Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Барабанова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ 102

Психолого- педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения.

По данным Министерства Образования Свердловской области (2014 г.) число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями Государственного Образовательного Стандарта за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза и составило более 30%. Во многом это связано с недостаточной сформированностью навыка чтения. Исследования в области педагогики указывают, что на первой ступени общего образования приоритет должен быть отдан приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств в формировании социализированной личности. Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, т.к. чтение является одним из основных способов воспроизведения информации, базовым навыком, развитость которого во многом определяет успешность обучения в школе.

У учащихся недостатки формирования навыка чтения изучаются давно, но и поныне эта одна из самых актуальных проблем. Требования стандартов (в образовательной области Филология) 2 поколения предполагают понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Известно, что навык чтения, прежде чем станет автоматизированным, проходит в своём развитии несколько этапов. Возможность перехода от низшей ступени овладения навыком чтения к более высокой заложена в основании каждой предыдущей ступени. Переход этот происходит в разные сроки, индивидуально, а у детей, испытывающих трудности в обучении особенно замедленно. С целью выявления актуальности проблемы формирования навыка чтения проводилась входная диагностика в 2013 году, которая показала, что только 16% учащихся владели навыком послогового чтения, 23% учащихся знали только буквы. К концу 1 класса (2014г.) 66% детей овладели полноценным навыком чтения, а с 34% детей с дислексией проводится индивидуальная коррекционная работа, которая имела положительную динамику. В процессе педагогической деятельности по коррекции нарушений чтения наиболее значимыми являлись следующие принципы: 1. Принцип комплексности. Механизмы, вызывающие недостатки формирования навыка чтения (дислексия), одновременно обуславливают нарушения устной речи и нарушения письма (дисграфия). Дислексия обычно не является изолированным нарушением. В связи с этим при устранении дислексии воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение, письмо). 2. Принцип опоры на сохраненные звенья нарушенной функции. Осуществляется опора на произношение, на зрительное различие артикуляции звуков 3. Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н.Леонтьев, П.А.Гальперин) отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. 4. Принцип учета зоны "ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому ). Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. 5. Принцип постепенного усложнения речевого материала Формирование того или иного умственного действия проводится на простом речевом материале. И только когда умственное действие будет закреплено, можно перейти к его выполнению на сложном речевом материале. 6. Принцип деятельностного подхода. Процесс чтения представляет собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционно-педагогической работе необходимо воздействовать на все этапы сложной деятельности, основное внимание, уделяя операциональному компоненту. Первоначальная задача - формирование нарушенных операций речевой деятельности, а по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура речевой деятельности. 7. Онтогенетический принцип. В процессе формирования навыка чтения необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление этого умения, далее формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам. 8. Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности. У детей , имеющих нарушения чтения, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций; б) нескольких операций процесса чтения; в) недостаточная автоматизация операций; г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.
Моя деятельность была направлена на преодоление трудностей овладения навыком чтения. Для этого было необходимо апробировать систему работы, направленной на повышение эффективности их обучения, а также разработать свои методы работы по обучению полноценного навыка чтения. В процессе моей деятельности была апробирована пошаговая методика по формированию навыка чтения . 1 шаг. Формирование умения плавного чтения слов. 2 шаг. Закрепление умения читать. Развитие зрительного анализатора. 3 шаг. Совершенствование умения читать шепотом с педагогом. 4 шаг. Развитие навыка громкого чтения. 5 шаг. Коррекция навыка выразительного чтения. 6 шаг. Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки.


На основании данной методики мною была разработана система разноуровневых упражнений: 1.Тексты с «хвостами». В текстах и предложениях тоже есть хвосты, т.е. концовки. А в нашем упражнении эти хвосты потерялись или перепутались. Поэтому надо соединить начало и конец предложения. Данное упражнение нацелено на формирование навыка осознанного чтения. 2.Тексты с «дырками». Сначала ребёнок читает целый текст, а затем такой же текст, но с дырками, т.е. с пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте. Важно создать мотив обучения, чтобы ребёнок понимал, что от успешности выполнения задания зависит содержание рассказа. Это делает чтение осмысленным. Выполнение заданий желательно сопровождать практическими действиями (поиск слов или частей текста, проведение линий), что помогает удерживать внимание ученика. Данное упражнение нацелено на формирование навыка правильного чтения. 3.Тексты с «прятками». В тексте прячутся не слова, а слоги. Искать пропавшие слоги немножко легче, чем слова или фразы, но от этого ещё интереснее. Сначала ребёнок читает обычный текст, а затем такой же текст, но с пропущенными в некоторых местах слогами. Такие упражнения также формируют правильность чтения.
4.Тексты со «знаками». Ученикам предлагается текст с пропущенными знаками препинания. Знаки (.!?) пропущены в конце предложения. Эти упражнения формируют навык выразительного чтения.

Данные упражнения носят интегрированный характер и могут быть применены на уроках русского языка. С соответствующим речевым наполнением они также могут применяться не только в начальной школе.

В данной системе упражнений выделяют контрольные задания, которые помогаю отделить сформированность навыка полноценного чтения. Для контрольных заданий разработана система оценивания. Оценивание может происходить по следующей системе: Задание выполнено на 100-85%- оптимальный 85-70%-достаточный 70%-50%-предельный Ниже 50%-низкий

Наряду с выше описанными заданиями на каждом этапе вводились упражнения по коррекции психической базы речи (мышление, внимание, память). Овладение полноценным навыком чтения отслеживалось по следующим параметрам:

  • Беглость

  • Правильность чтения

  • Выразительность

Для постоянного текущего мониторинга чтение каждого ученика мною разработан индивидуальный график чтения.


Индивидуальный график техники чтения


Ф. И. ребенка_____________________________________

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс
Дата


Дата



Дата



Дата



110


















100


















90


















80


















70


















60


















50


















40


















30


















20


















10



















Обозначение:
1. Кол-во ошибок - * 2. Чтение выразительное, осмысленное, правильное - « + » 3. Монотонное чтение - М 4 Не может ответить на вопросы без помощи - « - »

Он ведется на протяжении всего обучения во всей начальной школе. В нём указывается количество ошибок при чтении контрольного текста, выразительность и правильность чтения, понимание читаемого текста. Также красным цветом на графике выделяется скоростной норматив для данного класса.

Скорость чтения не является главенствующей в формировании навыка чтения, но полноценное овладение учебным материалом будет сложным при низкой скорости чтения. Навык чтения сформированный на достаточно высоком уровне, является существенной предпосылкой, гарантией развитой культуры чтения. Наличие полноценной деятельности чтения является свидетельством высокого уровня учебно-познавательных способностей детей, характеризует возможность продуктивных, плодотворных путей их развития в учебных и внеучебных ситуациях школьной и повседневной жизни.

© 2010-2022