- Преподавателю
- Начальные классы
- Словарная работа с младшими школьниками на уроках русского языка
Словарная работа с младшими школьниками на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Манюкова Т.В. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Манюкова Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ № 3 г. Борисоглебска
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу. Слово - важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи. Словарный состав русского языка очень велик. В толковый словарь, изданный под редакцией профессора Д.Н. Ушакова (в него включены наиболее распространенные слова и термины русского языка), вошло около 90 тысяч слов. Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. "Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность". Очень большую помощь ученикам по обогащению словаря дает рабочая тетрадь «Словарная работа» (изд-во ВАКО). В этой тетради к каждому словарному слову дано стихотворение с полной установкой, какую букву нужно писать в слове с непроверяемой орфограммой. Затем к каждому слову дается много заданий, выполняя которые ученики лучше усваивают правила правописания, лексическое значение слов, выполнение фонетических заданий, разбор по частям речи, членам предложения, составу слова. Много заданий для подбора дополнительных слов. Приведем примеры из тетради. (Получено разрешение от авторов тетрадей.) СТОЛИЦА Столица - главный город каждой страны, Столицей Москвой мы гордиться должны. Я пишу без ошибки и знаю давно, Что в слове столица есть гласная О. (Е. Шестопалова)
- Напишите формы слова столица с предлогами: в, к, по, над, за, до, о, перед, около. Выделите окончания в словах.
- Составьте и напишите словосочетания со словами из задания 1. Поставьте знак ударения в словах.
- Найдите и запишите пословицы, в которых упоминаются слова столица или Москва.
- Составь и запиши три распространенных предложения, в которых употребишь формы слова столица.