Урок на тему: Число и цифра 0

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Аннотация к работе Автор: Филиппова Ирина Анатольевна Предмет, класс: Математика, 1-б класс. Тема урока: знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой. Место занятия в учебном процессе: девятый урок Форма организации занятия: урочная. Перечень используемых в презентации мультимедиа-ресурсов: презентация к уроку Power Point 2003.
Сокращения: ЛУУД - личностные универсальные учебные действия КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия ПУУД - познавательные универсальные учебные действия РУУД - регулятивные универсальные учебные действия
Тема урока Составление задач. Цель урока способствовать ознакомлению с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописанию цифры 0; создать условия для получения числа 0 из последующего числа, определение закономерностей; развивать анализирующее восприятие.

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД - Предметные: имеют представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «число нуль»; умеют писать цифру 0. Получать число 0 из последующего числа, определять место числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел. Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики. Метапредметные (критерии сформированности - оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами, воспринимают мнения других людей, учатся вступать в диалог.
Основные понятия натуральный ряд чисел, число нуль, цифра ноль Межпредметные связи Чтение, окружающий мир. Ресурсы - И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина Математика: учебник для 1 класса 2 часть - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. - компьютер, телевизор, презентация к уроку(Power Point 2003)
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент ЛУУД положительное отношение к учёбе
Создание определенного положительного эмоционального фона.

Мы пришли сюда учиться -
не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
слушаем внимательно.
Настраиваются на предстоящую работу Актуализация знаний ПУУД понимание вопроса РУУД принятие учебной задачи КУУД учёт разных мнений Организует повторение изученного материала Включение учащихся в процесс осмысления. Мотивирование учащихся на выполнение заданий.
Назовите наименьшее натуральное число Какое число следующее в натуральном ряду чисел за числом 5? Какое число на единицу больше числа 4? На единицу меньше, чем число 7? Сравните числа (на доске): 7…8, 5…2, 9…6, 4…4, 3…6. Вставьте знаки сравнения и прочитайте эти выражения. Выберите и прочитайте натуральный ряд чисел. 12356789… 23456789… 123456789… 345657 -Докажите, что вы правильно определили натуральный ряд чисел.




1 6 5 6 7<8 5>2 9>6 4=4 3<6



123456789… Числа в выбранном ряду следуют от наименьшего натурального 1 до бесконечности, каждое следующее на единицу больше предшествующего числа. Стадия осмысления содержания ПУУД понимание





























РУУД оценивание результата своих действий
















КУУД осознанное высказывани
Включение учащихся в процесс осмысления. Мотивирование учащихся на выполнение заданий и обеспечение осмысления полученных знаний в ходе работы.
1..Посмотрите внимательно на слайд. - По сколько фигур в 1-3 круге? -Как называются фигуры? -Сколько фигур в 4-м круге? Кто знает, как можно сказать иначе? -выложите столько фигур, сколько окон в классе. - Уменьшите на 2. Сколько получится?1 -Уменьшите на 1. Сколько останется? 0
2.Работа с учебником с.84 №195 -Чем математический рассказ отличается от литературного? -Рассмотрите рисунки. Составьте математические рассказы. (Определение по учебнику читает учитель.)
Физминутка Встали, сели, встали, сели. Друг на друга посмотрели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. 2. Число ноль записывают цифрой 0. Описание: -Цифра ноль состоит из одного элемента - большого овала. Начинаем писать чуть ниже середины клеточки, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведем вверх, закругляем, касаясь правой стороны, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, закругляем и ведем вниз к началу овала. Показ учителем: доска, мокрая кисть. Письмо в воздухе по счету (и раз, и два) Работа в тетради с.23 №50 -Рассмотрите образец написания цифры, как она располагается в клеточке. Напишите, сравнивая с образцом. -Подчеркните самую красивую цифру.
Контроль и анализ выполнения. Оказание помощи в видении собственных успехов.

  • В древнем мире число ноль называли словом «кружок». Арабы перевели это слово на свой язык и получилось «сифр». Очень похоже на слово цифра. Так и стали этим словом цифра называть все цифры, а само слово «нуль» появилось гораздо позже, и обозначает оо «ничто».
  • В народе о человеке, который ничему не хочет научиться говорят : «Ноль без палочки»
  • Но 0 совсем не пустяковая цифра. Нет !
Ученик У людей говорят:« не шути с огнем»! А в математике говорят: «Не шути с нулем»! У нуля про запас сотни каверз и проказ. Нужен глаз за ним, да глаз!
-Вспомните, какие числа называются натуральными и ответьте на вопрос, является ли ноль натуральным числом? ( числа, которые получаются при счете предметов). Вывод: ноль ненатуральное число. -Рассмотрите линейку, найдите место нуля на ней. - Назовите числа, большие 0 (1…9…) - Можно ли сказать, что 0 меньше всех натуральных чисел? Вывод: ноль ненатуральное число, меньше всех натуральных чисел. Работа в тетради с.23 №51. -Найдите и раскрасьте крайние фигуры, похожие по форме на 0 в указанный цвет. -Какой цвет выбрали? - Сколько фигур вы раскрасили?(2) - Как называется линия, которая является границей фигуры? (Кривая)
3. Задание № 196. Записать ответы на вопросы:
  • 1к, 0к,
  • 0ак, 1ак,
  • 0с, 0с.
  • 2с, 2с
  • ,0к, 3р,
Физминутка Мы писали, мы писали. А теперь все дружно встали. Ножками потопаем, ручками похлопаем. Затем пальчики сожмем, разожмем, опять сожмем. Раз, два, три, четыре и опять писать начнем.




Индивидуальная практическая работа с наборами геометрических фигур подводит учащихся к выводу числа 0.





Формирование умения различать и составлять литературный и математический рассказы



Выполняют практические упражнения


Индивидуально подготовленный ученик


Выполняют практические упражнения


Закрепление пройденного ПУУД РУУД КУУД 4. Задание №197. -Чем похожи два ряда чисел? Чем различаются? 12345678… 01234567… -Где расположен натуральный ряд чисел? -Почему второй нельзя назвать натуральным?

Выделение учащимися совпадений и различий.



Стадия рефлексии КУУД (построение речевых высказываний) ПУУД(логические)
РУУД (контроль, коррекция, оценка)
- С каким числом и цифрой познакомились на уроке ? 1.Повезло опять Егорке, У речки он сидит не зря: Два карасика в ведерке и четыре пескаря. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет? -Каким числом можно выразить количество рыб, которые останутся в ведерке у Егорки? (0) -Что вам было интересно узнать?
Эмоциональная поддержка учащихся. Создание обратной связи ученик - учитель.

Если ты считать умеешь,
Все науки одолеешь.
Скажут про тебя ребята:
«Наш дружок - ума палата»

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Урок математики в 1- м классе в системе развивающего обучения Л. В. Занкова направлен на знакомство детей с числом 0 и соотнесением его с цифрой - знаком. Для достижения целей урока используется фронтальная, парная и индивидуальная работа. Материал подобран для развития УУД. С целью развития познавательного интереса учащихся используется ИКТ.


© 2010-2022