Урок 94 русский язык 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс
УМК «Школа 2100»

У р о к 94

ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
КАК ЧАСТИ РЕЧИ Цели: познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.

Ход урока I. Организационный момент. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке - Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! II. Минутка чистописания. - Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук. У п р а ж н е н и я: а) пальчики «здороваются»; б) согреем пальчики; в) «молоточки»; г) опустили кисти рук и потрясли ими. ССС Сс С с ссс Са Св Вл Плывёт над океанским дном маленькая подводная лодка. III. Изучение нового материала. П о с т а н о в к а цели урока. а) А к т у а л и з а ц и я опорных знаний. - Ребята, мы продолжаем знакомиться с частями речи. Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним предыдущие. - С какой частью речи мы познакомились? - Что означают имена существительные и на какие вопросы отвечают? - Как изменяются имена существительные? б) П о с т а н о в к а цели урока. - Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи - именем прилагательным. В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться». К каким присоединяются прилагательные? Попробуем вместе разобраться. Посмотрим на мяч, мел. Какие они? Дети отвечают, называют слова: круглый, белый, резиновый и так далее. - Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы бедна, непонятна, невыразительна. О чем бы ни шла речь: об учебе, отдыхе, работе, одежде, пище, характере человека, - нас всюду сопровождают вопросы «какой?», «какая?», «какие?». Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладают те или иные предметы. - Наш класс какой? (Светлый, уютный…) - Урок какой? (Трудный, легкий, полезный, интересный…) - Погода какая? (Солнечная, пасмурная, дождливая…) Итак, все эти слова, которые прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и получили названия имена прилагательные. В ы п о л н е н и е упражнений. 1. Текст учитель читает сначала без прилагательных, затем - с прилагательными. - Какой текст вам больше понравился? Почему? З а п и с ь текста под диктовку. Выглянуло приветливое солнышко. Зеленый лес, широкий луг, колхозное поле и тихая речка осветились его лучами. З а д а н и я: 1) найдите знакомые орфограммы и объясните; 2) найдите имена прилагательные, с каким существительным оно связано, на какой вопрос отвечает? 2. З а н и м а т е л ь н о е задание у доски. К доске выходят три ученика, выбирают одно из существительных:

Урок 94 русский язык 3 класс З а д а н и е: диктуются имена прилагательные, каждый должен записать себе в столбик подходящее имя существительное. С л о в а: колючий, бурый, маленький, большой, рыжая, хитрая, неуклюжий, косолапый, проворный. 3. Р а б о т а на доске и в тетради (по вариантам).

I вариант П о ц в е т у Мак (какой?) Бумага (какая?) Дерево (какое?) Береза (какая?) II вариант П о в к у с у Мед (какой?) Редька (какая?) Яблоко (какое?) Арбуз (какой?)
В ы в о д: с помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме. Имена прилагательные могут обозначать качества людей и характера. - Кому подходят эти прилагательные? Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая и так далее. - Конечно, ваша мама! 4. З а г а д к и (устно). Отгадайте предметы по имени прилагательному. а) Круглое, румяное, спелое, вкусное. б) Душистая, колючая, красная, красивая. в) Маленький, черненький, не лает, не кусает, а в дом не пускает. г) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. д) Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный. е) Костяной порог, за ним красный говорок. 5. И г р а «Когда это бывает?». - Угадайте по признакам времена года. Прилагательные запишите. Голубые, синие Небо и ручьи В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. (Весна.) Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. (Лето.) Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. (Осень.) Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки как рога. (Зима.) IV. Итог урока. 1. - Перед вами стихотворение Э. Мошковской, в котором говорится о хорошо знакомом предмете. Оставьте, пожалуйста, на доске нужную часть речи, которая поможет вам угадать этот предмет, остальное сотрите. Он уже не пышный, Он уже не лыжный, Он не из ваты, Он ноздреватый, Он уже не белый, Он потемнелый, Серый и мокрый, Старый и добрый…

Это весенний снег. - Вы научились выделять имена прилагательные как часть речи. - Закончите пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.

 Речь хороша короткая, а веревка … (длинная).

 У ленивой лошади всегда повозка ... (тяжелая).

 У спорого кузнеца руки черные, да хлеб … (белый).

2. - Оцените свою работу.

- Поднимите руки те, кому понравилось, как вы работали. Молодцы! Домашнее задание: выполнить упр. 21, с. 87.


© 2010-2022