Рабочая программа кружка Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка Юный эколог

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение Шишкинская средняя

общеобразовательная школа Тальменского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО педагогов дополнительного

Образования(методсовета)

________________ Сочнева С.Н.

Проткол №______от________20__г.

«Утверждаю»

Директор школы _________________Пергаев В.М.

Приказ №________от______________

Рабочая программа кружка

«Юный эколог»

(экологическое направление)

для обучающихся начальной школы

Срок реализации 1год

Составитель : Речкунова Ольга Васильевна

Учитель биологии













2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог». Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах
и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения
в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации
в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при
роде, жизни.

  1. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  2. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  3. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды
  1. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

• принцип практической направленности

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо-

рейко) и концепция личностно ориентированного образования(В. В. Сериков). Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2012г. соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игр практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели биологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели биологии, традиционные экологические праздники: праздники «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические СВЯЗИ между ними; -основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; -человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; - условия, , влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

  • способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни; -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • работать с гномоном1, гербаризировать растения;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; - выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок , составления сказок, мини-сочинений и т. п.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ раздела

||.| 1

И <111

Номер

занятия

Занятия

in пи him

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

1

Введение

1

2

Что такое экология?

1

1


Мой дом за окном

6

4

3

Мой дом

1

4

Дом, где мы живем

1

5

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

6

Откуда берется и куда девается мусор?

1

7

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

8

Деревья твоего двора

1

9

' Экскурсия по территории школы

1

10

Птицы нашего двора

1

11

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

12

Дорога из дома в школу

1

2

Я и мое окружение

8

6

13

Моя квартира

1

14

Моя семья

1

15

Соседи-жильцы

1

16

Мой класс

1

17

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»


1

18

Дом моей мечты

1


19

Рассказы, стихи о семье


1

20

Комнатные растения в квартире, в классе

1


21

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1

22

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»


1

23

Экскурсия в парк


1

24

Животные в доме

1


25

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

1


26

Практическое занятие «Уход

за домашним животным»


1

3

Гигиена моего дома

5

3

27

Уход за квартирой

1

28

Гигиена класса

1

29

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

30

Бытовые приборы в квартире

1

31

Экскурсия в школьную кухню

1

32

Природа в квартире и в классе

1

33

Наша одежда и обувь

1

34

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

Всего часов - 34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

№ раздела

||.| 1

И <111

Номер

занятия

Занятия

in пи him

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

4

Вода - источник жизни

6

3

1

Вода в моем доме и в природе

1

2

Стихи, рассказы о воде в природе

1

3

Экскурсия в парк

1

4

Праздник «

1

5

Вода в жизни растений

1

6

Вода в жизни животного мира

1

7

Вода и здоровье человека

1

8

Личная гигиена

1

9

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

5

Солнце и свет в нашей жизни

6

3

10

Солнце, Луна, звезды - источники света

1

11

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

12

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

13

Отношение к свету и теплу различных животных

1

14

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

15

Электрический свет и тепло в моем доме

1

16

Откуда приходят свет и тепло в мой дом

1

17

Телевизор в моем доме

1

18

Сколько стоят свет и тепло. Экскурсия


1

6

Воздух и здоровье

1

1

19

Воздух и здоровье человека

1

20

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

7

Мой край

2,5

0,5

21

Растительный мир края

1

22

Животный мир края

1

23

Исчезающие растения и животные родного края

0,5

0,5

8

Человек и животные

6

5

24

Ролевая игра «Это все - кошки»

1

25

Жизнь среди людей

1


26

Домашние животные

1


27

Викторина «Собаки - наши друзья»

1

28

Наблюдение за неживой природой

1

29

Люди и паразиты

1


30

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1


31

Исчезающие виды

1


32

Защита животных

1


33

Поход в парковую зону

1

34

Брейн-ринг «В мире животных»

1

Всего часов -34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

Номер раздела

Номер занятия

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Введение

5

2

1

Вводное занятие

1

2

Мы - жители планеты Земля

1

3

Планета Земля в Солнечной системе

1

4

Моя малая Родина

1


5

Что такое экология?

1

6

Экология и мы

1

7

Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень

1

9

Неживое в природе

6

3

8

Неживая природа

1


9

Солнце - источник тепла и света

1

10

Вода, ее признаки и свойства

1

11

Берегите воду!

1


12

Почва - святыня наша. Состав ^.и свойства почвы

1

13

Погода. Климат

1


14

Предсказание погоды по народным приметам

1

15

Времена года в неживой природе

1

16

Диалоги с неживой природой

1

10

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

13,5

4,5

17

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

1

18

Экологические связи неживой и живой природы

1

19

Вода и жизнь

1

20

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных

1


21

Растения рядом

1

22

Растение - живой организм

1


23

Будем понимать и любить растения!

1

24

Мы - за экологические поступки

1

25

Экологические памятки для детей и взрослых

1

26

Разнообразие царства растений

1

27

Деревья твоего двора

1

28

Комнатные растения

1

29

Хвойные и лиственные растения

0,5

0,5

30

Дикорастущие растения и культурные растения

1

31

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

0,5

0,5

32

Культурные растения поля, сада и огорода

0,5

0,5

33

Весенние изменения в природе

1

34

Обобщающее занятие о жизни растений

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

4-й г о д о б у ч е н и я

Номер раздела

Номер занятия

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Введение

4

1

1

Вводное занятие

1

2

История Земли. Окаменелости

1

3

Жизнь на Земле

1

4

Где растения и животные живут сегодня?

1

5

Наблюдение в природе

1

1

Среда обитания

15

4

6

Среда обитания. Природные зоны

1

7

Изменения окружающей среды

1

8

Наблюдения в природе

1

9'

Сезонные изменения

1

10

Времена года на Земле

1

11

Год растения. Год животного

1

12

Долговременные изменения

1

13

Сообщества. Изменения сообществ

1

14

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

15

Пищевые цепочки и связи

1

16

Парниковый эффект

2

Жизнь животных

4

3

17

Жизнь животных

1


18

Группы животных по способу воспроизводства

1


19

Круглый стол «В мире животных»


1

20

Динозавры -- вымерший вид животных

1


21

Просмотр видеофильма о жизни динозавров


1

22

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений


1

23

Красная Книга области

1


3

Моря и океаны

7

4

24

Моря и океаны

1


25

Круговорот воды

1


26

Рыбы. Форма тела

1


27

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки

1


28

Поле чудес «Знатоки мира рыб»


1

29

Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа»


1

30

Рифы в опасности

1


31

Берега. Приливная жизнь

1


32

Прибрежные птицы. Морские водоросли

1


33

Нефтяные загрязнения


1

34

Экологический проект «Чистый берег»


1

Всего часов -34








© 2010-2022