- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гайдукова О.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений. Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты. Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Учебно-тематический план
Раздел, тема
Общее количество часов
В том числе
теоретических
практических Фонетика
2
1
1 Словообразование
5
2,5
2,5 Лексика
9
3,5
5,5 Морфология
6
2,5
3,5 Пословицы и поговорки
2
2 Игротека
10
10 Итого:
34
9,5
24,5
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Календарно - тематический план
№ п/п
Темы занятий
Теория
Практика
Дата
1 Да здравствует русский язык!
1
2 Вежливые слова
1
3 Поговорки и пословицы
1
4 Игротека
1
5 Запоминаем словарные слова
0,5
0,5
6 Растения во фразеологизмах
0,5
0,5
7 Животные во фразеологизмах
0,5
0,5
8 Игротека
1
9 Я не поэт, я только учусь…
1
10 Как морфология порядок навела
0,5
0,5
11 Игры с пословицами
1
12 Игротека
1
13 Животные во фразеологизмах
0,5
0,5
14 Кое-что о местоимении
0,5
0,5
15 Познакомимся поближе с наречием и числительным
0,5
0,5
16 Игротека
1
17 Состав слова. Основа слова. Формы слова
0,5
0,5
18 Про корень и окончание
0,5
0,5
19 Про суффикс и приставку
0,5
0,5
20 Игротека
1
21 Непроизносимые согласные
0,5
0,5
22 Учимся различать предлог и приставку
0,5
0,5
23 Учимся писать «не» с глаголами
1
24 Игротека
1
25 Имена существительные с шипящим звуком на конце
0,5
0,5
26 Его величество ударение
0,5
0,5
27 Поговорим о падежах
0,5
0,5
28 Игротека
1
29 Сложные слова
0,5
0,5
30 От архаизмов до неологизмов
0,5
0,5
31 По страницам энциклопедий
1
32 Игротека
1
33 Повторение. Игротека
1
34 Конкурс-игра
1
Итого:
9,5
24,5
Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
- с уроками русского языка;
- с уроками литературного чтения;
- с уроками окружающего мира.
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение Методические пособия:
- Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Компьютер с художественным программным обеспечением.
- Мультимедиа - проектор.
- Экран навесной.
- Магнитная доска.