Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский» (МОСШ №1 г. Белоярский)


Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Добро и зло»

Басюл Мария Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

стаж работы - 31 год.



г. Белоярский

2014 г.





Пояснительная записка
Что такое добро? Что такое зло? Зачем творить добро, когда никто не видит?

Данный урок занимает особое место в курсе ОРКиСЭ и позволяет расширить представление учащихся о понятиях «Добро» и «Зло». На уроке создаются условия для формирования самооценки детей, совершенствования умений практической деятельности, развития самостоятельного мышления и познавательного интереса. Учащиеся будут готовы к пониманию смысла своей жизни, ответственно относиться к своему поведению, понимать других людей и сопереживать им, уважать мнение других людей. Коллективная работа позволяет учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу.


Тема

Добро и зло

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о морально-нравственных категориях «добро» и «зло»

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • умение определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»;

  • умение делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Личностные УУД:

  • наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;

  • наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

  • умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими;

  • умение определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • умение участвовать в диалоге;

  • умение высказывать свою точку зрения на события, доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • умение слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • умение договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Познавательные:

  • умение самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;

  • навык отбора необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

  • умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные:
  • умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

  • способность работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

  • умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся;

  • навыки работы в группах, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.

Основные понятия

Добро, зло

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Мультимедийная установка, мультфильм «Добро, зло и девочки», учебник «Основы светской этики», карточки с пословицами, контрольные листы, аппликационный материал, аудиозапись песни «Если добрый ты…

Виды деятельности


  • беседа

  • самостоятельная работа с учебником

  • творческая работа

  • визуальное восприятие

  • групповая работа

  • работа в парах

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Технологии

Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология проблемно-диалогическая, технология сотрудничества.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Технология проведения

Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Этап мотивации

Цель: создать эмоциональный настрой, приглашение к сотрудничеству, готовность выполнения учебной деятельности

Звучит фонограмма детской песенки «Дорогою добра»

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.

- Вы прослушали песню. Какие эмоции и чувства она вызвала у вас?

Игра «Передай улыбку».

- Давайте тоже улыбнемся друг другу и сохраним наше хорошее настроение до конца урока.

- Что почувствовали, передавая улыбку?

- А какой, по-вашему, человек при встрече обычно улыбается?

Мобилизуются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Психологический настрой.

Стоя передать (условно) улыбку соседу.

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Этап актуализации фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: выявить опорные знания и подготовить к открытию новых.

Формулирование темы урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.

Задание «Узнай литературного героя» - Сейчас будем работать в группах. Каждая группа выполнит задание: охарактеризовать сказочного или литературного героя, не называя его имени, по предложенному плану.

(Слайд 3)

- Разделите этих сказочных героев на две группы. Почему вы так их разделили?

- Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Групповая работа

Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.

Формулируют тему урока: «Добро и зло»

Цель: узнать, что такое «добро» и «зло» и выявить их отличительные признаки.

Задание «Узнай литературного героя»

План:

- название произведения

- отличительные черты героя (внешность, характер)

- какие дела совершает?

По окончании рассказа остальные группы должны угадать героя.


Правила работы в группе:

  • Умей выслушать товарища

  • Своё мнение должен высказать каждый

  • Закончив дело, помоги другу

  • Работать тихо, чтобы не мешать другим

  • Рабочее место содержи в порядке

Наличие первоначальных представлений о нравственных категориях ДОБРО и ЗЛО

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

(Регулятивные УУД).

Умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими.

(Личностные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Этап выявления места и причины затруднения

Цель:

введение понятий «добро» и «зло» и выявление их отличительных признаков

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей).

1. Работа с текстом сказки.

Как Белочка Дятла спасла Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу. - Почему это ты, Дятел, плачешь? - Нечего есть, Белочка… Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. В.А.Сухомлинский - Какое дело совершила Белка? (доброе дело) - А что в вашем понимании значит добро?

Фронтальная работа.




Рассуждения

учеников, ответы на поставленные вопросы.

Прослушать текст сказки, ответить на вопросы.





Умение выбирать обобщенные сведения при решении поставленной задачи.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Умение объяснять и обосновывать с точки зрения светской этики, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими.

(Личностные УУД)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности (выбор способа и средств их реализации). 1. Моделирование - Давайте вместе создадим символ добра. Посмотрите, чего не хватает у нашего солнышка? Добавим лучики, называя слова, которые сочетаются со словом добро.




2. Работа с учебником.

- Назовите антоним к слову добро (зло). Как вы понимаете слово зло? Прочитаем об этом в учебнике. Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3. Физминутка. Групповая работа
Конструкт урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

Дети называют слова и прикрепляют лучики к солнышку (любовь, ласка, внимание и др.)

Индивидуальная работа с учебником.

Делают вывод: солнышко освещает нашу жизнь, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями.

Вывод: Добро и зло - нравственные категории, которые проявляются в различных поступках и действиях людей.

Прочитать в учебнике определения понятий ДОБРО и ЗЛО (страница 12) и сравнить его с нашим солнышком.

Умение использо-вать полученные знания.

Наличие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

(Личностные УУД)

Умение самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.

(Познавательные УУД

V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач.

-Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Почему? На этот вопрос нам помогут ответить герои мультфильма «Смешарики»

1.Просмотр мультфильма «Добро, зло и девочки» (6 минут)

2. Беседа по содержанию мультфильма и формулировка выводов

- О чем мечтал Бараш? С какой целью он менял одежду?

- Почему добрые дела Бараша обидели его друзей?


Просмотр м/ф

Обсуждение и анализ поступков героев

Сделать анализ поступков главных героев.

Вывод: добрые дела нужно делать умеючи.

Умение делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

(Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

(Личностные УУД)

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях.

1. Работа в парах. «Собери пословицу»

- Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение.

Давайте проверим, как вы знаете пословицы.

(Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части).

- Проверим результат вашей работы.

Работа в парах. «Собери пословицу»



Собрать части пословицы, прочитать.

Доброе слово лечит,

Делай другим добро -

Жалость - со слезами,

Не суди по силе рук,

Кто любит добрые дела,

Не ищи красоты,

Красота до вечера,

При солнышке тепло,


злое калечит

будешь сам без беды

доброта с мозолями

суди по силе сердца

тому и жизнь мила

ищи доброты

доброта на век

при матери добро


Умение использо-вать полученные знания. Умение работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве Умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений. (Познавательные УУД). VII. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его

2. Контроль знаний.

Контрольный лист знаний ученика.

(Ф.И.) ____________________________

  1. Какое слово лишнее в ряду?

Подчеркни.

МИЛОСЕРДИЕ, ДУШЕВНОСТЬ,

ЧУТКОСТЬ, РАВНОДУШИЕ,

СЕРДЕЧНОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова?

Запиши ___________________ .

2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.

ХУДО, ЛИХО, ДУШЕВНОСТЬ,

ЖЕСТОКОСТЬ, СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ___________________ .



Работа в парах.















Самопроверка

Взаимопроверка

Заполняют «Контрольный лист знаний"













Умение создавать структуры взаимосвязи смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информа-ции).

Умение работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Навык отбора необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

(Познавательные УУД)

Стадия рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель:самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.



Подведение итогов урока.

- Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.


1.Звучит песня «Если добрый ты…» из м/ф «Приключения кота Леопольда». -Так какая была тема урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы поставленной цели? - По алгоритму, давайте скажем, что мы узнали, где было трудно, что поняли и т.д.

-В листах самооценки оцените результаты своей работы.

2.Создание «Копилки добрых дел»

-Сегодня мы торжественно открываем «Копилку добрых дел». Пусть каждый из вас наполнит ее своими добрыми мыслями и делами! Спасибо за урок!















Дети подпевают, выполняя движения.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Самооценка результатов работы.

Сегодня я узнал (а)….

Было трудно…

Я понял (а), что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…



Осознание учащимися своей учебной деятельности и ситуация успеха Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Домашнее задание

Подготовить рассказ о своем добром поступке Работа с информа-цией.









Список использованной литературы:

Интернет-ресурсы img-fotki.yandex.ru/get/5306/62194811.1/0_5b0ab_31a270ea_XL img.liveinternet.ru/images/attach/4/11306/11306895_Abstract_3.jpg img-fotki.yandex.ru/get/4600/120710424.35c/0_7a149_a679bc59_XL kolosova.456spb.edusite.ru/images/1283249095_school-supplies-6.jpg cs302406.vkontakte.ru/u14811494/-14/x_0bf716c5.jpg softdle.com/uploads/posts/2010-01/thumbs/1263924674_11098_npadvhover.jpg poetry.md/creation.php?id=15703 pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/95639.jpeg cs9636.userapi.com/u2209142/-14/x_bf46c0c8.jpg s59.radikal.ru/i166/1004/17/76532889f6c9.jpg Источник шаблона: pedsovet.su/

Толковый словарь Ожегова онлайн slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211

slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740

Музыка. sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Дорога_Добра

Мультфильм youtube.com/watch?v=nV1MRHafl-M

12


© 2010-2022