- Преподавателю
- Начальные классы
- Надпредметное занятие «Ценности нашей жизни. Здоровье»
Надпредметное занятие «Ценности нашей жизни. Здоровье»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыбина Е.В. |
Дата | 02.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект надпредметного занятия в 1 классе.
Учитель: Цыбина Елена Викторовна
Тема занятия: « Ценности жизни. Здоровье»
Основные цели:
Образовательная: сформировать представление о ценностях в жизни каждого человека, раскрыть приоритет ценности здоровья и сформировать представление об ответственности каждого человека за свое здоровье.
Развивающая:создавать условия для построения основных правил, позволяющих сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, расширять представления детей об Олимпийском движении.
Воспитывающая: создавать на уроке атмосферу психологической комфортности, условия для воспитания самостоятельности, уметь контролировать свои действия, воспитывать интерес к занятию.
В процессе занятия формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-ориентация на понимание причин успеха;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию помощника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран с интерактивной приставкой.
Тип занятия: открытие нового знания.
Ход занятия:
Мотивация к учебной деятельности.
Как всегда начнем наше занятие с «Лесенки успеха». Оцените свои умения правильно относиться затруднению. Поставьте себя на стороне «умею» на ту ступеньку, которую считаете нужной.
Слайд 2.
В сказочном городе есть парк, в нем любит гулять доктор Пилюлькин (анимация 1).
Однажды Пилюлькин гулял по парку, остановился около дерева и задумался
« Что важно для дерева?» , «Что должен ценить и беречь в жизни человек?» Вы уже говорили об этом на уроках? (Нет.)
Значит, сегодня вы будете открывать новое. Пилюлькин пришел к нам, чтобы помочь разобраться в этом. Расскажите ему, как вы открываете новое.
(Мы сначала выясняем, чего не знаем, а потом сами ищем способ.)
Начнем с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Скажите, что ценит человек в дереве? (Плоды, красоту, из дерева делают мебель, бумагу)
Что должен делать человек, чтобы любоваться красотой дерева, собирать его плоды? ( Он должен за ним ухаживать, беречь...)
А что самое главное для дерева, без чего оно погибнет? (Дерево погибнет, если повредить корни.)
Значит, для жизни дерева самым ценным являются корни. А что самое ценное в жизни для вас? (Семья, здоровье, жизнь, знание, любовь...)
Все, что вы назвали, важно и ценно для любого человека. О ценностях нашей жизни мы и будем говорить сегодня. Как бы вы назвали наше занятие? (Ценности нашей жизни)
Учитель открывает на доске тему урока «Ценности нашей жизни» ( анимация2).
Ценности жизни, которые вы для себя откроете, мы будем размещать на дереве. Кто догадался , о каких ценностях хочет поговорить с вами доктор Пилюлькин? (Доктор хочет поговорить с нами о здоровье.)
Совершенно верно. Жизнь и здоровье - это начало всему, поэтому мы и будем изучать их в первую очередь. Где на дереве вы поместите слово «жизнь»? (Там, где корни, потому что если повредить корни, то дерево погибнет.)
Учитель прикрепляет около корней дерева слово «жизнь» и вывешивает на ствол дерева карточку со словом «здоровье» ( анимация 3-4).
Кто может объяснить, почему я прикрепила слово «здоровье» на ствол дерева? (Как дереву нужен крепкий сильный ствол, так и человеку нужно крепкое здоровье.)
Да, вы правы. От корня дерева все питательные вещества идут по стволу к веткам, листьям, цветам и плодам. Смотрите, какое оно красивое. Так и про человека, у которого крепкое здоровье, говорят: у него цветущий вид. Вот о какой важной ценности размышлял Пилюлькин гуляя в парке.
Учитель, указывая на ствол дерева и слово «здоровье», задает следующий вопрос:
Уточните, о какой ценности мы сегодня поговорим на уроке? (О здоровье.)
( анимация 5).
Пилюлькин решил принести вам в подарок рецепты. На них написано, как сохранить здоровье в течение всей жизни и на школьных уроках.
Учитель открывает на доске уточненную тему урока «Правила здоровья» (Слайд 2). Но по пути рецепты случайно рассыпались и перемешались с другими.
( анимация 1.)
Внимательно послушайте задание. Выберете те рецепты, которые помогут вам сохранить здоровье во время учебы.
Обсуждение может проходить, например, так:
-Поднимите руку те, кому для сохранения здоровья необходимо держать спину ровно. Оставляем его, так как оно необходимо всем.
- Кому для сохранения здоровья нужно уметь поднимать настроение? С этим правилом не все согласны - отложим его в другую сторону.
- Кто считает, что для сохранения здоровья нужно смотреть телевизор?
-Можете ли вы с уверенностью сказать, нужны или нет данные правила для сохранения вашего здоровья во время учебы? (Нет.)
-Когда ученик сталкивается с затруднением, он должен остановиться и подумать.
Выявление причины затруднения. Проблема.
- Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье в учебе.)
-Молодцы, вы поняли, что вы не знаете.
Построение проекта выхода из затруднения.
-Что же вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать, какие правила нам надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье в учебе.)
Значит, своё занятие мы так и назовем «Правила здоровья».
Реализация построенного проекта.
- Доктор Пилюлькин решил вам рассказать о том, что у человека есть здоровье тела и за духа. А вам надо будет решить, какие рецепты к ним относятся.
-Назовите рецепты-правила, которые мы уже для себя открыли.
(Дети называют правила, которые не вызвали ни у кого возражений, и определяют, к какой группе они относятся).
Например:
«Держи спину ровно»: свести лопатки.
«Береги зрение»: посмотреть вдаль и перевести взгляд на кончик носа.
«Делай разминку»: её мы проведём чуть позже.
- Давайте разберем правило «Будь спокоен». Почему важно для здоровья быть спокойным? (Потому что, когда человек нервничает, он начинает болеть.)
А когда у ученика может возникнуть тревога, беспокойство? (Когда что-то не получилось возникла трудность.)
Может ли быть учение без затруднения? Почему? (Нет, если все знаешь, то и учиться нечему.)
Сделайте вывод, нужно ли вам это правило для сохранения здоровья во время учебы? (Да, оно нам нужно.)
К каким правилам вы его отнесете - к здоровью тела или здоровью духа.
(К здоровью духа)
- А когда ученику легче преодолеть затруднение - когда он верит в себя и упорно трудится, или когда он думает, что у него ничего не получится? (Когда он верит в себя.)
-Давайте посмотрим последний рецепт «Поднимай настроение». У кого какое мнение? (Нам это правило нужно, т.к если работать с плохим настроением можешь не выполнить задание)
- А это отразится на здоровье?
(Ты расстроишься и можешь заболеть.)
- В какую группу поместите это правило?
(В группу «Здоровье духа».
(Слайд3)
- А как улучшить свое настроение?
(Найти что-то хорошее вокруг, вспомнить приятное, послушать хорошую музыку.)
- Давайте попробуем одновременно послушать весёлую музыку и подвигаться.
Физминутка. (Слайд 4-17)
Садитесь пожалуйста.
-А кто должен на уроке следить за настроением и здоровьем ученика?
( Я сам!)
- Ну как ваше настроение после весёлой зарядки? Правда улучшилось?
- А ещё спорт улучшает настроение!
- Ребята, кто знает какое грандиозное спортивное событие ожидает нашу страну в скором времени? ( Олимпийские игры)
- Современные олимпийские игры имеют свой символ, девиз, флаг и награды .(Слайд 18)
-Кто из вас знает, когда произойдут зимние олимпийские игры?
(В 2014году.)
-В какой стране они пройдут?
(в России).
- В каком городе?
(в городе Сочи.)
-Назовите последний зимний месяц.
(Февраль.)
-Именно в этом месяце, а точнее 7 февраля 2014года, начнутся зимние олимпийские игры в Сочи.
Олимпийский девиз - «Быстрее, выше, сильнее!»
-Какие зимние виды спорта вы знаете?
(бобслей, горные лыжи, сноуборд, фигурное катание, конькобежный, биатлон, хоккей).
-Отгадайте загадки, подумайте о чём идет речь?
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (санки).
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (лыжи).
Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Что несёт меня?... (коньки).
Загадка эта не легка:
Пишусь всегда через две к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
- А сейчас давайте вместе отгадаем кроссворд на Олимпийскую тему.
(Слайд 20)
1.Как называется ледовый дворец для катания на коньках? (каток)
2. Как называется начало дистанции? ( старт)
3. Как называется конечный пункт дистанции? (финиш)
4. Сколько колец на Олимпийском флаге? (пять)
5. Как называется этот вид спорта? На санках весело с горы? (бобслей)
- Рассмотрите олимпийский флаг. Опишите его. (Слайд 19)
(Белый, с пятью кольцами.)
- Верно. Олимпийский флаг - это полотно белого цвета с изображенными на нем Олимпийскими кольцами. Олимпийский символ, это 5 переплетенных между собой колец, они означают 5 континентов Земли и встречу спортсменов всего мира. Европа - голубой, Азия - Жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный, Америка - красный
Практическая работа в парах.
- На нашем занятии мы делаем первые шаги не в спорте, а в знании, в надежде на то, что кто-то из вас сделает свои первые шаги и в спорте , через несколько лет будет выступать на настоящей Олимпиаде и наблюдать за тем как гордо развивается Отечественный флаг и флаг Олимпиады. ( Объяснение последовательности работы в паре).
- Молодцы, давайте продемонстрируем наши изделия.
-Какое новое правило мы можем добавить к нашим семи правилам здоровья?
(Занимайся спортом.)
Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте ненадолго вернёмся к доктору.
-Доктор Пилюлькин хочет, чтобы вы определили, соблюдают ли правила сохранения здоровья его друзья коротышки:
1.Незнайка на уроке не смог правильно списать слова из учебника. Он расстроился, бросил ручку и больше ничего не делал». Какие правила здоровья он нарушил?
(Он нарушил правила «Будь спокоен» и «Поверь в себя».)
Что ему можно посоветовать?
(Ему не надо расстраиваться, а нужно спокойно исправить свою ошибку.)
2. «Синеглазка после чтения текста всегда выполняет упражнения для глаз. Правилъно ли она делает?»
(Да, она заботится о своем зрении, дает глазам отдохнуть.)
Самостоятельная работа с использованием карточек согласия.
-Я буду называть правило, а вы если согласны с ним, то показываете мне красный цвет. Если нет, переворачиваете синим.
Правило 1. Береги зрение.
Правило 2. Поднимай настроение.
Правило 3. Поверь в себя.
Правило 4. Отремонтируй часы.
Правило 5. Делай разминку.
Правило 6. Держи спину ровно.
Правило 7. Учись читать и писать.
Правило8. Занимайся спортом и активно болей за наших спортсменов во время Олимпиады.
Правило 9. Почаще смотри телевизор.
- Все выполнили верно? Молодцы!
Пришло время подвести итог. Поработаем с лесенкой успеха.
-О чем новом и очень важном вы узнали на этом уроке?
(О ценности сохранения здоровья)
-А что может произойти, если не соблюдать правил сохранения здоровья?
(Усталость, плохое зрение ...).
- А кто в первую очередь должен заботиться о нашем здоровье?
(Мы сами.)
-Молодцы! Поэтому Пилюлькин решил оставить вам подарки. Это Олимпийские медали.
- Уважаемые гости и дорогие ребята! В заключении хочу поздравить всех с наступающим Новым Годом. Пожелать всем крепкого здоровья. Берегите здоровье, ведите здоровый образ жизни, занимайтесь спортом. Всем удачи и отличного настроения в новом году!
Дети, спасибо за урок!