Кружок Фольклор крымскотатарского народа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций крымскотатарского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народного фольклора, является в настоящее время особенно актуальной. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций -воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале крымскотатарского народного искусства. Дополнительная образовательная программа работы фольклорного кружка направлена на истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным ценностям. Разработка программы осуществлялась с учётом требований реформирования системы образования, а также имеющегося опыта воспитания учащихся на народных традициях. Участники реализации программ имеют возможность обращения к мудрости и нравственной чистоте, отражённых в фольклоре. Деятельность их выражена в освоении культурных традиций родного края. Разучивание бытовых и обрядовых песен, календарных праздников и народных обрядов, знакомство с народным костюмом, народным бытом, театром и календарём находит, через музыкальный фольклор и устное народное творчество, своё отражение в организации концертной деятельности, участии в научно-практических конференциях, в организации проведения фестивалей фольклорного искусства.
Цель программы: формирование духовно - нравственной личности ребёнка средствами народного искусства, на основе традиционных ценностей национальной культуры. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
- Формировать первоначальные представления о фольклоре, как части целостного и многообразного мира искусства.
- Знакомить детей с шедеврами крымскотатарского фольклора (игры, песни, танцы и тд.).
- Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям крымскотатарской культуры, к фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие.
- Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры.
- Выявлять и развивать творческие и музыкальные способности каждого ребёнка.

Направления работы:
- Знакомство с жанрами крымскотатарского фольклора.
- Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и обрядовых инсценировок.
- Развитие творческих способностей.
Данная программа построена на изучении крымскотатарского народного фольклора. Потребность в такой программе очень большая. Целью данной программы является ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной крымскотатарской культуре. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, конкурсах.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Основной формой работы в кружке является групповое занятие. Для расширения кругозора детей, расширения знаний о крымскотатарском фольклоре и в целом о крымскотатарской народной культуре используются такие формы: 1 ▪ демонстрация техники исполнения основных движений;
▪ демонстрация вариаций;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с крымскотатарским народным костюмом;
▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Структура программы: Цель: приобретение начального опыта. Знакомство с простейшими жанрами, танцевальными элементами, играми, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Проявление творческой инициативы. Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику крымскотатарского народного танца. Методы работы: ▪ Объяснительно - иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора).
▪ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом используется ТСО (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон) для отработки элементов танца, в ритмической тренировке, при знакомстве с музыкальным репертуаром, для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют), на праздничных выступлениях, концертах, конкурсах.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны:

  • узнавать песню, хоровод, игру по любому фрагменту;
  • знать о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненной силы;
Учащиеся должны уметь:
  • - уметь двигаться в такт музыке;
  • - иметь навыки актерской выразительности;
  • - исполнять песни, танцы;
  • - без напряжения воспроизводить разучиваемые тексты;
  • -уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также, придумывать собственные;
  • - ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль крымскотатарской души;
  • - понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.
2 Способы определения результативности программы:
- на каждой ступени изучаются несколько видов крымскотатарского народного танца, песен, обрядов и т.д.
- сольное и коллективное исполнение крымскотатарских народных танцев (разновозрастные группы);
- выступления танцевального коллективов на школьных праздниках, участие в конкурсных программах, фольклорных конкурсах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: - праздничные выступления; - фольклорные праздники; Содержание
Вводные занятия. О правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося. Понятие о фольклоре. Народ - создатель фольклора. Жанры народного творчества. Собиратели крымскотатарского фольклора. Изучение фольклора в Крыму.
Тематика народных танцев (трудовые, обрядовые и игровые). Сольные и массовые танцы. Танец сегодня. Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах республики Крым нашего времени.
Игровой фольклор. Считалки. Подвижные игры. Их назначение. Использование в современном быту. Песенно-плясовые игры. Особенности песенно-плясовых игр. Использование народных игр на народных гуляньях. Народные обычаи и традиции. Обзор литературы о народных обычаях. Инсценированное представление народных обычаев.
Задачи занятия:
- раскрыть потенциальные способности;
- закрепление знаний;
- увеличить границы самостоятельного творчества;
- содействовать личностному самоопределению.










Список используемой литературы.

  1. Бекиров Д. Бала фольклоры /Детский фольклор. - Симферополь: Таврия, 1993. - 111 с.
  2. Бекиров Д. Крымтатар халкъ агыз яратыджилыгъы / Устное народное творчество крымских татар.-
Ташкент: Укитувчи, 1988. - 203 с.
  1. Къырымтатар халкъ йырлары (Крымскотатарские народные песни) / Топлагъан ве тертип эткенлер
Ильяс Бахшыш, Эдем Налбандов. - Акъмесджит: Таврия неширияты, 1996. - 446 с.
  1. Пословицы, поговорки и приметы крымских татар / Под ред. А.Н. Самойловича и П.А. Фалева. -
  2. Симферополь: Типография Таврического Губерн. Земства, 1914. - 54 с.
  3. . Сказки и легенды татар Крыма: фольклорный сборник. - М.: Новости, 1992. - С.352.






































Кружок Фольклор крымскотатарского народа
© 2010-2022