- Преподавателю
- Начальные классы
- Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пиунова Е.В. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский» (МОСШ №1 г. Белоярский)
Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема: «Добро и зло»
Басюл Мария Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
стаж работы - 31 год.
г. Белоярский
2014 г.
Пояснительная записка
Что такое добро? Что такое зло? Зачем творить добро, когда никто не видит?
Данный урок занимает особое место в курсе ОРКиСЭ и позволяет расширить представление учащихся о понятиях «Добро» и «Зло». На уроке создаются условия для формирования самооценки детей, совершенствования умений практической деятельности, развития самостоятельного мышления и познавательного интереса. Учащиеся будут готовы к пониманию смысла своей жизни, ответственно относиться к своему поведению, понимать других людей и сопереживать им, уважать мнение других людей. Коллективная работа позволяет учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу.
Тема
Добро и зло
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о морально-нравственных категориях «добро» и «зло»
Планируемые результаты
Предметные УУД:
-
умение определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»;
-
умение делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Личностные УУД:
-
наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
-
наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
наличие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
-
умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими;
-
умение определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Коммуникативные:
-
умение участвовать в диалоге;
-
умение высказывать свою точку зрения на события, доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
умение слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
-
умение договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Познавательные:
-
умение самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;
-
навык отбора необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
-
умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста.
-
умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
-
способность работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
-
умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся;
-
навыки работы в группах, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
Основные понятия
Добро, зло
Межпредметные связи
Литературное чтение, русский язык, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Мультимедийная установка, мультфильм «Добро, зло и девочки», учебник «Основы светской этики», карточки с пословицами, контрольные листы, аппликационный материал, аудиозапись песни «Если добрый ты…
Виды деятельности
-
беседа
-
самостоятельная работа с учебником
-
творческая работа
-
визуальное восприятие
-
групповая работа
-
работа в парах
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.
Технологии
Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология проблемно-диалогическая, технология сотрудничества.
Тип урока:
Урок открытия нового знания
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
Личностные и метапредметные УУД
I. Этап мотивации
Цель: создать эмоциональный настрой, приглашение к сотрудничеству, готовность выполнения учебной деятельности
Звучит фонограмма детской песенки «Дорогою добра»
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
- Вы прослушали песню. Какие эмоции и чувства она вызвала у вас?
Игра «Передай улыбку».
- Давайте тоже улыбнемся друг другу и сохраним наше хорошее настроение до конца урока.
- Что почувствовали, передавая улыбку?
- А какой, по-вашему, человек при встрече обычно улыбается?
Мобилизуются на работу.
Отвечают на вопросы учителя.
Психологический настрой.
Стоя передать (условно) улыбку соседу.
Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)
Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Этап актуализации фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: выявить опорные знания и подготовить к открытию новых.
Формулирование темы урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.
Задание «Узнай литературного героя» - Сейчас будем работать в группах. Каждая группа выполнит задание: охарактеризовать сказочного или литературного героя, не называя его имени, по предложенному плану.
(Слайд 3)
- Разделите этих сказочных героев на две группы. Почему вы так их разделили?
- Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Групповая работа
Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.
Формулируют тему урока: «Добро и зло»
Цель: узнать, что такое «добро» и «зло» и выявить их отличительные признаки.
Задание «Узнай литературного героя»
План:
- название произведения
- отличительные черты героя (внешность, характер)
- какие дела совершает?
По окончании рассказа остальные группы должны угадать героя.
Правила работы в группе:
-
Умей выслушать товарища
-
Своё мнение должен высказать каждый
-
Закончив дело, помоги другу
-
Работать тихо, чтобы не мешать другим
-
Рабочее место содержи в порядке
Наличие первоначальных представлений о нравственных категориях ДОБРО и ЗЛО
Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
(Регулятивные УУД).
Умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими.
(Личностные УУД)
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Этап выявления места и причины затруднения
Цель:
введение понятий «добро» и «зло» и выявление их отличительных признаков
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей).
1. Работа с текстом сказки.
Как Белочка Дятла спасла Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу. - Почему это ты, Дятел, плачешь? - Нечего есть, Белочка… Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. В.А.Сухомлинский - Какое дело совершила Белка? (доброе дело) - А что в вашем понимании значит добро?
Фронтальная работа.
Рассуждения
учеников, ответы на поставленные вопросы.
Прослушать текст сказки, ответить на вопросы.
Умение выбирать обобщенные сведения при решении поставленной задачи.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими.
(Личностные УУД)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности (выбор способа и средств их реализации). 1. Моделирование - Давайте вместе создадим символ добра. Посмотрите, чего не хватает у нашего солнышка? Добавим лучики, называя слова, которые сочетаются со словом добро.
2. Работа с учебником.
- Назовите антоним к слову добро (зло). Как вы понимаете слово зло? Прочитаем об этом в учебнике. Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
3. Физминутка. Групповая работа
Дети называют слова и прикрепляют лучики к солнышку (любовь, ласка, внимание и др.)
Индивидуальная работа с учебником.
Делают вывод: солнышко освещает нашу жизнь, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями.
Вывод: Добро и зло - нравственные категории, которые проявляются в различных поступках и действиях людей.
Прочитать в учебнике определения понятий ДОБРО и ЗЛО (страница 12) и сравнить его с нашим солнышком.
Умение использо-вать полученные знания.
Наличие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
(Личностные УУД)
Умение самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
(Познавательные УУД
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач.
-Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Почему? На этот вопрос нам помогут ответить герои мультфильма «Смешарики»
1.Просмотр мультфильма «Добро, зло и девочки» (6 минут)
2. Беседа по содержанию мультфильма и формулировка выводов
- О чем мечтал Бараш? С какой целью он менял одежду?
- Почему добрые дела Бараша обидели его друзей?
Просмотр м/ф
Обсуждение и анализ поступков героев
Сделать анализ поступков главных героев.
Вывод: добрые дела нужно делать умеючи.
Умение делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
(Познавательные УУД)
Умение определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
(Личностные УУД)
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях.
1. Работа в парах. «Собери пословицу»
- Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение.
Давайте проверим, как вы знаете пословицы.
(Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части).
- Проверим результат вашей работы.
Работа в парах. «Собери пословицу»
Собрать части пословицы, прочитать.
Доброе слово лечит,
Делай другим добро -
Жалость - со слезами,
Не суди по силе рук,
Кто любит добрые дела,
Не ищи красоты,
Красота до вечера,
При солнышке тепло,
злое калечит
будешь сам без беды
доброта с мозолями
суди по силе сердца
тому и жизнь мила
ищи доброты
доброта на век
при матери добро
Умение использо-вать полученные знания. Умение работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве Умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений. (Познавательные УУД). VII. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его
2. Контроль знаний.
Контрольный лист знаний ученика.
(Ф.И.) ____________________________
-
Какое слово лишнее в ряду?
Подчеркни.
МИЛОСЕРДИЕ, ДУШЕВНОСТЬ,
ЧУТКОСТЬ, РАВНОДУШИЕ,
СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова?
Запиши ___________________ .
2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
ХУДО, ЛИХО, ДУШЕВНОСТЬ,
ЖЕСТОКОСТЬ, СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ___________________ .
Работа в парах.
Самопроверка
Взаимопроверка
Заполняют «Контрольный лист знаний"
Умение создавать структуры взаимосвязи смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информа-ции).
Умение работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Навык отбора необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов
(Познавательные УУД)
Стадия рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель:самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Подведение итогов урока.
- Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
1.Звучит песня «Если добрый ты…» из м/ф «Приключения кота Леопольда». -Так какая была тема урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы поставленной цели? - По алгоритму, давайте скажем, что мы узнали, где было трудно, что поняли и т.д.
-В листах самооценки оцените результаты своей работы.
2.Создание «Копилки добрых дел»
-Сегодня мы торжественно открываем «Копилку добрых дел». Пусть каждый из вас наполнит ее своими добрыми мыслями и делами! Спасибо за урок!
Дети подпевают, выполняя движения.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Самооценка результатов работы.
Сегодня я узнал (а)….
Было трудно…
Я понял (а), что…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Осознание учащимися своей учебной деятельности и ситуация успеха Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем добром поступке Работа с информа-цией.
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы img-fotki.yandex.ru/get/5306/62194811.1/0_5b0ab_31a270ea_XL img.liveinternet.ru/images/attach/4/11306/11306895_Abstract_3.jpg img-fotki.yandex.ru/get/4600/120710424.35c/0_7a149_a679bc59_XL kolosova.456spb.edusite.ru/images/1283249095_school-supplies-6.jpg cs302406.vkontakte.ru/u14811494/-14/x_0bf716c5.jpg softdle.com/uploads/posts/2010-01/thumbs/1263924674_11098_npadvhover.jpg poetry.md/creation.php?id=15703 pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/95639.jpeg cs9636.userapi.com/u2209142/-14/x_bf46c0c8.jpg s59.radikal.ru/i166/1004/17/76532889f6c9.jpg Источник шаблона: pedsovet.su/
Толковый словарь Ожегова онлайн slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211
slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740
Музыка. sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Дорога_Добра
Мультфильм youtube.com/watch?v=nV1MRHafl-M
12