- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Юный эколог
Рабочая программа кружка Юный эколог
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Речкунова О.В. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение Шишкинская средняя
общеобразовательная школа Тальменского района Алтайского края
«Согласовано»
Руководитель МО педагогов дополнительного
Образования(методсовета)
________________ Сочнева С.Н.
Проткол №______от________20__г.
«Утверждаю»
Директор школы _________________Пергаев В.М.
Приказ №________от______________
Рабочая программа кружка
«Юный эколог»
(экологическое направление)
для обучающихся начальной школы
Срок реализации 1год
Составитель : Речкунова Ольга Васильевна
Учитель биологии
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог». Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах
и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения
в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации
в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при
роде, жизни.
- Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
-
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
-
принцип единства сознания и деятельности;
-
принцип наглядности;
-
принцип личностной ориентации;
-
принцип системности и целостности;
-
принцип экологического гуманизма;
-
принцип краеведческий;
• принцип практической направленности
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо-
рейко) и концепция личностно ориентированного образования(В. В. Сериков). Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2012г. соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
-
Земля - единая экосистема.
- Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
-
интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-
планета Земля - наш большой дом;
-
Солнце - источник жизни на Земле;
-
неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
-
самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
-
способы сохранения окружающей природы;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экология - наука об общем доме;
-
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни; -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-
работать с гномоном1, гербаризировать растения;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ раздела
||.| 1
И <111
Номер
занятия
Занятия
in пи him
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
1
Введение
1
2
Что такое экология?
1
1
Мой дом за окном
6
4
3
Мой дом
1
4
Дом, где мы живем
1
5
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
1
6
Откуда берется и куда девается мусор?
1
7
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»
1
8
Деревья твоего двора
1
9
' Экскурсия по территории школы
1
10
Птицы нашего двора
1
11
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
1
12
Дорога из дома в школу
1
2
Я и мое окружение
8
6
13
Моя квартира
1
14
Моя семья
1
15
Соседи-жильцы
1
16
Мой класс
1
17
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
1
18
Дом моей мечты
1
19
Рассказы, стихи о семье
1
20
Комнатные растения в квартире, в классе
1
21
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
1
22
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»
1
23
Экскурсия в парк
1
24
Животные в доме
1
25
Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных
1
26
Практическое занятие «Уход
за домашним животным»
1
3
Гигиена моего дома
5
3
27
Уход за квартирой
1
28
Гигиена класса
1
29
Практическое занятие «Гигиена класса»
1
30
Бытовые приборы в квартире
1
31
Экскурсия в школьную кухню
1
32
Природа в квартире и в классе
1
33
Наша одежда и обувь
1
34
Практическая работа «Уход за одеждой»
1
Всего часов - 34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ раздела
||.| 1
И <111
Номер
занятия
Занятия
in пи him
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
4
Вода - источник жизни
6
3
1
Вода в моем доме и в природе
1
2
Стихи, рассказы о воде в природе
1
3
Экскурсия в парк
1
4
Праздник «
1
5
Вода в жизни растений
1
6
Вода в жизни животного мира
1
7
Вода и здоровье человека
1
8
Личная гигиена
1
9
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»
1
5
Солнце и свет в нашей жизни
6
3
10
Солнце, Луна, звезды - источники света
1
11
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
1
12
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света
1
13
Отношение к свету и теплу различных животных
1
14
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»
1
15
Электрический свет и тепло в моем доме
1
16
Откуда приходят свет и тепло в мой дом
1
17
Телевизор в моем доме
1
18
Сколько стоят свет и тепло. Экскурсия
1
6
Воздух и здоровье
1
1
19
Воздух и здоровье человека
1
20
Практическое занятие «Уборка в классе»
1
7
Мой край
2,5
0,5
21
Растительный мир края
1
22
Животный мир края
1
23
Исчезающие растения и животные родного края
0,5
0,5
8
Человек и животные
6
5
24
Ролевая игра «Это все - кошки»
1
25
Жизнь среди людей
1
26
Домашние животные
1
27
Викторина «Собаки - наши друзья»
1
28
Наблюдение за неживой природой
1
29
Люди и паразиты
1
30
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
1
31
Исчезающие виды
1
32
Защита животных
1
33
Поход в парковую зону
1
34
Брейн-ринг «В мире животных»
1
Всего часов -34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
Номер раздела
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
Введение
5
2
1
Вводное занятие
1
2
Мы - жители планеты Земля
1
3
Планета Земля в Солнечной системе
1
4
Моя малая Родина
1
5
Что такое экология?
1
6
Экология и мы
1
7
Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень
1
9
Неживое в природе
6
3
8
Неживая природа
1
9
Солнце - источник тепла и света
1
10
Вода, ее признаки и свойства
1
11
Берегите воду!
1
12
Почва - святыня наша. Состав ^.и свойства почвы
1
13
Погода. Климат
1
14
Предсказание погоды по народным приметам
1
15
Времена года в неживой природе
1
16
Диалоги с неживой природой
1
10
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
13,5
4,5
17
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни
1
18
Экологические связи неживой и живой природы
1
19
Вода и жизнь
1
20
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных
1
21
Растения рядом
1
22
Растение - живой организм
1
23
Будем понимать и любить растения!
1
24
Мы - за экологические поступки
1
25
Экологические памятки для детей и взрослых
1
26
Разнообразие царства растений
1
27
Деревья твоего двора
1
28
Комнатные растения
1
29
Хвойные и лиственные растения
0,5
0,5
30
Дикорастущие растения и культурные растения
1
31
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
0,5
0,5
32
Культурные растения поля, сада и огорода
0,5
0,5
33
Весенние изменения в природе
1
34
Обобщающее занятие о жизни растений
1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
4-й г о д о б у ч е н и я
Номер раздела
Номер занятия
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
2
3
4
5
Введение
4
1
1
Вводное занятие
1
2
История Земли. Окаменелости
1
3
Жизнь на Земле
1
4
Где растения и животные живут сегодня?
1
5
Наблюдение в природе
1
1
Среда обитания
15
4
6
Среда обитания. Природные зоны
1
7
Изменения окружающей среды
1
8
Наблюдения в природе
1
9'
Сезонные изменения
1
10
Времена года на Земле
1
11
Год растения. Год животного
1
12
Долговременные изменения
1
13
Сообщества. Изменения сообществ
1
14
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
1
15
Пищевые цепочки и связи
1
16
Парниковый эффект
2
Жизнь животных
4
3
17
Жизнь животных
1
18
Группы животных по способу воспроизводства
1
19
Круглый стол «В мире животных»
1
20
Динозавры -- вымерший вид животных
1
21
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
1
22
Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений
1
23
Красная Книга области
1
3
Моря и океаны
7
4
24
Моря и океаны
1
25
Круговорот воды
1
26
Рыбы. Форма тела
1
27
«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки
1
28
Поле чудес «Знатоки мира рыб»
1
29
Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа»
1
30
Рифы в опасности
1
31
Берега. Приливная жизнь
1
32
Прибрежные птицы. Морские водоросли
1
33
Нефтяные загрязнения
1
34
Экологический проект «Чистый берег»
1
Всего часов -34