• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Образовательная программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций»

Образовательная программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»







Образовательная программа внеурочной деятельности

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на основе народных традиций»

для обучающихся 2-4 классов

Срок реализации программы: 3 года









Автор программы: Киселёва Светлана Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»













Югорск, 2012



Пояснительная записка. Изменения, происходящие в современном обществе, связаны с переоценкой ценностей. Большинство людей ориентировано на материальные блага, а не на духовность и нравственность. На современного ребёнка воздействуют огромные потоки информации, которые не приучают детей размышлять, не формируют духовные ценности. Избыток информации развлекательно - игрового характера не отвечает воспитанию у детей интереса к истории и традициям народов, которые жили и живут на земле предков. Недостаточное знание национальных традиций нередко приводит к осложнениям в общении с представителями этнических общностей, поэтому важность знания традиций не только своего народа, но и других этнических групп, особенно актуально в современном мире. В нашем городе живут представители различных национальных культур (русские, татары, башкиры, ханты, манси, азербайджанцы и др.). Школа - это поликультурный мир, где каждый ребенок независимо от национальности является представителем своего мира, традиций. Обучающиеся должны иметь представление о культуре, быте, жизни не только своего народа, но и тех людей, с которыми приходится быть в непосредственном контакте. Надо учить детей толерантно относиться друг к другу, уважать традиции и культуру других народов. В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем в деятельности педагога является организация воспитательной работы с детьми, направленная на изучение истории и культуры родного края, народного творчества, этнокультурных традиций. Принятие ребенком истинных духовно - нравственных ценностей происходит лучше всего через его собственную деятельность, сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками и другими значимыми для него субъектами. Таким образом, программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций» отвечает потребностям сегодняшнего дня и создает условия для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, воспитания личности путем формирования национального самосознания, через понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Цель программы - формирование этнического самосознания школьников на основе традиций русского народа и коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Задачи:

  1. Познакомить детей с историей родного края, обычаями, традициями и духовной культурой угорского и русского народов.
  2. Создать условия для приобретения школьниками опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
  3. Развивать творческие способности обучающихся в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе традиций русского народа и коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа.
  4. Организовать участие детей в подготовке и проведении народных праздников, экскурсий в городской «Музей истории и этнографии».
  5. Обеспечить реализацию коллективных и групповых проектов, связанных с национальными традициями.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия.

Содержание

Цели и задачи

Формы организации работы, игры. Формы контроля.

1

1 час

Введение в курс

«Мир глазами наших предков»

Знакомство с понятием народной культуры, с ее формами: духовной и материальной, с историей народной памяти.

Познакомить детей с задачами курса и основными понятиями народной культуры.

Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры

Просмотр и обсуждение видеофильма.

2

4 часа

«Во всех ты, душечка, нарядах хороша»

«Традиционная одежда народов Севера»

О чём рассказывает нам народный костюм?

Познакомить детей с особенностями славянских и угорских костюмов.

Дать представление, что костюм отражал тесную связь человека с природой.

Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа.

Развивать творческие способности обучающихся.

Экскурсия в «Музей истории и этнографии»

Составление эскизов национальной одежды

Проектная деятельность «Создание мини альбома»

Проектная деятельность «Создание презентаций в программе РоwerPoint

«Одежда Славян»

«Одежда народов Севера»

3

2 часа

«Игрушка как элемент народного быта»

Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся.

Вовлечь детей в творческую деятельность.

«Музей истории и этнографии»

Мастер-класс по изготовлению славянских кукол, игрушек народов Севера

4

2 часа

«Игры народов Севера»

«У медведя во бору» Познакомить детей с разнообразными играми славянских народов и народов Севера. Формировать умение объяснять правила игры и организовывать игровую деятельность с младшими школьниками. Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками на основе культурно-нравственных норм.

Разучивание старинных детских игр.

Игровая деятельность.

5

2 часа

«Сказки бабушки Аннэ»

Сказка-вымысел, который несёт определённую идейно-нравственную нагрузку. В ней ярко выражены нравственные нормы и принципы. Высмеивается безделье, желание легко получить блага, жадность и другие человеческие недостатки, воспевается удачливость, взаимопомощь и дружба. Сказка- незаменимым средством воспитания и обучения детей.

Познакомить с устным народным творчеством угорского народа. Учить анализировать содержание пословиц, загадок, сказок народов Севера, объяснять их скрытый смысл.

Формировать правильную монологическую и диалогическую речь обучающихся.

Кукольное представление по сказке А.М. Коньковой «Праздник Трясогузки»

6

2 часа

«Тетушка Арина рассказывает»

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаут­ками, шутками, пословицами, поговорками, загадками.

Что расскажут они о жизни людей в прошлом?

Пополнить знания детей в области русского фольклора.

Пробудить интерес к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Формировать знания о малых формах фольклора, отражающего духовный мир, жизненный опыт русского народа.

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.

Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого.

Развивать творческие способности детей.

Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками на основе культурно-нравственных норм.

Беседа: «Сказка - ложь, да в ней намёк….». Чтение народных сказок.

Театрализация пасхальной сказки «Теремок»

7

4 часа

«Пасха. Велик день. Светлый день»

Обрядовые действия праздника. Значение росписи яиц. Традиции Пасхальной недели. Познакомить с пасхальными традициями русского народа. Развивать творческие способности детей. Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.

Экскурсия в ХРАМ

Мастер-класс по раскрашиванию яйчат

Выставка пасхальных яиц

8

4 часов

«Вурщих хатл» - «Праздник трясогузки»

Обряды и обычаи праздника.

Познакомить с обычаями и традициями праздника.

Инициировать деятельность обучающихся к проведению праздника.

Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.

Музей под открытым небом «Суеват-Пауль» Проект «Праздник прилёта весенних птиц»

9

1 час

«Путешествие по родному краю» Расширить область знаний обучающихся о своём родном городе. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру.
«Музей истории и этнографии» Викторина ко «Дню города»

10

1 час

«Югра художественная»

«Югра 80 лет тому назад»

«Северная резьба по кости»

Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за «золотые» руки мастеров.

«Музей истории и этнографии»

Экскурсия

11

2 часа

«Край, в котором я живу»

Культура родного края.

Развивать толерантное отношение к людям с иными традициями, обычаями.

Способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.

«Музей истории и этнографии»

Городская ассоциация коренных жителей «Спасение Югры»

Праздник «Округу - 80 лет»

Театрализация

12

1 час

«Что такое масленица?»

Знакомство с традициями и обрядами праздника.

Познакомить с традициями и обрядами праздника.

Проект. Презентация в программе Роwer Point «Масленица»

13

2 часа

«Игрушка, как элемент народного быта» « Желанница»

Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся.

Вовлечь детей в творческую деятельность.

Мастер-класс по изготовлению славянской куклы «Желанница»

14

3часа


«Здравствуй, масленица годовая!»

Знакомство с названиями дней масленичной недели и традициями каждого дня. Проводы зимы. Обычаи, связанные с этим праздником. Вовлечь детей в творческую деятельность. Познакомить с истоками культурных традиций русского народа, с обрядами.

Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.

Экскурсия в Храм

15

2 часа

«Самовары приглашают»

История возникновения самоваров.

Познакомить детей с историей возникновения самоваров, чайными традициями русского народа.

Экскурсия

16

2 часа

«Масленичные игры»

Разучивание старинных детских игр

Познакомить детей со старинными славянскими играми

Игровая деятельность

17

2 часа

«Что я знаю о вороне?»


Вовлечь детей в творческую деятельность.

Беседа. Изготовление птицы в технике оригами.

Выставка поделок.

18

2 часа

«Традиционные праздники народов Севера»

История возникновения праздников

Познакомить детей с истоками культурных традиций угорского народа.

Беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.

19

1 час

«Кукла, как элемент национальной культуры» «Акань»

Игрушка как символ представления о мире. Игрушки, сохранившиеся со старины и сделанные руками учащихся. Познакомить детей с элементами национальной культуры. Вовлечь детей в творческую деятельность.

Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань»

20

2часа

Праздник народов Севера «Вороний день»

Обряды и обычаи праздника.

Познакомить с обычаями и традициями праздника.

Музей под открытым небом «Суеват-Пауль» Участие в проведении праздника «Вороний день»

21

1 час

Устное народное творчество

Пословицы и поговорки, отражающие быт, обычаи народа, климатические условия.

Загадки - жанр народного творчества. Ценность загадок - в их образности, художественности, поэтичности. Сравнение видов жанрового искусства.

Развивать у учащихся интерес к народным традициям.

Учить разгадывать загадки народов Севера.

Учить находить сходства и различия в разных видах жанрового искусства.

Викторина

Загадываем загадки.

22

6 часов

Театрализация сказки по легендам народов Югры.

Литературная композиция

Вовлечь детей в творческую деятельность.

Театрализация сказки «Невеста под небесным куполом»

23

2 часа

Проведение тестирования

Подвести итоги работы

Тестирование.

Контроль: оценка результативности освоения курса.



© 2010-2022