Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Зарубинская оош»

________________Рязанова О.П. _________________Потапова Л.А..

___ ________________2013г. ___ _______________2013 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зарубинская основная общеобразовательная школа»

Городецкого района Нижегородской области

Рабочая программа учебного курса

по литературному чтению

для 1 класса

Учитель начальных классов

первой квалификационной

категории Рябкова Светлана

Арсентьевна

2013 - 2014 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Гармония», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний. Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Ценностные ориентиры учебного предмета Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); внимание к личности писателя; бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы; наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению Личностные задачи/результаты 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи/результаты 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве1. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. Предметные задачи/результаты 1. Формирование положительной мотивации к чтению. 2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения. 4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к му, о чем и о ком он написал. 8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. 9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями. 13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера. 14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой). 16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания. 17. Развитие литературных способностей.

Обоснование выбора количества часов по годам обучения и разделам (темам) программы. В соответствии со школьным учебным планом и примерными программами начального общего образования, курс изучается с 1 по 4 класс, является инвариантом. На изучение «Литературного чтения» отводится 448 часов: в 1-2 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, во 3-4 классах - 3 часа в неделю. Распределение часов осуществляется на основе авторской программы, которая соответствует требованиям примерной программы. Содержание данного раздела пополняется по классам вместе с календарно-тематическим планированием. Содержание начального общего образования по учебному предмету 1 класс (40 часов) Виды речевой деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Чтение Чтение вслух Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию. Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения.
Чтение по ролям небольших произведений. Чтение «про себя» Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение). Работа с разными видами текста Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным чело­веком), т. е. преодоление «наивного реа­лизма» в восприятии литературы. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом. Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев1. Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова. Чтение по ролям, драматизация. Библиографическая культура. Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.
Говорение (культура речевого общения) Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации. Круг чтения Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и лите­ратурного разнообразия. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Накопление, обобщение и систематизация жанро­вых и тематических литературных впечатлений. Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасенка, считалка, загадка, скороговорка - узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка. Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов. Общее представление о жанре басни. Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня. Творческая деятельность (на основе литературных произведений) Формирование воссоздающего и творческого воображения. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование). Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения Создание классной библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А.С. Пушкина. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе театрального кружка. Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради). Создание небольшого сборника побасенок (на основе материалов рабочей тетради). Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради). Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».
Для промежуточного и итогового контроля усвоения программного материала запланированы тестовые задания. Они проверяют результаты обучения в таких областях формирования читательской самостоятельности, как навык чтения, работа с текстом и книгой. Для проведения тестовых заданий используется книга: Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы». - Смоленск: Ассоциация XXI век.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения. Примечание: перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению. Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения; индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения. Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются: замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; выполнение заданий по ориентировке в книгах; наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ читательского дневника; анализ отзывов учащихся о прочитанном, презентаций; анализ творческих работ учащихся (в том числе - входящих в рабочие тетради и в портфель достижений).














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

40 часов, 4 часа в неделю № п/п Тема

Понятия

УУД

Коррекция Форма Даты 1 Л.Дьяконов «Первоклассникам»; А.Барто «Стали грамотными Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Освоение чтения по ролям. Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их.






2 Г. Новицкая «Книжки»*; Р. Сеф «Учись читать!»

3,4 Л Пантелеев «АУ»; С.Погорельский «Ох, и непорядки в Машиной тетрадке»

5 В.Голявкин «Болтуны»

6 С.Маршак «Угомон»

7 В.Орлов «Оправдался»; Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться»

8 В. Смит «Потехе час»
Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Знакомство с олицетворением (без термина). Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.


Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр».


9
«Потешки и колыбельные песни»

10 «Побасенки»

11 «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки»

12 Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка»

13 «Считалки», В. Берестов «За игрой»

14 «Скороговорки, небылицы»

15 С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех»

16 С. Маршак «Пудель»

17 Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Характеристика персонажа.

Составление небольшого рассказа о персонаже.

Выявление подтекста читаемого произведения.

Определение идеи произведения.

Определение отношения автора к персонажу.

Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Анализ заголовка произведения.

Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.

Знакомство с жанром басни.

Знакомство с эпитетом (без термина).

Чтение по ролям.

Составление картинного плана.

Составление небольшого рассказа по иллюстрации.

Сравнение произведений, персонажей разных произведений.

Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).

Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру.

18 Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»

19 В. Осеева «Все вместе»

20 Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать»

21 Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища»

22 В. Росин «Друзья познаются в беде»

23,24 С. Михалков «Ошибка», «Прививка»

25 Л. Яхнин «Силачи»

26 М. Пляцковский «Добрая лошадь»

27 Обобщающий урок

28 А. Шибаев «Сказки просят...»

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Определение темы произведения.

Характеристика персонажа.

Выявление подтекста произведения.

Определение идеи произведения.

Определение отношения автора к персонажу.

Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Знакомство с сюжетной схемой.

Составление картинного плана.

Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня.

Озаглавливание прочитанного, иллюстраций.

Пополнение словарного запаса.

Обучение художественному пересказу прочитанного.

Освоение приема драматизации.

Составление рассказа по иллюстрации.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).

Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Книжные иллюстрации и их авторы.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.


29,30 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко

31 Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

32 Американская сказка «Вот он, вор!»

33,34 армянская сказка «Заказчик и мастер»

35 А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки)

36 X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

37 В. Орлов «Абрикос в лесу»

38 А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

39,40 Обобщающий урок










1

1

© 2010-2022