Урок по русскому языку для 1 класса Звуки и буквы. Слова с буквой «Э»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка.

1 класс. УМК «Школа России»



Тема.

Звуки и буквы. Слова с буквой «Э».

Педагогические цели.

Образовательная - создать условия для ознакомления детей со словами с буквой «Э», показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков.

Развивающая - развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой «Э», развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.

Воспитательная - воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока.

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные).

Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв.

Получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Личностные результаты.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог; владеть диалогической формой речи.

Методы и формы обучения.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Образовательные ресурсы.

Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, буквы слова «эскимо»; загадки и лист разбора слова для работы в группах.















Сценарий урока.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь - с согласного мягкого. Молодцы! Никто не остался без места. Улыбнёмся друг другу. Итак, наш урок начинается.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. В словах «потерялась» буква.

.то, .таж, .хо, .дик

Какая буква «потерялась»?

3. Постановка темы и целей урока.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Сегодня мы поговорим о букве «Э», вспомним всё, что мы о ней знаем, и, может быть, узнаем что-то новое.

4. Минутка чистописания.

- Э э (дописываем слова) это, этаж, эхо, Эдик

- Итак, что вы можете сказать о букве «Э»?

5. Актуализация знаний (продолжение).

- Скажите, как называется поверхность, на которой появляется изображение? (Экран.)

- Вот наш экран, на столе лежат буквы: о, с, к, м, э, и. Сейчас мы будем сочинять сказку.

Проходила мимо экрана буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «О» и продолжает сказку: «Буква «О» обозначает гласный звук». Смотрит, никого нет на экране. Вошла буква «О» на экран и стала там жить.

На следующий день шла мимо ещё одна буква … Другой ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: «Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой».

- Решили буквы жить вместе.

- На следующий день шла мимо ещё одна буква … и т.д.

- Так все буквы поселились на экране. Чтобы жить дружно, они должны постараться составить слово. (Дети «выстраиваются» и получается слово «ЭСКИМО»).

ФИЗМИНУТКА. На зарядке первый класс.

Мы присядем восемь раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

6. Постановка проблемы. Работа в группах. Изучение нового материала.

- А сейчас поработаем в группах. Первая группа (1 ряд) читает стихотворные строчки «Доскажи словечко» и запоминает четверостишие об «эскимо», выбрав это четверостишие из трёх.

  1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж -

Что же это? …

  1. Вот ладонь на длинной ножке

Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая,

А зовут …

  1. В золотистой обложке,

В шоколадной рубашке.

В руки просится само.

Что же это? …

- Вторая группа (2 ряд) думает, что такое «эскимо» и почему оно так называется?

- Третья группа (3 ряд) выполняет звуко-буквенный разбор слова «эскимо».

«Эскимо - ___ слога, __________ ударный, ____ букв, ____ звуков, ____ гласных, ____ согласных».

- Проверяем. Кто отвечает? А кто думает иначе?

1 группа. «В золотистой обложке,

В шоколадной рубашке.

В руки просится само,

Что же это? …….. (эскимо).

2 группа. Эскимо - мороженое в шоколаде. Пришло в наш язык из французского языка, в котором раньше обозначало детскую одежду - вязаный комбинезон для малышей, похожий на эскимосский костюм. Эскимо названо так потому, что как будто «одето в комбинезон».

3 группа. Эскимо - 3 слога, третий ударный, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных.

- Все поработали очень хорошо! Молодцы! Запишем слова «экран, эскимо» в тетрадь.

- Во всех словах буква «Э» находится в начале слова. А может ли эта буква быть в другой части слова? Докажите. (Аэропорт, поэт, дуэт, каноэ, статуэтка, алоэ, мэр, поэма, каратэ).

- Работа по учебнику. С. 62, упражнение 10. Прочитаем задание. Какой вывод можно сделать? (Большинство слов, в которых пишется буква «Э» - иностранные, «пришли» в русский язык из других языков.) Понятно ли вам значение этих слов? Что делать, если непонятно? Напишите два слова с буквой «Э» не в начале слова. Какие слова вы записали?

7. Первичное осмысление и закрепление.

- Выполним задание на интерактивной доске «Гласные звуки и буквы. Развивай свою речь. Лексическое значение».

- Выполним упражнение 19 в рабочей тетради на с. 32.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Буква «Э» обозначает гласный или согласный звук? Как определить гласный звук в слове? Что узнали о словах с буквой «Э»?

- Оцените свою работу в тетрадях на полях на последней строчке.

- Кому было интересно на уроке? Что было легко делать? А что вызвало затруднения?

- Как вы считаете, кто сегодня очень хорошо работал, много и правильно отвечал? (Вручение наклеек). Спасибо за урок!



© 2010-2022