Планирование воспитательной системы класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование воспитательной системы классаМОУ «СОШ № 2»

Планирование воспитательной системы
1 Б класса

Учитель нач.классов

Андреева И.В.

г.Саранск 2013

Содержание.

1. Концепция воспитательной системы класса.

2. .Программа воспитания младших школьников «Дружный класс»

3. . Модель воспитательной системы 1 б класса

4.Этапы развития воспитательной системы 1б класса

Концепция воспитательной системы класса Социально-экономические перемены в общественной жизни страны ослабили интерес педагогов и родителей к воспитанию подрастающего поколения. Были разрушены образы положительных героев, нравственные и духовные ценности. В настоящее время, на мой взгляд, необходимо возродить и укоренить идеалы добра, чистоты, порядочности в душах детей, вырастить и воспитать доброе, любящее, честное, духовно богатое поколение. С учетом вышеизложенного принято решение разработать и реализовать модель воспитательной системы класса.
Ее целью стало развитие личности, имеющей высоконравственные ориентиры способной к саморазвитию, самовоспитанию, самоутверждению. Достичь такого развития личности помогают различные виды воспитывающей деятельности (ценностно-ориентировочная, интеллектуальная, художественная, спортивно-оздоровительная, трудовая, внеурочная деятельность), основанные на гуманистическом принципе воспитания, а также создание благополучного социально-психологического микроклимата в классе.
Ребёнку нравится то дело, которое у него получается лучше, ибо там лежат его задатки. Именно задатки толкают, направляют, порождают интересы воспитанника и способствуют его развитию. Жизненный опыт ребёнка должен быть успешным. Если ребенок раскрыл и развил свои способности, удовлетворил интересы, нашел понимание в коллективе, стремится к самосовершенствованию и прилагает усилия к саморазвитию, значит, воспитание можно считать успешным. Воспитательная система имеет свое жизненное пространство - среду, в которой осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Основным «местом жительства» является учебный кабинет. Именно в нем происходят главные события классной жизни, осуществляется становление личности ребенка и формирование детского коллектива.



Программа воспитания младших школьников «Дружный класс»

Пояснительная записка Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. В настоящее время у значительной части молодежи наблюдается искажение нравственных идеалов, ценностей, более частыми стали проявляться пренебрежение к общечеловеческим нормам нравственности и правонарушения. Педагога, болеющего за судьбу подрастающего поколения, не может не волновать проблема нравственного воспитания. Поэтому сегодня важно воспитывать ответственного гражданина, обладающего следующими нравственными качествами: совестью, патриотизмом, дисциплинированностью, честностью, вежливостью, добротой, достоинством, скромностью, аккуратностью, трудолюбием, целеустремленностью, коммуникабельностью. Одним из звеньев в воспитании и моральном просвещении детей стала школа. Только совместными усилиями учителей, психологов, социальных педагогов, родителей и самих детей можно достичь успешных результатов в воспитании высоконравственной личности.

Содержание программы «Дружный класс» Реализация программы предусматривает следующие направления:

"Быть творцом добра"

"Наша дружная семья"

"Быть с прекрасным рядом"

"Быть культурным и воспитанным"

"Быть природе другом"

"Если хочешь быть здоров"
1. Нравственно-правовое. «Быть творцом добра». 2. Взаимосвязь с семьей учащегося. «Наша дружная семья». 3. Этическое направление. «Быть культурным и воспитанным». 4. Художественно-эстетическое. «Быть с прекрасным рядом» 5. Экологическое. «Быть природе другом» 6. Оздоровительное. «Если хочешь быть здоров!».


«Быть творцом добра»


Работа в этом направлении поможет:

  • скорректировать отношения между участниками воспитательного процесса;
  • в обретении общепринятых норм культуры поведения, общения;
  • увидеть и оценить в людях, в их поступках доброе, хорошее;
  • постигать общечеловеческие ценности.

«Наша дружная семья»


Семья играет огромную роль в общеобразовательной и воспитательной работе школы. Поэтому союз школы и семьи является важным условием в совершенствовании воспитания культурно-нравственной личности ребенка. Прежде всего в семье ребенок усваивает основные нормы сознательной жизни. Поэтому только в процессе плодотворного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно развивать личность ребёнка.

«Быть культурным и воспитанным»


Воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. А это в свою очередь основополагающие принципы гуманизма. Работа в этом направлении призвана пробудить личность и утвердить гуманные принципы в повседневной жизнедеятельности. Этическое направление ориентировано на включение учащихся в этические диалоги, общение, на углубление знаний о культуре поведения.

«Быть природе другом Огромное влияние оказывает природа на развитие ребенка. Она является источником первых знаний о мире и радостных впечатлений. Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой опыт, на котором основывается дальнейшее развитие его личности. В процессе экологического воспитания формируются представления и понятия о природе, развиваются мышление, речь, творческие способности, совершенствуется познавательная и практическая деятельность, воспитывается бережное отношение к окружающей среде.

«Если хочешь быть здоров» Хорошее здоровье - это один из главных источников радости, счастья человека, духовного и социального благополучия. Необходимо учить детей бережно относиться к своему здоровью, показать преимущества здорового образа жизни. Это направление предоставляет комплексную систему мероприятий, способствующих качественному, здоровому образу жизни, воспитанию личности, заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.




«Быть с прекрасным рядом»

Большое значение в формировании нравственной личности ребёнка имеет художественно-эстетическое направление. Искусство помогает детям познать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные и эстетические способности. Через наблюдения и эстетические переживания дети постигают культуру человеческих качеств со всем художественно-эстетическим миром.


Я хочу, чтобы каждый мой ребенок стал активным участником программы, смог проявить свои творческие способности, удовлетворить интересы, развить художественно-эстетический «вкус» и стремиться к физическому совершенству. Реализуется программа в тесном взаимодействии учителя, детей, родителей, социального педагога, психолога и администрации школы. Программа включает в себя содержание всех основных форм воспитательной работы, составляющих целостную систему, основанную на воспитании дисциплины, культуры поведения, учитывая принципы гуманизации, общечеловечности, а также психолого-возрастные особенности младшего школьника. Реализация программы рассчитана на четыре года Цель программы «Дружный класс» Создать условия для формирования нравственной личности младшего школьника. Задачи: 1. Развивать нравственные качества личности, на основе формирования гуманных отношений между учащимися класса. 2. Способствовать сплочение и развитию детского коллектива. 3. Помочь каждому ребенку раскрыть творческий, духовный потенциал. 4.Привлечь родителей учащихся к сотрудничеству в воспитании нравственной личности ребенка. 5. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Кадровое обеспечение


  • классный руководитель
  • педагоги дополнительного образования
  • библиотекарь социальный педагог
  • медперсонал
  • педагоги предметники.
  • Психолог

Финансирование программы


  • родительские взносы
  • спонсорская помощь
  • финансовая помощь школы

Ожидаемые результаты


В результате реализации программы «Дружный класс» предполагается положительная динамика, развитие положительных качеств нравственно-культурной личности, заботящейся о духовном и физическом благополучии.

Психолого- педагогическая диагностика


  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся.
  • общие сведения,
  • способности, темперамент, уровень воспитанности
  • составление социального паспорта класса
  • выявление коммуникативных навыков
2.Межличностные отношения.
  • социально-психологический климат в классе.
  • психологическая совместимость
Формы диагностики:
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • наблюдение,
  • беседы
  • психологические тренинги и занятия

Модель воспитательной системы 1 б класса

I Блок .Цель воспитательной системы класса. Создать условия, способствующие развитию личности, имеющей высоконравственные ориентиры, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самоутверждению. Для этого необходимо реализовать следующие задачи: - формировать нормы общественного поведения; - выявлять и развивать творческие способности учащихся; - пробуждать интерес к самому себе и к окружающей действительности; - включать в работу воспитательной системы класса родителей; - приобщать учащихся к здоровому образу жизни.

II Блок .Участники воспитательной системы класса


Этот блок представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках классного коллектива. Его участники: -классный руководитель -учащиеся класса -родители учащихся -другие педагоги, принимающие участие в воспитательном процессе. Воспитательный процесс проходит успешно тогда, когда для ребенка создаются благоприятные условия, психологический комфорт, способствующий развитию положительных эмоций. В такой обстановке ребенок чувствует себя нужным. Здесь его ценят и любят, здесь он может раскрыть свои возможности. Моя задача как классного руководителя, быть помощником ребенку, поддерживать, убеждать, направлять подрастающего человека. Я помогаю учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Ученики - полноправные участники воспитательной системы. Каждый ребенок класса реализует себя и проявляет свою индивидуальность, исходя из своих потребностей, интересов и способностей. Все ученики являются членами классного коллектива. Это позволяет детям сблизиться, общаться друг с другом, открывать для себя новые нравственные качества и достоинства.

Ребята посещают школьные кружки, секции, студии, предметные кружки интеллектуального и творческого развития. У них есть возможность выбрать то творческое объединение, которое отвечает их интересам или сменить его по желанию, т.е. найти дело по душе и почувствовать себя в нём достойным человеком. Такая организованная деятельность повышает активность ребят, ответственность за порученное дело, дисциплинирует, воспитывает самоуважение, позволяет гордиться собой.
Семья закладывает нравственные и духовные начала личности ребенка, дает первые понятия об отношениях в обществе. В семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни, правила поведения и приличия. Поэтому я рассматриваю семью как неотъемлемую часть воспитательной системы.
Не остаются в стороне функционирования воспитательной системы учителя-предметники, социальный педагог, психолог, библиотекарь, администрация школы. Они, также как и я, и родители, заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для становления, самоопределения и самореализации. Наша позиция «Каждый ребёнок хороший и стремится к хорошему».
Сложившиеся взаимоотношения между участниками ВСК носят теплые, доверительные, доброжелательные, творческие отношения. Продолжение этих взаимоотношений можно увидеть в разных направлениях школьной жизни и внеклассной работы. Сотрудничество участников воспитательного процесса помогает в развитии нравственной, интеллектуальной, физически здоровой и творческой личности.

III Блок . Функционально-деятельностный компонент


Этот блок выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, развитие её основных функций и связей.
Реализую функционально-деятельный компонент на основе школьных программ:

  • Гражданско-патриотического воспитания «Маленький патриот России».
  • Экологического воспитания «Друзья природы»
  • Здоровьесберегающей программы «Здоровье»
  • Программы взаимодействия семьи и школы «Содружество»


Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений.
В программе шесть направлений деятельности, каждое из которых призвано решить проблему нравственного воспитания.
1. «Быть творцом добра» 2. «Быть с прекрасным рядом» 3. «Быть культурным и воспитанным» 4. «Быть природе другом» 5. «Наша дружная семья» 6. «Если хочешь быть здоров»

Виды и формы воспитывающей деятельности :


  • классные часы, исследовательская работа;

  • прогулки, походы, спортивные часы, экскурсии;

  • встречи с интересными людьми, встречи со специалистами; викторины, конкурсы, дискуссии, проекты, презентации, уроки; этики, беседы, свободный разговор;

  • вечера отдыха, праздники, познавательные игры, акции»

  • КТД: театральные постановки, мини-концерты, приглашение к чаю, пресс-турнир и.др.


Таким образом, я хочу приобщить учащихся своего класса к нормам нравственной и культурной жизни, развить в них познавательный интерес, творческие способности, художественно-эстетический вкус, экологическую культуру и физическое совершенство.
Для успешной реализации функций воспитательной системы класса я избрала роль «нравственного наставника» и «старшего товарища». Содействую соблюдению учащимися норм и правил, разрешаю возникающие конфликты между учащимися. Провожу беседы на нравственные, правовые, социальные темы с учениками, а также с детьми девиантного поведения. Помогаю им включиться в различные виды деятельности, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, организую коллективную творческую деятельность.

IY Блок. Взаимосвязь с социумом

Реализацию двигательной активности ребёнка, его потребность в творчестве, любознательность осуществляю во взаимодействии с социальной средой. Здесь есть широкая возможность выявить и развить способности и талант каждого ребёнка. Поэтому я обеспечиваю сотрудничество с учреждениями культуры, дополнительного образования ,психологами.

Этапы развития воспитательной системы 1 б класса

1 класс -Я и моя семья

2 класс- Мои друзья. Мой класс. Моя школа.

3класс -Мой край.Моя Родина

4 класс-Дружат дети всей Земли

1. Этап «Создание и формирование ВСК» (1 класс)

  • Проанализирован набор учащихся класса, выявлены положительные и отрицательные стороны детского сообщества для определения и постановки цели, задач ВСК, для развития сильных сторон и нейтрализации слабых.
  • Определены цели и задачи воспитательная система класса
  • Определена перспектива жизнедеятельности класса.
  • Смоделирована и создана и разработана программа
  • Начата работа по формированию коллектива класса и изучению межличностных отношений.
  • Включение учащихся в различные виды совместной деятельности.
  • Формирование традиций коллектива.
  • Организация совместной работы с родителями (учебно-воспитательной, родительский всеобуч).
  • Формирование благоприятной, эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
  • Начата работа психолого-педагогической службы школы (выявить интересы, потребности, склонности, способности, темперамент, уровень воспитанности учащихся, межличностные отношения).
  • Включение учащихся класса в работу по школьным целевым программам.

2. Этап «Становление ВСК» (конец 1класса-2класс)


На данном этапе происходит:

  • Укрепление взаимодействия членов классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители).
  • Сохранение традиций класса и поддерживание ключевых традиций школы. Продолжение реализации программы «Дружный класс», школьных целевых программ.
  • Установление между учащимися класса коллективистических отношений и устойчивого интереса к коллективной деятельности.
  • Развитие творческой, физической активности учащихся.
  • Формирование у учащихся первоначальных умений, самопознания, самореализации, самоутверждения.

3. Этап «Развитие и функционирование ВСК»( 3класс- 4 класс)


Продолжается работа по:

  • Укреплению у учащихся класса первоначальных умений самопознания, самореализации, самоутверждения.
  • Установлению внешних связей и отношений с членами других детских объединений.
  • Активному включению учащихся в новые виды и формы деятельности.

Ожидаемые результаты
:Считаю .что реализуя эту программу, ребёнок сам будет стремиться быть хорошим, любить и уважать окружающих. А если я это произойдет, то он будет нравственно-воспитанной личностью, способной любить, переживать, умеющей трудиться, умеющей быть чуткой, заботливой, тактичной и внимательной к людям. Научится ценить добро и красоту, не будет допускать в свое сердце нравственные пороки. Станет достойным членом коллектива и общества, сможет утвердиться в жизненных позициях.



© 2010-2022