Интегрированный урок по русскому языку и литературе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский педагогический конкурс

«Интегрированный урок»

литературное чтение - русский язык

2 класс, УМК «Школа России»

МАОУ «СОШ № 1»

учителя начальных классов

Терехиной Галины Юрьевны

Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» .

Цели :

-учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,

осуществлять её решение под руководством учителя; повторить сведения об изученных

орфограммах; совершенствовать умения находить в словах орфограммы на изученные

правила письма, сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне

слова; объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком

и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания;

-развивать речь, память, внимание, воображение, мышление; умение систематизировать

собранный материал выражая своё мнение, умения работать в группе

- воспитывать любовь к предмету, прививать интерес к чтению русской природе,

-развивать умение оценивать результаты своей деятельности; формировать личностные

качества, коммуникабельность.

Оборудование:- учебник; тетрадь; рисунки детей «Зима. Зимние забавы».

-карточки с заданиями;- карточки со словами ( отгадками); тест; игра; деформированный

текст; выставка книг « о зиме»; иллюстрации; альбом П.Чайковского «Времена года»;

презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

  1. Актуализация:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. А начну я его с загадки:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белолица, белокоса.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром.

Учитель: Да, любимое время года «Зима». Слайд

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вы долго ждали прихода снежной зимы, и вот она пришла русская

красавица. Давайте посмотрим ,как вы её изобразили . ( выставка рисунков «Зимний

пейзаж» под музыку П Чайковского «Времена года»)

- Что ещё вы подготовили дома ?

-Загадки о зиме. Давайте отгадывать.

Например: Белый Тихон Сижу верхом Старик у ворот

С неба спихан, Не знаю на ком, Тепло уволок,

Где пробегает - Знакомца встречу - Сам не бежит,

Ковром устилает . Соскочу, привечу. Стоять не велит.

Гуляет на воле, Маленький, беленький,

В лесу, в чистом поле. По лесочку прыг, прыг.

Крутит, воет, бурчит. По снежочку тык , тык. Гуляет по полю , а не конь

По сёлам, городам летает, Летает на воле, да не птица.

Знать никого не желает.

На доске вывешиваются «снежинки», на которых записаны слова - отгадки с

пропущенной орфограммой ( сне…., ша...ка, м..ро.., м..тель, за..ц, в..терок и т.д.)

Учитель: Внимательно посмотрите ещё раз на эти слова. слайд

- С чем ассоциируются эти слова?

Ученики: С зимой, с природой.

Учитель: А что вы можете ещё сказать о правописании этих слов?

Ученики: Слова - обозначающие предмет, одушевленные, неодушевленные. Есть

слова, написание которых нужно проверять.

Учитель: Давайте определим тему и задачи нашего урока.

- Какие орфограммы вы будете сегодня повторять ?

-Чему будете учиться на уроке?

Ученики: вспомним и закрепим правописание изученных орфограмм; будем

отрабатывать их способы проверки.

Учитель: Прежде чем приступать к письму, нужно подготовиться:

Пальчиковая гимнастика. Руки заняты борьбой-

Десять пальцев вышли в бой.

Станут пальчики борцами,

Но останутся друзьями.

(дети имитируют борьбу - разминки для пальчиков)

Оформление работы в тетради.

4. Чистописание.

Учитель: Подготовим глазки (зарядку для глаз)

«Полет снежинки» «Вьюга- метель» слайд

Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

Учитель: О чём идет речь? О каком узоре на окне? Мороз рисует на стеклах узоры, а

мы пропишем узор - соединения, который помогут вам овладеть скорописью,

отрабатывая навыки каллиграфии:

оро рзо зор слайд

5. Словарная работа.

Учитель: Какие слова можно образовать из этих букв, соединений?

- Правописание какой орфограммы нужно вспомнить, чтобы правильно его записать?

Ученики: Правописание словарных слов, парных согласны в конце слова

6. Тема урока.

Учитель: Вернемся к нашим словам - отгадкам. На какие группы ещё можно

разделить эти слова? Так какие вопросы мы будем сегодня рассматривать на уроке?

Ученики: Правописание изученных орфограмм и способы их проверки.

Учитель: Вставить и доказать правописание пропущенной орфограммы. Согласно

заданию группы записать

Работаем в группах. Все ребята работают в тетрадях, а трое ребят работают на листах

формата А3 маркерами согласно орфограмме: 1) записывает слова с непроверяемыми

безударными гласными в корне слова; 2) с парными согласными в корне слова; 3) с

проверяемыми безударными гласными в корне слова.

После выполнения задания работы вывешивают на доску. слайд

январь зима снег

мороз ветерок шапка

метель денёк сказка

заяц леса мороз

иней снежинка сугроб

Учитель: Проверяем. Какой цели мы достигли, выполняя это задание?

- На какие группы вы разделили слова?

- Какие способы проверки использовали?

- Какое слова у вас оказалось записано дважды? Почему?

Ученики: слово мороз - словарное; правописание парной согласной на конце слова.

Учитель: Как бы вы оценили свою работу в группе?

-Оцените работу группы.

Физкультурная минутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками -

И покажем дома маме. ( дети поднимают руки над головой и делают хватательные

движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. ( потягивания - руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.( ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок -

Вот и скрылся наш дружок! (прыжки)

Стоп! Закончилась зарядка,

Вдох и выдох для порядка.

От зарядки будет прок.

Продолжаем наш урок. (дети садятся за парты)

Продолжения урока..

Учитель: Погуляли по зимнему лесу. Замёрзли? Давайте согреемся: слайд

-Кто же нас заморозил?

7. Речевая гимнастика: Щиплет девочкам Мороз

Ножки, ручки, щёчки, нос.

Работа над скороговоркой (-чтение про себя; шепотом; выделяя голосом выделенные слова.)

Учитель: Это любимое время года нашло свое отношение и в народной мудрости.

-А какие пословицы о зиме вы знаете?

-Давайте поиграем.

8. Игра «Собери пословицу». Работа в парах. У вас на парте карточки со словами

помощниками.

- Кто быстрее соберёт пословицу и объяснит её смысл.

Год зиму декабрь кончает начинает.

Летом глубокий зимой хлеб высокий снег.

Молод в зимний всякий холод.

Учитель: Проверим работу слайд

Учитель: Зиму любят и взрослые и дети. Зиме посвящали свои строки многие авторы

из нашего раздела.

-Перед вами слайд.

-Сформулируйте задание.

9. -Правильно соединить название произведения с их автором:

И. Бунин «Первый снег»

Я. Аким «Утром кот»

С. Есенин «Поет Зима - аукает»

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»

С. Михалков «Новогодняя быль»

А. Барто «Дело было в январе»

Учитель: В каком разделе мы свами встречались с этими произведениями?

- Какой цели достигли, выполняя это задание?

Ученики: - повторили произведения о Зиме из раздела «Люблю природу

русскую. Вспомнили их авторов.

Учитель: А хотели бы вы вспомнить полюбившиеся строчки, перечитать их?

10. Дети читают наизусть отрывки, звучит тихая мелодия П. Чайковского

«Времена года»

Ученики: Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов…… Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной…

Белая берёза

Под моим окном….

Учитель: А какое произведение мы забыли упомянуть ?

Ученики: «Два Мороза»

11. Учитель: Перед вами тест по произведению «Два Мороза». Проверим,

как вы внимательно его читали.

ТЕСТ:

  1. Выбери, к какому жанру относится произведение «Два Мороза»?

а) басня б) рассказ М) сказка

2) Сколько персонажей в произведении?

а) 2 О) 4 в) 6

3) Кто автор сказки?

а) А. Пушкин б) И. Крылов Л) народ

4) В какую игру играли братья? Чем занимались?

а) в снежки О) людей морозили в) строили крепости

5) Кого заморозил Мороз-Красный нос-младший брат?

Д) дровосека б) богатого купца в) зверей

6) Кто справился с заданием?

Е) Мороз-синий нос о) Мороз-красный нос

7) Что помогло дровосеку одолеть Мороза?

а) теплая одежда б) сила Ц) топор

8) Какая пословица использована в произведении?

?)береги нос в большой мороз

!) топор лучше шубы греет

.)мороз не велик, стоять не велит

Учитель: Какое слово у вас получилось? Вот видите, как хорошо вы сегодня работаете на

уроке ! Вы все молодцы!

12. Творческая работа.

Учитель: У зимы много слуг и вьюга, и пурга - любящие веселиться и резвиться ,как

дети. Перед вами на парте слайд рассказ (деформированный текст).

Прочитайте его. « Наступила …… . Замелькали в воздухе первые ……. . Тёплым одеялом укроет ….. Землю. Снежные …. заметут лесные ….. . А детям ….. . Лепят ….. , строят ……»

-Что случилось? Кто-то видно пошалил? Что заметили?

Ученики: Пропущены слова.

Учитель: Что же вы прочитали ? Докажите.

Ученики: Текст. Имеет начало, основную часть, концовку.

Учитель: Какие виды работы мы можем произвести с текстом?

Ученики: Озаглавить.

-Дополнить текст, своими предложениями.

Учитель: Давайте озаглавим. Ваши предложения?

Ученики: «Зима». « Пришла зима». «Как хорошо зимой!»

Учитель: Запишите правильный текст ,объясняя правописание орфограмм. Дополните по

желанию 2-3 предложениями, выражающими ваше отношение к зиме.

Дети работают самостоятельно. Тихо звучит музыка Чайковского.

По окончанию работы прослушать желающих зачитать получившийся текст

слайд

Физкультурная минутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога. (дети имитируют движение ходьбы на лыжах)

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит , вертит

И среди ветвей шумит .

Снег летит , летит, летит. (вращение туловищем вправо и влево)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься. (дети садятся за парты)

13 .Грамматическое задание.

Учитель: По лесу пробежали лыжники и оставили следы? Что это?

Ученики: Это схема предложения.

Учитель: К какому предложению подходит она ?

Что сделали ? …… В чём ? Какие ? Что?

Учитель: А это что за сугробы снежные?

- Какие слова спрятались под «корнем»? Найдите однокоренные слова.

Снег - снеговик - снежинка - заснеженный

14. Рефлексия :

Учитель: Мы сегодня весь урок восхищались красотой произведениями авторов о зиме.

- Понравилась вам работа? Оцените свою работу. Кого бы вы похвалили?

-У кого возникли трудности на уроке?

15. Подведение итога урока:

Учитель: Обобщите, что же мы сегодня повторили на уроке?

- Какие знания закрепили?

Благодарю всех за работу!

16. Домашнее задание.

Найти и записать в тетрадь четверостишие о зиме, выделить все знакомые орфограммы или написать мини-сочинение о зиме, выделить все знакомые орфограммы( личностно ориентированный подход )

Литература:

1.«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий Москва 2012

2.«Русский язык» В.П. Канакина В.Г. Горецкий Москва 2012

3.«Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно» Г.М. Науменко Москва 1991

4.Физкультурные минутки О.В. Узорова Е.А. Нефедова Москва 2004

5.Игры с пальчиками О.В.Узорова Е.Н. Нефедова Москва 2006



© 2010-2022