- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Интегрированный урок по русскому языку и литературе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терехина Г.Ю. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Всероссийский педагогический конкурс
«Интегрированный урок»
литературное чтение - русский язык
2 класс, УМК «Школа России»
МАОУ «СОШ № 1»
учителя начальных классов
Терехиной Галины Юрьевны
Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» .
Цели :
-учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять её решение под руководством учителя; повторить сведения об изученных
орфограммах; совершенствовать умения находить в словах орфограммы на изученные
правила письма, сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне
слова; объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком
и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания;
-развивать речь, память, внимание, воображение, мышление; умение систематизировать
собранный материал выражая своё мнение, умения работать в группе
- воспитывать любовь к предмету, прививать интерес к чтению русской природе,
-развивать умение оценивать результаты своей деятельности; формировать личностные
качества, коммуникабельность.
Оборудование:- учебник; тетрадь; рисунки детей «Зима. Зимние забавы».
-карточки с заданиями;- карточки со словами ( отгадками); тест; игра; деформированный
текст; выставка книг « о зиме»; иллюстрации; альбом П.Чайковского «Времена года»;
презентация.
Ход урока.
-
Организационный момент:
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
-
Актуализация:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. А начну я его с загадки:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокоса.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
Учитель: Да, любимое время года «Зима». Слайд
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Вы долго ждали прихода снежной зимы, и вот она пришла русская
красавица. Давайте посмотрим ,как вы её изобразили . ( выставка рисунков «Зимний
пейзаж» под музыку П Чайковского «Времена года»)
- Что ещё вы подготовили дома ?
-Загадки о зиме. Давайте отгадывать.
Например: Белый Тихон Сижу верхом Старик у ворот
С неба спихан, Не знаю на ком, Тепло уволок,
Где пробегает - Знакомца встречу - Сам не бежит,
Ковром устилает . Соскочу, привечу. Стоять не велит.
Гуляет на воле, Маленький, беленький,
В лесу, в чистом поле. По лесочку прыг, прыг.
Крутит, воет, бурчит. По снежочку тык , тык. Гуляет по полю , а не конь
По сёлам, городам летает, Летает на воле, да не птица.
Знать никого не желает.
На доске вывешиваются «снежинки», на которых записаны слова - отгадки с
пропущенной орфограммой ( сне…., ша...ка, м..ро.., м..тель, за..ц, в..терок и т.д.)
Учитель: Внимательно посмотрите ещё раз на эти слова. слайд
- С чем ассоциируются эти слова?
Ученики: С зимой, с природой.
Учитель: А что вы можете ещё сказать о правописании этих слов?
Ученики: Слова - обозначающие предмет, одушевленные, неодушевленные. Есть
слова, написание которых нужно проверять.
Учитель: Давайте определим тему и задачи нашего урока.
- Какие орфограммы вы будете сегодня повторять ?
-Чему будете учиться на уроке?
Ученики: вспомним и закрепим правописание изученных орфограмм; будем
отрабатывать их способы проверки.
Учитель: Прежде чем приступать к письму, нужно подготовиться:
Пальчиковая гимнастика. Руки заняты борьбой-
Десять пальцев вышли в бой.
Станут пальчики борцами,
Но останутся друзьями.
(дети имитируют борьбу - разминки для пальчиков)
Оформление работы в тетради.
4. Чистописание.
Учитель: Подготовим глазки (зарядку для глаз)
«Полет снежинки» «Вьюга- метель» слайд
Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
Учитель: О чём идет речь? О каком узоре на окне? Мороз рисует на стеклах узоры, а
мы пропишем узор - соединения, который помогут вам овладеть скорописью,
отрабатывая навыки каллиграфии:
оро рзо зор слайд
5. Словарная работа.
Учитель: Какие слова можно образовать из этих букв, соединений?
- Правописание какой орфограммы нужно вспомнить, чтобы правильно его записать?
Ученики: Правописание словарных слов, парных согласны в конце слова
6. Тема урока.
Учитель: Вернемся к нашим словам - отгадкам. На какие группы ещё можно
разделить эти слова? Так какие вопросы мы будем сегодня рассматривать на уроке?
Ученики: Правописание изученных орфограмм и способы их проверки.
Учитель: Вставить и доказать правописание пропущенной орфограммы. Согласно
заданию группы записать
Работаем в группах. Все ребята работают в тетрадях, а трое ребят работают на листах
формата А3 маркерами согласно орфограмме: 1) записывает слова с непроверяемыми
безударными гласными в корне слова; 2) с парными согласными в корне слова; 3) с
проверяемыми безударными гласными в корне слова.
После выполнения задания работы вывешивают на доску. слайд
январь зима снег
мороз ветерок шапка
метель денёк сказка
заяц леса мороз
иней снежинка сугроб
Учитель: Проверяем. Какой цели мы достигли, выполняя это задание?
- На какие группы вы разделили слова?
- Какие способы проверки использовали?
- Какое слова у вас оказалось записано дважды? Почему?
Ученики: слово мороз - словарное; правописание парной согласной на конце слова.
Учитель: Как бы вы оценили свою работу в группе?
-Оцените работу группы.
Физкультурная минутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками -
И покажем дома маме. ( дети поднимают руки над головой и делают хватательные
движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. ( потягивания - руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.( ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (прыжки)
Стоп! Закончилась зарядка,
Вдох и выдох для порядка.
От зарядки будет прок.
Продолжаем наш урок. (дети садятся за парты)
Продолжения урока..
Учитель: Погуляли по зимнему лесу. Замёрзли? Давайте согреемся: слайд
-Кто же нас заморозил?
7. Речевая гимнастика: Щиплет девочкам Мороз
Ножки, ручки, щёчки, нос.
Работа над скороговоркой (-чтение про себя; шепотом; выделяя голосом выделенные слова.)
Учитель: Это любимое время года нашло свое отношение и в народной мудрости.
-А какие пословицы о зиме вы знаете?
-Давайте поиграем.
8. Игра «Собери пословицу». Работа в парах. У вас на парте карточки со словами
помощниками.
- Кто быстрее соберёт пословицу и объяснит её смысл.
Год зиму декабрь кончает начинает.
Летом глубокий зимой хлеб высокий снег.
Молод в зимний всякий холод.
Учитель: Проверим работу слайд
Учитель: Зиму любят и взрослые и дети. Зиме посвящали свои строки многие авторы
из нашего раздела.
-Перед вами слайд.
-Сформулируйте задание.
9. -Правильно соединить название произведения с их автором:
И. Бунин «Первый снег»
Я. Аким «Утром кот»
С. Есенин «Поет Зима - аукает»
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
С. Михалков «Новогодняя быль»
А. Барто «Дело было в январе»
Учитель: В каком разделе мы свами встречались с этими произведениями?
- Какой цели достигли, выполняя это задание?
Ученики: - повторили произведения о Зиме из раздела «Люблю природу
русскую. Вспомнили их авторов.
Учитель: А хотели бы вы вспомнить полюбившиеся строчки, перечитать их?
10. Дети читают наизусть отрывки, звучит тихая мелодия П. Чайковского
«Времена года»
Ученики: Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов…… Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной…
Белая берёза
Под моим окном….
Учитель: А какое произведение мы забыли упомянуть ?
Ученики: «Два Мороза»
11. Учитель: Перед вами тест по произведению «Два Мороза». Проверим,
как вы внимательно его читали.
ТЕСТ:
-
Выбери, к какому жанру относится произведение «Два Мороза»?
а) басня б) рассказ М) сказка
2) Сколько персонажей в произведении?
а) 2 О) 4 в) 6
3) Кто автор сказки?
а) А. Пушкин б) И. Крылов Л) народ
4) В какую игру играли братья? Чем занимались?
а) в снежки О) людей морозили в) строили крепости
5) Кого заморозил Мороз-Красный нос-младший брат?
Д) дровосека б) богатого купца в) зверей
6) Кто справился с заданием?
Е) Мороз-синий нос о) Мороз-красный нос
7) Что помогло дровосеку одолеть Мороза?
а) теплая одежда б) сила Ц) топор
8) Какая пословица использована в произведении?
?)береги нос в большой мороз
!) топор лучше шубы греет
.)мороз не велик, стоять не велит
Учитель: Какое слово у вас получилось? Вот видите, как хорошо вы сегодня работаете на
уроке ! Вы все молодцы!
12. Творческая работа.
Учитель: У зимы много слуг и вьюга, и пурга - любящие веселиться и резвиться ,как
дети. Перед вами на парте слайд рассказ (деформированный текст).
Прочитайте его. « Наступила …… . Замелькали в воздухе первые ……. . Тёплым одеялом укроет ….. Землю. Снежные …. заметут лесные ….. . А детям ….. . Лепят ….. , строят ……»
-Что случилось? Кто-то видно пошалил? Что заметили?
Ученики: Пропущены слова.
Учитель: Что же вы прочитали ? Докажите.
Ученики: Текст. Имеет начало, основную часть, концовку.
Учитель: Какие виды работы мы можем произвести с текстом?
Ученики: Озаглавить.
-Дополнить текст, своими предложениями.
Учитель: Давайте озаглавим. Ваши предложения?
Ученики: «Зима». « Пришла зима». «Как хорошо зимой!»
Учитель: Запишите правильный текст ,объясняя правописание орфограмм. Дополните по
желанию 2-3 предложениями, выражающими ваше отношение к зиме.
Дети работают самостоятельно. Тихо звучит музыка Чайковского.
По окончанию работы прослушать желающих зачитать получившийся текст
слайд
Физкультурная минутка.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (дети имитируют движение ходьбы на лыжах)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит , вертит
И среди ветвей шумит .
Снег летит , летит, летит. (вращение туловищем вправо и влево)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (дети садятся за парты)
13 .Грамматическое задание.
Учитель: По лесу пробежали лыжники и оставили следы? Что это?
Ученики: Это схема предложения.
Учитель: К какому предложению подходит она ?
Что сделали ? …… В чём ? Какие ? Что?
Учитель: А это что за сугробы снежные?
- Какие слова спрятались под «корнем»? Найдите однокоренные слова.
Снег - снеговик - снежинка - заснеженный
14. Рефлексия :
Учитель: Мы сегодня весь урок восхищались красотой произведениями авторов о зиме.
- Понравилась вам работа? Оцените свою работу. Кого бы вы похвалили?
-У кого возникли трудности на уроке?
15. Подведение итога урока:
Учитель: Обобщите, что же мы сегодня повторили на уроке?
- Какие знания закрепили?
Благодарю всех за работу!
16. Домашнее задание.
Найти и записать в тетрадь четверостишие о зиме, выделить все знакомые орфограммы или написать мини-сочинение о зиме, выделить все знакомые орфограммы( личностно ориентированный подход )
Литература:
1.«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий Москва 2012
2.«Русский язык» В.П. Канакина В.Г. Горецкий Москва 2012
3.«Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно» Г.М. Науменко Москва 1991
4.Физкультурные минутки О.В. Узорова Е.А. Нефедова Москва 2004
5.Игры с пальчиками О.В.Узорова Е.Н. Нефедова Москва 2006