- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока окружающего мира УМК Школа России по теме Полезные ископаемые (3 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира УМК Школа России по теме Полезные ископаемые (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фураева О.Г. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 3 класс
Тема: Полезные ископаемые
Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
Задачи:
-
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
-
Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
-
Обучать практическому применению полученных знаний.
-
Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
-
Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
-
Развивать творческие способности учащихся.
-
Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.
- Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
- Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
- Метапредметные результаты.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
-
Экран
-
Видеопроектор
-
Учебник
-
Рабочая тетрадь на печатной основе
-
Научно - популярные тексты
-
Коллекция полезных ископаемых
-
Презентация
Список информационных источников:
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013
-
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2013
-
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012
-
kakprosto.ru
-
allforchildren.ru
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приемы. Форма деятельности
Формируемые УУД
Результат деятельности
1.Оргмомент.
(1 мин.)
Проверка готовности к уроку.
Анализ своей готовности к уроку.
Организация индивидуальной деятельности.
Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя.
Готовность к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Индуктор: робот с планеты Железяка. Постановка проблемного вопроса.
(2 мин.)
Демонстрация слайда- приземление космического корабля с планеты Железяка (м/ф «Тайна третьей планеты»).
Роботы могут существовать без полезных ископаемых. А мы, земляне, насколько сильно нуждаемся в них?
Отразится ли их исчезновение на нашем существовании и почему?
Анализ визуальной информации. Формулирование устного высказывания. Объявление своего мнения в группе и аргументация. Слушание мнений товарищей и анализ их аргументации. Формулирование коллективного вывода.
Создание проблемной ситуации. Индивидуальная деятельность.
Организация групповой деятельности.
Социализация.
Регулятивные: принимать учебную задачу.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.
Коммуникативные:
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
представление полученной информации Мотивация деятельности,
позитивный психологический настрой. Активизация мышления; развитие устной речи; получение информации, соотнесение её с личным опытом.
Расширение личного опыта.
3. Самоопределение к деятельности.
(2 мин.)
На планете роботов полезных ископаемых нет. Напишите на листе, какие полезные ископаемые вы знаете? Где вы с ними встречались?
Сформулируйте тему урока.
Актуализация личного опыта по теме урока.
Создание проблемной ситуации. Индивидуальная деятельность.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Познавательные: умение определять тему.
Мотивация деятельности. Активизация мышления.
Обобщение личного опыта.
4. Работа по теме урока. 4.1. Работа с текстом.
(5 мин.)
Работа с научными текстами.
Прочитайте текст.
Красным цветом выделите свойства полезного ископаемого.
Найдите в таблице нужную графу и заполните ее, используя выделенную информацию.
Возьмите синий цвет и подчеркните в тексте, как используют данное ископаемое. Запишите в таблицу.
Заинтересовавшую вас информацию выпишите на рабочий лист.
Ознакомительное; смысловое чтение. Выборочное чтение. Маркирование текста. Отбор информации. Письменная деятельность: фиксирование информации в таблице; на рабочем листе. Организация восприятия и осмысления новой информации: ознакомительное чтение; смысловое чтение; организация письменной деятельности.
Индивидуальная деятельность.
Личностные:
ценить и принимать базовые ценности: «родина», природа».
Регулятивные: принимать учебную задачу.
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлекать необходимую информацию из текста; определять основную и второстепенную информацию;
перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.
Новая информация в результате активной деятельности с текстом. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса.
4.2. Работа с учебником
(5 мин.)
-работа в парах
Откройте учебники на с.48-49. Прочитайте.
Посмотрите, как добываются полезные ископаемые. Повернитесь к соседу и расскажите, опираясь на таблицу, о своем полезном ископаемом.
Вместе с соседом внесите новую для вас информацию в таблицу.
Чтение текста учебника.
Анализ прочитанной информации в паре. Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания о полезных ископаемых. Слушание рассказа соседа и фиксирование новой информации в таблице (письменная деятельность). Организация восприятия и осмысления новой информации: ознакомительное чтение; смысловое чтение; организация письменной деятельности.
Организация работы в паре.
Личностные:
сориентированы на уважительное отношение к труду.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; контролировать свои действия по ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: определять основную и второстепенную информацию;
перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.
Новая информация в результате активной деятельности с текстом и коммуникации с товарищем. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса
4.3. Работа в группах
(5 мин.)
Расскажите в группе о своем ископаемом.
Слушайте внимательно и заполняйте таблицу.
Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания. Слушание рассказа соседа и фиксирование новой информации в таблице - письменная деятельность.
Организация восприятия и осмысления новой информации, когда источником информации являются учащиеся. Организация групповой деятельности.
Социализация.
Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: определять основную и второстепенную информацию;
перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.
Новая информация в результате коммуникации в группе. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса.
4.4. Социализация.
Ребусы.
(6 мин.)
Каждой группе дан ребус.
Разгадайте его. Об этом ископаемом вы расскажете классу (1 человек от группы).
Слушайте и проверяйте записи в таблице.
Рассказы детей сопровождаются слайдами.
Анализ информации, рефлексивная и оценочная деятельность. Обобщение и систематизация собственных знаний по теме урока.
Создание проблемной ситуации. Организация восприятия и осмысления информации, когда её источником являются учащиеся. Анализ графической информации. Организация групповой деятельности.
Социализация. Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы. Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
Обобщение и представление результатов деятельности. Систематизация информации.
4.5. Физкультминутка
(1 мин.)
Представьте себя угольщиками- раньше его добывали вручную.
Покажите, как.
Глину месили ногами.
Покажите, как.
А потом разминали руками. Покажите, как.
Улыбнулись, потянулись, хорошо потрудились, сели на места.
Физические упражнения, снятие усталости, эмоциональная разгрузка.
Игровой метод для организации коллективной деятельности. Регулятивные:
Осуществлять свою деятельность под руководством учителя.
Готовность к учебной деятельности. Позитивный психологический настрой.
4.6. Работа в печатной тетради
(3 мин.)
С.26. Используя полученные вами новые знания, выполните №3 самостоятельно.
Взаимопроверка.
Аналитическое чтение задания. Планирование своей работы для выполнения задания. Письменная деятельность. Взаимодействие с соседом - взаимопроверка. Оценивание работы.
Организация восприятия и осмысления задания - аналитическое чтение. Организация самостоятельной письменной деятельности учащихся. Организация работы по проверке качества выполнения задания. Организация работы в паре. Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
адекватно воспринимать оценку своей работы, оценивать работу.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Закрепление полученной информации в результате активной самостоятельной деятельности.
4.7. Формулирование вывода.
(4 мин.)
Возьмите рабочий лист с записями.
Обсудите в группе ответ на проблемный вопрос: насколько сильно человечество нуждается в полезных ископаемых?
Как отразится их исчезновения на нашем существовании и почему?
Сформулируйте вывод. Расскажите классу. (по 1 участнику от группы).
Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания.
Создание проблемной ситуации. Организация групповой деятельности.
Социализация.
Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы.
Познавательные:
Самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группах.
Обобщение знаний для формулирования вывода как ответа на проблемный вопрос. Развитие устной связной речи.
5. Закрепление. Написание текста
(5 мин.)
2 варианта по выбору:
1 - Как изменится моя жизнь без полезных ископаемых?
2 - Как полезные ископаемые могли бы изменить жизнь на планете роботов?
Письменная деятельность.
Мини - сочинение.
Организация самостоятельной письменной деятельности учащихся. Создание иной речевой ситуации.
Индивидуальная деятельность.
Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
самостоятельно делать выводы, обобщать полученную информацию.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в письменной форме.
Развитие письменной речи.
Итоговый текст как результат активной деятельности на уроке.
6. Социализация. Чтение текстов
(3 мин.)
Желающие прочитают свои тексты. Ребята слушают и ищут для себя новое знание.
Панорамное чтение.
Слушание рассказов товарищей. Анализ услышанного и соотнесение с собственной позицией.
Организация коллективной деятельности.
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других.
Опыт публичного выступления. Получение новой информации из рассказов одноклассников.
7. Рефлексия
(2 мин.)
Обычно я спрашиваю:
Какое открытия для себя вы сегодня сделали?
А сегодня я задам другой вопрос: Какое открытие для себя сделал наш робот?
Анализ собственной деятельности.
Устная речевая деятельность.
Постановка вопроса как прием для рефлексии. Организация коллективной деятельности. Организация устной деятельности учащихся.
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других.
Рефлексия собственной деятельности на уроке.
Развитие устной связной речи.
8. Домашнее задание
(1мин.)
Почитать в учебнике стр. 48-52.
В рабочей тетради выполнить с.27 №4
Запись задания в дневник.
Организация коллективной деятельности.
Регулятивные:
Определять цель выполнения заданий.
Задания для закрепления, систематизации и коррекции полученных знаний.