Методическая разработка урока окружающего мира УМК Школа России по теме Полезные ископаемые (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России» 3 класс

Тема: Полезные ископаемые

Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

  • Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

  • Обучать практическому применению полученных знаний.

  • Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

  • Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.

Планируемые результаты:
  • Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
  • Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
  • Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников. Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе; анализировать, обобщать и делать выводы; Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди добывают полезные ископаемые; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

  • Экран

  • Видеопроектор

  • Учебник

  • Рабочая тетрадь на печатной основе

  • Научно - популярные тексты

  • Коллекция полезных ископаемых

  • Презентация

Список информационных источников:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013

  3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2013

  4. Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012

  5. kakprosto.ru

  6. allforchildren.ru

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы. Форма деятельности

Формируемые УУД

Результат деятельности

1.Оргмомент.

(1 мин.)

Проверка готовности к уроку.

Анализ своей готовности к уроку.

Организация индивидуальной деятельности.

Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя.

Готовность к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Индуктор: робот с планеты Железяка. Постановка проблемного вопроса.

(2 мин.)

Демонстрация слайда- приземление космического корабля с планеты Железяка (м/ф «Тайна третьей планеты»).

Роботы могут существовать без полезных ископаемых. А мы, земляне, насколько сильно нуждаемся в них?

Отразится ли их исчезновение на нашем существовании и почему?

Анализ визуальной информации. Формулирование устного высказывания. Объявление своего мнения в группе и аргументация. Слушание мнений товарищей и анализ их аргументации. Формулирование коллективного вывода.

Создание проблемной ситуации. Индивидуальная деятельность.

Организация групповой деятельности.

Социализация.


Регулятивные: принимать учебную задачу.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные:

умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

представление полученной информации Мотивация деятельности,

позитивный психологический настрой. Активизация мышления; развитие устной речи; получение информации, соотнесение её с личным опытом.

Расширение личного опыта.

3. Самоопределение к деятельности.

(2 мин.)

На планете роботов полезных ископаемых нет. Напишите на листе, какие полезные ископаемые вы знаете? Где вы с ними встречались?

Сформулируйте тему урока.

Актуализация личного опыта по теме урока.

Создание проблемной ситуации. Индивидуальная деятельность.


Регулятивные: принимать учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Познавательные: умение определять тему.


Мотивация деятельности. Активизация мышления.

Обобщение личного опыта.

4. Работа по теме урока. 4.1. Работа с текстом.

(5 мин.)

Работа с научными текстами.

Прочитайте текст.

Красным цветом выделите свойства полезного ископаемого.

Найдите в таблице нужную графу и заполните ее, используя выделенную информацию.

Возьмите синий цвет и подчеркните в тексте, как используют данное ископаемое. Запишите в таблицу.

Заинтересовавшую вас информацию выпишите на рабочий лист.

Ознакомительное; смысловое чтение. Выборочное чтение. Маркирование текста. Отбор информации. Письменная деятельность: фиксирование информации в таблице; на рабочем листе. Организация восприятия и осмысления новой информации: ознакомительное чтение; смысловое чтение; организация письменной деятельности.

Индивидуальная деятельность.

Личностные:

ценить и принимать базовые ценности: «родина», природа».

Регулятивные: принимать учебную задачу.

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлекать необходимую информацию из текста; определять основную и второстепенную информацию;

перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.

Новая информация в результате активной деятельности с текстом. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса.

4.2. Работа с учебником

(5 мин.)

-работа в парах

Откройте учебники на с.48-49. Прочитайте.

Посмотрите, как добываются полезные ископаемые. Повернитесь к соседу и расскажите, опираясь на таблицу, о своем полезном ископаемом.

Вместе с соседом внесите новую для вас информацию в таблицу.

Чтение текста учебника.

Анализ прочитанной информации в паре. Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания о полезных ископаемых. Слушание рассказа соседа и фиксирование новой информации в таблице (письменная деятельность). Организация восприятия и осмысления новой информации: ознакомительное чтение; смысловое чтение; организация письменной деятельности.

Организация работы в паре.

Личностные:

сориентированы на уважительное отношение к труду.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; контролировать свои действия по ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: определять основную и второстепенную информацию;

перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.

Новая информация в результате активной деятельности с текстом и коммуникации с товарищем. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса

4.3. Работа в группах

(5 мин.)

Расскажите в группе о своем ископаемом.

Слушайте внимательно и заполняйте таблицу.

Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания. Слушание рассказа соседа и фиксирование новой информации в таблице - письменная деятельность.

Организация восприятия и осмысления новой информации, когда источником информации являются учащиеся. Организация групповой деятельности.

Социализация.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: определять основную и второстепенную информацию;

перерабатывать информацию, представлять ее в таблице.

Новая информация в результате коммуникации в группе. Краткое изложение новых знаний в таблице. Расширение личного опыта. Расширение словарного запаса.

4.4. Социализация.

Ребусы.

(6 мин.)



Каждой группе дан ребус.

Разгадайте его. Об этом ископаемом вы расскажете классу (1 человек от группы).

Слушайте и проверяйте записи в таблице.

Рассказы детей сопровождаются слайдами.

Анализ информации, рефлексивная и оценочная деятельность. Обобщение и систематизация собственных знаний по теме урока.

Создание проблемной ситуации. Организация восприятия и осмысления информации, когда её источником являются учащиеся. Анализ графической информации. Организация групповой деятельности.

Социализация. Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы. Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Обобщение и представление результатов деятельности. Систематизация информации.

4.5. Физкультминутка

(1 мин.)

Представьте себя угольщиками- раньше его добывали вручную.

Покажите, как.

Глину месили ногами.

Покажите, как.

А потом разминали руками. Покажите, как.

Улыбнулись, потянулись, хорошо потрудились, сели на места.

Физические упражнения, снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

Игровой метод для организации коллективной деятельности. Регулятивные:

Осуществлять свою деятельность под руководством учителя.

Готовность к учебной деятельности. Позитивный психологический настрой.

4.6. Работа в печатной тетради

(3 мин.)

С.26. Используя полученные вами новые знания, выполните №3 самостоятельно.

Взаимопроверка.

Аналитическое чтение задания. Планирование своей работы для выполнения задания. Письменная деятельность. Взаимодействие с соседом - взаимопроверка. Оценивание работы.

Организация восприятия и осмысления задания - аналитическое чтение. Организация самостоятельной письменной деятельности учащихся. Организация работы по проверке качества выполнения задания. Организация работы в паре. Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

адекватно воспринимать оценку своей работы, оценивать работу.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Закрепление полученной информации в результате активной самостоятельной деятельности.

4.7. Формулирование вывода.

(4 мин.)

Возьмите рабочий лист с записями.

Обсудите в группе ответ на проблемный вопрос: насколько сильно человечество нуждается в полезных ископаемых?

Как отразится их исчезновения на нашем существовании и почему?

Сформулируйте вывод. Расскажите классу. (по 1 участнику от группы).

Устная речевая деятельность: построение речевого высказывания.

Создание проблемной ситуации. Организация групповой деятельности.

Социализация.

Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группах.

Обобщение знаний для формулирования вывода как ответа на проблемный вопрос. Развитие устной связной речи.

5. Закрепление. Написание текста

(5 мин.)

2 варианта по выбору:

1 - Как изменится моя жизнь без полезных ископаемых?

2 - Как полезные ископаемые могли бы изменить жизнь на планете роботов?

Письменная деятельность.

Мини - сочинение.

Организация самостоятельной письменной деятельности учащихся. Создание иной речевой ситуации.

Индивидуальная деятельность.

Личностные: сориентированы на целостное восприятие мира в его органичном единстве и разнообразии природы.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

самостоятельно делать выводы, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в письменной форме.

Развитие письменной речи.

Итоговый текст как результат активной деятельности на уроке.

6. Социализация. Чтение текстов

(3 мин.)

Желающие прочитают свои тексты. Ребята слушают и ищут для себя новое знание.

Панорамное чтение.

Слушание рассказов товарищей. Анализ услышанного и соотнесение с собственной позицией.

Организация коллективной деятельности.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других.

Опыт публичного выступления. Получение новой информации из рассказов одноклассников.

7. Рефлексия

(2 мин.)

Обычно я спрашиваю:

Какое открытия для себя вы сегодня сделали?

А сегодня я задам другой вопрос: Какое открытие для себя сделал наш робот?

Анализ собственной деятельности.

Устная речевая деятельность.

Постановка вопроса как прием для рефлексии. Организация коллективной деятельности. Организация устной деятельности учащихся.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других.

Рефлексия собственной деятельности на уроке.

Развитие устной связной речи.

8. Домашнее задание

(1мин.)

Почитать в учебнике стр. 48-52.

В рабочей тетради выполнить с.27 №4

Запись задания в дневник.

Организация коллективной деятельности.

Регулятивные:

Определять цель выполнения заданий.

Задания для закрепления, систематизации и коррекции полученных знаний.



© 2010-2022