Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Вода и её свойства

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Конспект занятия по краеведению на тему: «Вода и её свойства».





Дата: 19 октября 2010 года. Класс: 2-б. Учитель: Емельянцева О.В.



Конспект занятия по краеведению во втором классе.
Тема: «Вода и её свойства».
Задачи урока:
Образовательные:

  1. повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле;
  2. продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;
  3. определить в ходе опытов свойства воды, составить план доклада на тему: «Свойства воды»;

Воспитательные:
  1. воспитание умения работы в группах;
  2. формирование умения выполнять разные роли;

Развивающие:
  1. развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов;


Оборудование и наглядные пособия: Стаканы пустые и с кипячёной водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком; чайные ложки, зеркальца, пипетки, воронки, марлевые салфетки, кубики, чашки, блюдца, цветные бусинки, молоко.


Ход урока.
  1. Организационный момент.
Учитель: На последнем уроке окружающего мира мы проводили второе заседание клуба «Мы и окружающий мир», на котором говорилось о значении воды для жизни на Земле. Сегодня мы проведём не обычное занятие, а практическое, на котором в ходе опытов мы познакомимся с различными свойствами воды и попробуем установить, где эти свойства воды находят применение в нашей повседневной жизни.
  1. Актуализация знаний учащихся.
На уроке окружающего мира вы получили задание составить сообщение на тему: «Кому и для чего нужна вода?». Послушаем два сообщения на эту тему. (На интерактивной доске идёт презентация) Ученик 1. Воды на Земле больше, чем суши. И это замечательно! Вода не даёт нашей планете замёрзнуть. Всё лето Солнце греет воду в реках, озёрах, морях, океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на планете наступят такие морозы, что всё живое погибнет. Сама жизнь на Земле, по мнению учёных, зародилась в далёкие времена в воде. Но связь с водой сохраняется и сейчас. Сам человек больше чем наполовину состоит из воды! Неудивительно, что без неё мы можем прожить только несколько дней. Для многих живых организмов вода является родным домом, средой обитания. На реках с быстрым течением строят гидроэлектростанции, на которых энергия воды превращается в электрическую энергию. Конечно, людям требуется только чистая вода, которой с каждым годом становится меньше. Из одного незакрытого крана через тоненькую струйку в течении суток выливается 500 литров воды. Обыкновенная чистая вода - это богатство, которое ничем не заменишь. Берегите воду!
Ученик 2. Вода поит и растения, и животных, и людей. Без неё не умоешься и не постираешь. Ежедневно люди используют воду в быту:
  • водой, бегущей по трубам в стене, отапливают помещения;
  • моют посуду;
  • варят суп и компот, моют овощи и замешивают тесто.
Без воды не удастся приготовить и бетон для стройки, и бумагу для книг, ткань для одежды, резину, металл, лекарства, конфеты - ничего не сделаешь без воды! А ещё вода может быть удобной дорогой. По рекам, морям и океанам день и ночь плывут корабли. Они везут тяжёлые грузы и пассажиров. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек.
3 Объявление темы занятия.
Учитель: Тема нашего занятия: «Вода и её свойства». Мы проведём несколько опытов. На основе этих опытов каждый присутствующий к следующему уроку окружающего мира должен будет подготовить сообщение на тему: «Свойства воды». Работать будем группами, на которые разбились на прошлом уроке. Моими помощниками в группах при проведении опытов будут:
  1. Шелковская Аня
  2. Аржанцев Андрей
  3. Устименко Коля
  4. Шашков Костя.

Перед каждым из вас лежат листы, на которых мы будем фиксировать результаты наших опытов и записывать выводы о свойствах воды.
  1. Правила поведения при проведении опытов.

(Правила высвечиваются на интерактивной доске)
Учитель. Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов. Помогут их вспомнить мои помощники в группах. (Дети читают по очереди правила с интерактивной доски)
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта. 4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 5. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя. 6. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
5. Практическая работа.
Опыт №1. Имеет ли вода запах? Понюхайте содержимое стакана №1. В него налита питьевая вода. Имеет ли вода запах? Посовещайтесь в группах и сделайте вывод. (Вывод: вода не имеет запаха.) Запишите вывод к опыту №1. (Дети записывают вывод) Если вода имеет запах, то значит она загрязнена и может быть опасна для всего живого. Поэтому нельзя нюхать сосуд, если вы не знаете, что в нём находится.
Опыт №2. Прозрачна ли чистая вода? Возьмите 2 тарелки с рисунком. В одну из них вылейте чистую воду из стакана №1, а во вторую налейте молоко из стакана №2.
  • Хорошо ли виден рисунок на дне первой тарелки, куда была налита чистая вода? (Да.)
  • Виден ли рисунок на дне второй тарелки, куда мы налили молоко?
(Нет.) Посовещайтесь в группах и сделайте вывод о прозрачности чистой воды. (Вывод: чистая вода прозрачна.) Запишите вывод на листе.
  • Давайте подумаем, где и когда люди могут использовать свойство прозрачности воды?
(Используют водолазы, когда погружаются на дно водоёма; люди любуются растениями и животными, находящимися в аквариуме).
Опыт №3. Свойство текучести. Возьмите пипетку, наберите в неё воду из стакана №3 и выпустите её на поверхность маленького зеркальца.
  • Что стало с водой? (Она растеклась.)
  • Наклоните слегка зеркальце. Что происходит с водой? (Вода течёт дальше.)
  • Обладает ли вода свойством текучести? (Да.)
  • Запишем вывод: вода обладает свойством текучести.
  • Как это свойство используют люди? (Вода течёт по трубам и обогревает дома; её можно во что-то налить, перелить)

Опыт №4. Является ли вода растворителем? Наберите в ложку сахарный песок, добавьте его в стакан №3 и размешайте. Какого цвета был сахарный песок? (Белого ). Заметен ли сейчас сахарный песок в воде? (Нет) Попробуйте воду на вкус. Какая стала вода? (Вода стала сладкой) Что произошло с сахарным песком? (Он растворился в воде) Возьмите стакан №4. Проделайте тот же опыт с солью. Заметна ли соль в воде? (Нет) Можно ли сказать, что соль растворилась в воде? (Да) А теперь я размешаю в воде речной песок. Заметен ли речной песок в воде? (Да, вода стала грязной и мутной) Пропустим воду с речным песком через фильтр и посмотрим, что осталось на фильтре. (На фильтре остались песчинки) Растворился ли речной песок в воде? (Нет) Сделаем вывод: вода является растворителем. Вода не растворяет речной песок. Как это свойство используют люди? (Пьют сладкий чай, подсаливают суп и т.д.) Учитель. В воде могут растворяться и газы. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нём. Для живых организмов, обитающих в воде, очень важен кислород, растворённый в ней. Он им нужен для дыхания. Так как вода растворяет и вредные для человека соли, пить воду из источника, если ты не знаешь, чист ли он, нельзя!
Опыт№5. Имеет ли вода вкус? Возьмите стакан №5 и сделайте маленький глоточек.
  • Посовещайтесь в группах и сделайте вывод, имеет ли вода вкус?
  • Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
  • Давайте подумаем, где мы используем это свойство воды?
(Используя это свойство, люди готовят напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)
Опыт №6. Имеет ли вода форму? Опустите в стакан №5 игральный кубик. Изменил ли кубик свою форму? (Нет) Перелейте воду вместе с кубиком в чашку. Изменил ли кубик свою форму? (Нет). А вода? (Изменила) Перелейте содержимое чашки в тарелку. Изменилась ли сейчас форма кубика? (Нет) А воды? (Снова изменилась) Имеет ли вода форму? Обсудите в группах и сделай те вывод. Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который её наливают. Где и когда мы используем это свойство воды? (Наливаем воду из чайника в чашку, из кулера - в стакан, из ведра - в таз; при перевозке и хранении воды; вода продаётся в магазине в разных тарах и т.д.)
Опыт №7. Имеет ли вода цвет? Возьмите стакан №6 и опустите в него цветную бусину. Какого цвета была бусина сначала? (Зелёного) Изменился ли цвет бусинки в воде? (Нет) Что можно сказать о цвете самой воды. Имеет ли вода цвет? Обсудите в группах и сделайте вывод. Вывод: чистая вода бесцветна.
Учитель: это свойство помогает людям без специального лабораторного исследования сказать, что любая цветная жидкость - это не чистая вода.
Опыт №8. Вода испаряется. Вспомните, о чём я попросила дежурных начале урока? (Стереть с доски) Какая была доска после того, как её протёрли? (Влажная). А сейчас она сухая. Что же произошло? (Вода испарилась)
Где мы можем использовать это свойство воды?
Задания по группам. (Учитель раздаёт детям картинки с заданиями на обратной стороне) Прочитайте ситуации и обсудите в группах, какое свойство воды было использовано в каждой ситуации.
Задание 1. Мама постирала бельё и вывесила его на балкон. Через два часа бельё уже было сухое. Какое свойство воды здесь использовалось?
Задание 2. Кот Васька сидел у большого круглого аквариума и царапал лапой по стеклу, стараясь достать плавающую там рыбку. О каком свойстве воды говорится в данной ситуации?
Задание 3. Для приготовления компота нам с мамой потребовалось 3 литра воды, стакан сахарного песка и ягоды смородины и малины. Компот получился на славу - сладкий и душистый. Какое свойство воды помогло сварить компот?
Задание 4. Мы зачерпнули воду из колодца большим ведром, перелили её в два маленьких ведёрка, чтобы легче было нести. Придя домой, мы отлили немного воды в миску Шарику, а остальное вылили в большую кастрюлю. Какое свойство воды помогло это сделать?
7. Домашнее задание Подготовить сообщение на тему: «Вода и её свойства», используя составленный план. В качестве плана вы можете использовать лист с выводами.


© 2010-2022