Словарная работа с младшими школьниками на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Манюкова Татьяна Валентиновна,

учитель начальных классов

МБОУ БГО СОШ № 3 г. Борисоглебска
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу. Слово - важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи. Словарный состав русского языка очень велик. В толковый словарь, изданный под редакцией профессора Д.Н. Ушакова (в него включены наиболее распространенные слова и термины русского языка), вошло около 90 тысяч слов. Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. "Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность". Очень большую помощь ученикам по обогащению словаря дает рабочая тетрадь «Словарная работа» (изд-во ВАКО). В этой тетради к каждому словарному слову дано стихотворение с полной установкой, какую букву нужно писать в слове с непроверяемой орфограммой. Затем к каждому слову дается много заданий, выполняя которые ученики лучше усваивают правила правописания, лексическое значение слов, выполнение фонетических заданий, разбор по частям речи, членам предложения, составу слова. Много заданий для подбора дополнительных слов. Приведем примеры из тетради. (Получено разрешение от авторов тетрадей.) СТОЛИЦА Столица - главный город каждой страны, Столицей Москвой мы гордиться должны. Я пишу без ошибки и знаю давно, Что в слове столица есть гласная О. (Е. Шестопалова)

  1. Напишите формы слова столица с предлогами: в, к, по, над, за, до, о, перед, около. Выделите окончания в словах.
  2. Составьте и напишите словосочетания со словами из задания 1. Поставьте знак ударения в словах.
  3. Найдите и запишите пословицы, в которых упоминаются слова столица или Москва.
  4. Составь и запиши три распространенных предложения, в которых употребишь формы слова столица.
Выполнение таких заданий формирует у учащихся умение добывать дополнительную информацию из разных источников, обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Что позволяет сформировать у них коммуникативные универсальные учебные действия. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова большая часть слов, особенно общеупотребительных, обладает многозначностью. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, т.е., по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи. Готовясь к уроку русского языка, учитель отмечает про себя, какие слова и обороты речи будут использованы для словарной работы: 2-3 слова, которые для большинства учащихся могут оказаться непонятными, будут разъяснены; 3-4 слова или сочетания намечены для работы над уточнением их оттенков, эмоциональных окрасок, сочетаемости; все слова, над которыми велась работа, будут включены в пересказ или в высказывания самих учащихся по вопросам учителя. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. В списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися начальных классов, именно такие слова и включены. Основными принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке должны быть: 1) практическая ценность слова для данного этапа обучения; 2) особенности словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только соответствующего слова, но и самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения значения русского слова; 3) частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте для чтения; 4) доступность слова по звуковому составу. На первых порах следует избегать слов, звуковой состав которых затрудняет учащихся. Однако указанный принцип отбора иногда вступает в противоречие с требованием знакомить учащихся со словами, часто встречающимися в речи. Слова, общие в родном и русском языках, могут включаться в речь учащихся с первого года обучения, если их значение доступно пониманию учащихся определенного возраста и соответствует общей подготовке детей. В каждом конкретном случае нужно отдавать предпочтение практической ценности слова. Это значит, что слова, трудные для произношения, но очень важные и необходимые для общения, следует включать в речь учащихся уже на первых этапах обучения, например, такие, как здравствуйте, встаньте, спросите и т.п. На первых этапах обучения следует знакомить детей со словами в основном их значении, хотя и переносные значения нужно вводить в словарный запас очень рано. Например, сначала мальчик бежит, а позднее время бежит; ученики идут, часы идут, годы идут, дни идут. Слова, которые дети должны понимать в устной речи и при чтении, правильно произносить и употреблять в своей речи, составляют их активный словарный запас.


© 2010-2022