Конспект урока по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Русский язык Тема. Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме. Цель: формировать представление об орфограмме - букве, обозначающей парный согласный по звонкости/глухости и стоящей в конце слова или в середине слова перед согласным, развивать умение проверять данную орфограмму; развивать связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Ход урока 1. Организация класса к работе. 2. Мотивация учебной деятельности 2.1. Работа над загадкой. - Отгадайте загадку. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба кра..шка. Собака лает, а достат.. не может. (Луна) - Что обозначают пропущенные буквы? - Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы. 2.2. Разгадывание кроссворда. - Разгадайте кроссворд. Все слова в нем начинаются с буквы г. 1. Дикая и домашняя птица. (Голубь.) 2. Большой населенный пункт. (Город.) 3. Звук автомобиля. (Гудок.) 4. Сыроежка - это ... (гриб). 5. Дикая и домашняя птица. (Гусь.) 6. Земля, перемешанная с водой. (Грязь.) 7. Помещение для автомобиля. (Гараж.) 8. Место для посадки овощей. (Грядка.) Конспект урока по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме (3 класс) - Какие согласные произносятся в конце слов-ответов? - Совпадает ли произношение и написание парных согласных по звонкости/глухости? Почему? 3. Актуализация опорных знаний учащихся. 3.1. Словарная работа. - Прочитайте слова. Мороз, город, сапог, тетрадь, медведь. - Назовите в этих словах глухие согласные звуки. (Мороз [с], город [т], сапог [к], тетрадь [т'], медведь [т'].) - Нужно ли проверять написание этих согласных? - Какой способ проверки вы знаете? - Какие еще орфограммы содержатся в этих словах? - Как проверить написание безударных гласных в этих словах? (Сверить написание по словарю или запомнить.) - Запишите данные слова и постарайтесь запомнить их написание. 3.2. Игра «Найди пару». - Помогите Незнайке составить пары согласных по звонкости/ глухости. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание. [б], [3], [К], [п], [Ж], [ф], [Ш], [Д], [Г], [В], [С], [М], [Т] - Какая карточка оказалась «лишней»? Почему? 4. Сообщение темы и задач урока. - Для чего нужно уметь проверять буквы, обозначающие парные согласные по звонкости/глухости? Сегодня мы повторим пары согласных по глухости/звонкости и будем учиться проверять написание слов с такими согласными. 5. Обобщение и систематизация знаний. 5.1. Работа с учебником. Выполнение упражнений 249, 250 (с. 138). 5.2. «Исправь ошибки» - Прочитайте запись. Новый гот - к весне поворот. Ела, ела дуп, дуп, поломала зуп, зуп. Береги нос в крепкий морос. - Исправьте ошибки и объясните свой ответ. 5.3. Работа с учебником. Выполнение упражнения 251 (с. 138). 5.4. Диктант. - Угадайте последнее слово и запишите его. Ранним утром у школьных ворот Собирается дружный ... (народ). Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам ... (мороз). Дом пустует без ребят, Убежали дети в ... (сад). Важно по морю плывет Трехэтажный ... (теплоход). В тулуп и валенки одет, Шел на охоту ... (дед). Научись держать в порядке Свои книжки и ... (тетрадки). Испекли мы из муки С луком, с мясом ... (пирожки). На кусок моей колбаски Мурка хитро щурит ... (глазки). 5.5. Звуковой анализ слов. - Сделайте звуковую запись слов тетрадки, пирожки, глазки. ([т'итратк'и], [п'ирашк'и], [гласк'и].) - Есть ли в этих словах парные согласные по глухости/звонкости? - Можно ли записывать на слух слова с парными согласными, за которыми следуют гласные? Почему? (В такой сильной позиции парные согласные произносятся четко.) - А нужно ли проверять написание парных согласных, за которыми следуют другие согласные? Почему? (Перед глухими согласными происходит замена звонкого согласного глухим.) - Сформулируйте правило, как проверить написание парны согласных по глухости/звонкости в конце слова или в середине слова перед другими согласными. 5.6. Игра «Не соглашайся!». Учитель зачитывает слово, а ученик повторяет его с отрицанием нет: сугроб - нет сугроба. Голубь, карандаш, клуб, лошадь, обед, бумажка, фуражка, гост сторож, ландыш, книжка, малышка, зубки, губки, мышка, шарф, улов, морковь, пирог. 6. Закрепление и контроль знаний учащихся. 6.1. Исправь ошибки. Незабутка, булафка, житкий, пирошки, сугроб, орешки, селедка. 7 . Итог урока. 8. Домашнее задание



© 2010-2022