Урок русского языка Правописание ча-ща

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1-м классе «Правописание сочетаний ЧА-ЩА»

Задачи урока:

  • отрабатывать навык обнаружения орфограммы ча-ща в словах;

  • учить применять правило правописания ча-ща;

  • учить осуществлять орфографический самоконтроль;

  • развивать орфографическую зоркость учащихся;

  • развивать фонематический слух учащихся;

  • отрабатывать навык звукового анализа слов;

  • развивать грамотную, связную речь у учащихся;

  • развивать познавательные процессы и познавательную активность учащихся;

  • воспитывать трудолюбие, усердие.

Оборудование:

  • на доску прикреплено солнышко, лучи которого закрыты снимающимися облаками (7 штук). Каждое облако с заданием, которое должны выполнить учащиеся, чтобы солнышко "засияло" лучами;

  • карточки со словами (см.в тексте конспекта урока) для индивидуальной работы учащихся;

  • презентация, ноутбук, проектор с экраном.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Долгожданный звонок-

Начинается урок.

Ты проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки?

- Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня у нас в классе облачная погода. Солнышко, которое взошло в начале дня, вдруг оказалось закрыто облаками. Но я знаю, как вернуть солнечную погоду. Мы должны разогнать облака, выполнив те задания, которые они принесли. Снимаю облако. Необходимо сделать гимнастику для рук.

II. Гимнастика для рук.

(Один из дежурных проводит пальчиковую гимнастику).

А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики -
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики -
Девочки и мальчики.

Я снимаю второе облако. Откроем тетради. Вспомним правила при письме.

У нас минутка чистописания.

Ж Ш

жи ши

Посмотрите внимательно на сочетания. Какое это правило? Назовите слова с этими сочетаниями.

- Молодцы! Второе облако улетело.

III. Актуализация знаний.

Снимаю третье облако. Что здесь написано? (прятки) Внимание! В моих словах нужно найти спрятанные слова. Затем записать новые слова на доске и в тетради, уже потом объясните их правописание. (запись на доске с объяснением). Прочитаем все слова.

Прочитайте первое слово. Найдите спрятанное слово. Запишем это слово на доске и в тетради. Обозначьте орфограмму (и так далее с каждым словом).

МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

(Шина, ежи, чай, мыши, уши).

- Прочитайте ещё раз, какие слова получились?

- Какое правило помогло написать правильно эти слова?

- Молодцы! Третье облако улетело.

IV. Сообщение темы урока.

- Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

(Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.)

- Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

(Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.)

- Молодцы! Сегодня мы работаем над темой: "Правописание ЧА, ЩА". На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

V. Работа над темой урока.

(На доске появляются фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны). Снимаю четвёртое облако.

Жили-были Ча и Ща -
Очень честные друзья:
Ча и Ща всем признавались,
Что только с буквой А писались.

Девочка Яна к ним в гости пришла,
Буковку Я с собой принесла.
Вместо А - Я она написала
(Правила нашего она не читала).

Стало грустно вдруг друзьям.
Почему, понятно вам?
А Яна двойки получает.
Отчего-почему? - не знает.

А вы, ребята, знаете?

( Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.)

Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча -
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши!

Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща.

(Дети повторяют правило).

1)- Вспомните, какие слова с ча - ща встретились в стихотворении?

( Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. Запись слов на доске и в тетради. Обозначение орфограммы).

2)- Назовите слова с такими сочетаниями.( Запись слов на доске и в тетради. Обозначение орфограммы).

- Скрылось четвёртое облако. Молодцы!

VI. Физкультминутка.

VI.Развитие орфографической зоркости.

- Посмотрите на наше солнышко. Его лучики потихоньку раскрываются. Но облачка ещё есть и нам надо поскорее их разогнать. Что же принесло пятое облако? Сейчас каждый из вас должен побывать в роли учителя. На карточках, которые лежат на партах, записаны слова. Ваша задача: проверить, все ли из них написаны верно, и исправить ошибки, если они есть.

Слова на карточках: мышы, тучя, чяй, роща, камыши, пищять, жираф, лужы, свечя.

- Кто был внимательным? Назовите слова, в которых допущены ошибки. (Проверка выполнения задания)

- Ребята составьте с некоторыми из этих слов словосочетания, начало которых записано на доске.

На доске записано:

сладкий …

тёмная …

горит …

- Скрылось пятое облако. Молодцы!

VII. Работа с деформированными предложениями.

- Итак, ветер унёс почти все облака, но ещё два облачка остались. Давайте поскорее поможем солнышку и прогоним их. Следующее облачко предлагает составить и записать предложения.

На доске записано:

1. У кого острый клюв?

острый, у, клюв, грача

2. Кто летает над водой?

над, летают, чайки, водой

3. Какая туча плыла по небу?

плыла, по, тёмная, небу, туча

Запишем восстановленное предложение под диктовку. Вспомним правила при письме.

Остальные восстановленные предложения записываются учителем на доске.

- Ребята, сейчас вы должны будете списать эти предложения в тетрадь. Что вы должны знать при списывании предложений?

Обозначьте при списывании изученную орфограмму с помощью ручки зелёного цвета.

- Скрылось шестое облако. Молодцы!

VIII. Рефлексия.

- Молодцы! Вы хорошо поработали! Солнышко почти полностью освещает наш класс, но ещё задержалось последнее облако. Поможем ему догнать своих братьев. На шестом облачке нарисован человечек с поднятыми руками. Для выполнения последнего задания я предлагаю вам встать около своих парт. Я буду называть слова, а вы должны поднять руки вверх, если в названном слове есть орфограмма, над которой мы сегодня работали, и приседать, если такой орфограммы нет. (Учитель произносит слова: удача, щёчки, щипать, роща, чеснок, мочалка, богач, качаться)

- Молодцы! Все задания выполнены. Солнышко ярко освещает наш класс!

- Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?

- Как вы считаете: мы хорошо поработали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

© 2010-2022