Рабочая программа по Веселый грамотей

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № ___

от «___» __________ 2015 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

____________ /Межекова А.С../

«___» __________ 2015 г. Утверждаю

Директор ТМКОУ «Носковская средняя школа-интернат» _________________ /Земцова В.И./ «___» _________2015 г.

План внеурочной деятельности по русскому языку

«Весёлый грамотей» во 2 «А» классе

2015-2016 учебный год

Садаева Галина Лудивна

учитель начальных классов

п. Носок

2015



Пояснительная записка

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления социальной культуры и основного средства человеческого общения; формирования позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика факультатива

«Весёлый грамотей» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за наблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). По учебному плану 34 часа в год по 1 часу в неделю. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение к народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т.п.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов знания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы проверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщит материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п. активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представить собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способ решения познавательных практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства в России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. В содержание кура включены сведения из фонетики. Графики и орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии и грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. Формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • Обеспечить восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшим школьникам суждение художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • Уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

  • Использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознание значения и необходимости бережного его использования.

Подробное содержание курса не только позволяет решать задач, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключена в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значении языка как явление национальной культуры.

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Практическая и игровая деятельность

Универсальные учебные действия

Мир полон звуков.

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь;

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл;

Такие разные гласные и согласные;

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

  • Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

  • игры «Наборщик», «Чудесные превращения слов», «Диктор», «Волшебный квадрат», « Слоговой аукцион»;

  • проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

  • Мини - исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?;

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • Сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • Наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • Контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ( работать в паре и малых группах)

  • Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

Азбука, прошедшая сквозь века

Как появились современного русского алфавита;

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел;

Особенности древнерусского письма ( оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Строчные и прописные буквы;

  • Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

  • Конкурс «Самая красивая буква ( варианты оформления букв для красной строки);

  • Рисование «Весёлая буква»;


  • Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита;

  • Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

  • Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов;

Всему название дано

  • Какие слова появились первыми;

  • Звукоподражательные слова у разных народов;

  • Лексическое богатство языка.

  • Как выбирают имя человеку?

  • Как улицы получают свои названия?

  • Какие русские имена встречаются на карте мира?

  • О чём может рассказать слово «борщ»;

  • Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

  • Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

  • Мини - сочинение «Я - сын, ученик, спортсмен….»;

  • Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое имя и его название»;

  • Придумываем названия для новых конфет».


  • Формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных средств;

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

  • Воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • Сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия во выполнению учебного проекта;

  • Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

Как делаются слова

  • История происхождения слов;

  • Поиск информации о происхождении слов;

  • Слова производные и непроизводные.

  • Словообразовательные связи слов.

  • Корень- главная часть слова.

  • Группы однокоренных слов.

  • Механизм образования слов с помощью суффикса;

  • Механизм образования слов с помощью приставки;

  • Группы приставок по значению;

  • Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова;

  • Игры «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово».

  • Лингвистический эксперимент

« Свойства корня»;

  • Конструирование слов по словообразовательным моделям;



  • Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

  • Самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  • Анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

  • Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

  • Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение ( происхождение) слова;

  • Группировать слова по заданным основаниям ( по строению, по значению, по способу словообразования);

  • Взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

  • Находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое

высказывание

Секреты правильной речи

  • Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

  • Сочетание слов по смыслу.

  • Ограничения сочетаемости слов;

  • Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

  • Нарушение сочетаемости слов;

  • Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению;

  • Исправление ошибок в словоупотреблении;

  • Многозначные слова.

  • «Очеловечивание» мира ( употребление слов в прямом и переносном значении).

  • Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова синонимы.

  • Стилистическая окраска слов.

  • Антонимы. Какие слова являются антонимами. Антонимические пары.

  • Омонимы и их многообразие.

  • Использование омонимов в речи.

  • Слова исконно русские и заимствованные.

  • История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы - антонимы, фразеологизмы - синонимы.


  • Игры: «Табу», «Не повторяться»,»Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

  • Решение кроссвордов;

  • Составление мини- словариков: « Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «собираю фразеологизмы»;

Составление шуточных рассказов и стихов»;


Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

Оценивать уместность использования слов в тексте;

Наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

Самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.



Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

1.Мир полон звуков:

Звуки вокруг нас.

1

03.09

Фабрика речи.

1

10.09

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

1

17.09

Полоса препятствий.

1

24.09

Рисуем звуками.

1

01.10

Трудности словесного ударения.

1

08.10

Рисуем звуками

1

15.10

2. Азбука прошедшая сквозь века :

5 ч

Буквы старые и новые.

1

22.10

Так считали наши предки.

1

12.11

Страницы древних книг.

1

19.11

Живая и весёлая буква алфавита.

1

26.11

Загадки русской графики.

1

03.12

3. Всему название дано:

Рождение языка

1

10.12

Сколько слов в языке?

1

17.12

Имена, имена, имена ….

1

24.12

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

13.01

Словари - сокровища языка.

1

20.01

4. Как делаются слова:

«Дальние родственники».

1

27.01

Слова «готовые» и «сделанные».

1

04.02

Есть ли «родители» у слов?

1

11.02

Внимание, корень!

1

18.02

Такие разные суффиксы

1

25.02

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

1

03.03

Что нам стоит слово построить?

1

10.03

5. Секреты правильной речи:

10ч

Словарное богатство русского языка.

1

17.03

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».

1

31.03

Выбираем точное слово.

1

07.04

Одно или много.

1

14.04

Когда у слов много общего?

1

21.04

Когда значения спорят?

1

28.04

Слова одинаковые, но разные.

1

05.05

«Местные жители» и «иностранцы».

1

12.05

Как рождаются фразеологизмы?

1

19.05

Выбор фразеологизма в речи

1

26.05

Итого

34ч.



© 2010-2022