонимов в речи.
-
Слова исконно русские и заимствованные.
-
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы - антонимы, фразеологизмы - синонимы.
-
Игры: «Табу», «Не повторяться»,»Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
-
Решение кроссвордов;
-
Составление мини- словариков: « Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «собираю фразеологизмы»;
Составление шуточных рассказов и стихов»;
Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
Оценивать уместность использования слов в тексте;
Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
Самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Количество часов
Дата
1.Мир полон звуков:
7ч
Звуки вокруг нас.
1
03.09
Фабрика речи.
1
10.09
Бессмыслица + бессмыслица = смысл
1
17.09
Полоса препятствий.
1
24.09
Рисуем звуками.
1
01.10
Трудности словесного ударения.
1
08.10
Рисуем звуками
1
15.10
2. Азбука прошедшая сквозь века :
5 ч
Буквы старые и новые.
1
22.10
Так считали наши предки.
1
12.11
Страницы древних книг.
1
19.11
Живая и весёлая буква алфавита.
1
26.11
Загадки русской графики.
1
03.12
3. Всему название дано:
5ч
Рождение языка
1
10.12
Сколько слов в языке?
1
17.12
Имена, имена, имена ….
1
24.12
Увлекательные истории о самых простых вещах.
1
13.01
Словари - сокровища языка.
1
20.01
4. Как делаются слова:
7ч
«Дальние родственники».
1
27.01
Слова «готовые» и «сделанные».
1
04.02
Есть ли «родители» у слов?
1
11.02
Внимание, корень!
1
18.02
Такие разные суффиксы
1
25.02
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
1
03.03
Что нам стоит слово построить?
1
10.03
5. Секреты правильной речи:
10ч
Словарное богатство русского языка.
1
17.03
Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».
1
31.03
Выбираем точное слово.
1
07.04
Одно или много.
1
14.04
Когда у слов много общего?
1
21.04
Когда значения спорят?
1
28.04
Слова одинаковые, но разные.
1
05.05
«Местные жители» и «иностранцы».
1
12.05
Как рождаются фразеологизмы?
1
19.05
Выбор фразеологизма в речи
1
26.05
Итого
34ч.