Творческий отчет учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«М А Т А Й С К А Я С Р Е Д Н Я Я Ш К О Л А»









Т В О Р Ч Е С К И Й О Т Ч Ё Т



на тему:



«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









Учителя начальных классов

КАЖИБАЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ СЛЁТЖАНОВНЫ


Введение.
Образование во всём мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живёт каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает её ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой - активно создаёт для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам. Современное состояние образования последнего десятилетия характеризуется многообразием альтернативных учебных программ, созданием различных инновационных образовательных учреждений, но в то же время растёт информационная перегрузка учащихся, что сказывается на здоровье, психическом самочувствии учеников, нередко приводит к потере интереса к образованию. Решение новых задач, поставленных перед школой жизнью, привело к поискам новых форм учебной работы и новых методов обучения. Сочетание разнообразных форм организации учебных занятий наиболее полно отвечает задаче всестороннего развития личности учащихся, выявлению их интересов, формированию творческих способностей, развитию познавательной активности младших школьников. С учетом всех этих обстоятельств неоценимую помощь в полноценном усвоении программного материала могут оказать нетрадиционные формы обучения с применением элементов информационно-коммуникационных технологий. Подобный подход к обучению позволяет за короткий промежуток времени усвоить значительный теоретический материал, дифференцированно подойти к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки, способностей и задатков. Осознание этого заставило меня задуматься над проблемами современного образования и попытаться внести свою лепту в процесс его реформирования. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников. Методическое объединение начальных классов начало работать над методической темой: «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся с использованием информационных технологий . Для личностно-ориентированного обучения более существенной является ориентация на ценности, главным вопросом становится вопрос «каким быть», а не «кем быть». В настоящее время школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности; в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование. Как же можно реализовать принципы личностно-ориентированного обучения в начальной школе? (основная ценность - личность, ее самобытность, индивидуальность, неповторимость) -альтернативные формы образования для дифференциации, -разноуровневый подход к образованию; -предоставление ученику своего пути развития.; Прежде всего, это возможно в рамках проведения урока, при отборе и использовании дидактического материала и т.д., учитывая субъектный опыт ученика при освоении программного материала, в результате чего повышается уровень обучения и воспитания. Урок является многофункциональной единицей общеобразовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. Программа развития школы предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению. Я работаю учителем начальных классов в данной школе 24 года. За это время работы в школе я пришла к выводу, что главное это искренняя любовь к данной профессии, любовь и забота о детях.
Профессия учителя начальных классов- это одна из интересных, трудных, нужных и благородных профессий. В 2007г. окончила Жетысуский Государственный университет, факультета «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация учителя начальных классов.
Темой самообразования, над которой работаю несколько лет, является: «Развитие познавательной активности в процессе обучения младших школьников через использование новых информационных технологий» Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования творческого потенциала личности и осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с использованием информационных технологий ориентируясь на требования стандартов. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями деятельности школы и я веду работу по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач с использованием информационных технологий. Аналитическая часть. 1.Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет, модифицируя их). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. Стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально - творческую личность.

  • Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.
  • С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими заданиями. Стараюсь, чтобы мои ученики не боялись трудностей в учёбе и повседневной жизни.
  • Особым видом образовательной потребности учащихся является развитие творческих способностей. Поэтому в работе уделяю внимание развитию познавательной активности. По теме «Развитие познавательной активности в процессе обучения младших школьников через использование новых информационных технологий» опыт моей работы был обобщён на методическом объединении учителей начальных классов школы. (2013год)
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель - вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: Компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
  • как средство наглядности учебного процесса.
  • С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала: тесты по познанию мира, математике, русскому языку, родному слову; тексты для проверки техники чтения; памятки по русскому языку (работа над ошибками), математике, литературному чтению, трудовому обучению.
  • Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера. С помощью программы Word дети готовят сообщения, рефераты к урокам литературного чтения и познания мира.
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Реализуя задачи программы развития школы, разработала;
  • контрольно - измерительные материалы для промежуточного контроля знаний в 1- 4 клаcсах по русскому языку, математике, литературе и познанию мира.
  • мониторинг качества подготовки, уровня сформированности коммуникативных умений и применяю их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Опыт применения данной технологии позволил:
  • повысить эффективность обучения;
  • дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Исследовательский проект «Обыкновенная соль. Полезные и вредные свойства» (2013г.), «Шоколад - польза и вред» (2012г.)
  • совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
  • вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Использую игровые технологии: в играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Модифицировала комплекс физминуток для глаз, пальчиковую гимнастику. 2. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя ИКТ - таблицы, диаграммы. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы. Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий и они проявляют высокую активность на уроках :
  • с интересом работают с дополнительными материалами (дидактический, раздаточный, по карточкам и перфокартам; «Весёлая таблица»
  • увеличилось количество ребят, которые используют ИКТ;
  • учимся создавать проекты и презентации: ребята активно занимаются исследовательской проектной деятельностью (например, исследовательский проект «Обыкновенная соль. Полезные и вредные свойства» (2013г.), «Шоколад - польза и вред» (2012г.))
Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний и расширения кругозора детей приглашаю ребят в игру «Путешествие на Планету Знаний». Как классный руководитель, стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы,. Активно сотрудничаем с библиотекой. Детей, с отличающимися возможностями и наклонностями, старюсь вовлекать в предметные школьные кружки по интересам, где они смогут повысить свой интеллект. С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей, используя «Сборник комбинаторных задач» В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:
  • даю дополнение к заданию в виде схемы;
  • помогаю найти алгоритм решения;
  • указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
  • предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости. Развитие творческих способностей обучающихся в сочетании с высокой познавательной активностью и разнообразными формами и методами обучения привело к высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию. Для себя проводила мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий. Провожу тестирование, самостоятельные работы с самопроверкой и взаимопроверкой. Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим. Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду - составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе. В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями. Регулярно поддерживаю связь с родителями, при помощи сотовой связи, держу их в курсе успехов и неудач детей. Также провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:
  • консультация со специалистами;
  • собрание-практикум;
  • общешкольная конференция и др.
На них знакомлю родителей и воспитателей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в оформлении кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в плане классного руководителя, в протоколах. Провела анкетирование с родителями по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты, обработанные психологом школы, показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая. В классе проводим заседания круглого стола с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др. Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу. За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от администрации школы. Результативность работы:
  • в классе нет пропусков уроков без уважительных причин, и эта ситуация сохраняется;
  • в классе нет отверженных детей.
Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива: 78% высокий, 22% средний. Заключение. Психологическая атмосфера в нашей школе здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Вхожу в созданную в школе творческую группу по созданию медиаресурсов, школьных проектов. Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства, работая над темой самообразования. Кроме того, я участник 2 сайтов и имею свою личную страничку: учительский. сайт /Кажибаева-Людмила-Слётжановна multiurok.ru /kls/ Проектная часть Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. В связи этим провожу, педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.(прилагается). В мои планы входит совершенствование условий для самореализации личности ребёнка.
  • Совершенствование работы по развитию различных видов одаренности у учащихся.
  • Формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний.
  • Совершенствование педагогического мастерства и повышение качества образования и ИКТ- компетенции через разнообразные формы методической работы.
  • Выполнение программы по оздоровлению и формированию здорового образа жизни.
  • Принятие личного участия в работе по апробации ФГОС второго поколения.
В дальнейшем планирую:
  • использовать важный метод саморефлексии - портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции. По утверждению американского писателя П. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Решение проблемы творческого развития дает возможность ребенку почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Содержание работы позволяет вносить современные изменения, которые могут получить развитие в последующих классах. Внеурочная деятельность:
  • 2012 год (1 человек) Абылкасымова Тамара - участие в математическом конкурсе - игре «КЕНГУРУ» 3 место.
  • 2013 год диплом победителя Абылкасымовой Тамаре за участие в математическом конкурсе - игре «КЕНГУРУ» 2 место.
  • 2014 год - диплом победителя 2 степени в «Международном дистанционном блиц-турнире «Азбука жизни»» проекта «НОВЫЙ УРОК» Нусубжан Санжар, Мукашев Мирас;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Международном дистанционном блиц-турнире «Юный всезнайки»» проекта «НОВЫЙ УРОК» Камилова Делия, Еретай Амир;
  • 2014 год - диплом победителя 2 степени в «Международном дистанционном блиц-турнире по предмету «Окружающий мир»» проекта «НОВЫЙ УРОК» Нам Анна;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку проекта «НОВЫЙ УРОК» Нам Анна;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Дистанционной олимпиаде по русскому языку Международного проекта «VIDEOUROKI.NET» Нам Анна;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Дистанционная олимпиада по математике Международного проекта «VIDEOUROKI.NET» Нам Анна;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Дистанционная олимпиада по окружающему миру Международного проекта «VIDEOUROKI.NET» Нусубжан Санжар;
  • 2014 год - диплом победителя 1 степени в «Дистанционная олимпиада по литературному чтению Международного проекта «VIDEOUROKI.NET» Нам Анна.
  • 2014г. - благодарность Абылкасымовой Тамаре за активное участие в работе проекта для учителей «ИНФОУРОК».
  • 2013 -
Систематически проводим классные мероприятия: «День Знаний», «День Независимости», «Новый год», «День Защитников Отечества», «8 Марта», «Наурыз-той», неделя начальных классов, «День Победы» и т.д.

В классе появились свои традиции. В течение года поздравляли детей с днём рождения, проводились чаепития с конкурсной программой. Также поздравляем девочек и мальчиков с праздниками «8 Марта» и «День Защитников Отечества». Мои ученики активно принимают участие во всех школьных мероприятиях.
Проводимые мероприятия, помимо познавательного характера, рассчитаны на воспитание у учащихся высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, культуры поведения, умения вести себя в различных ситуациях. Ведётся постоянная работа по укреплению созданных традиций.

Принимала участие в районных педагогических чтениях с докладами по теме: «Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе», «Развитие познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»


Награды:


Повышение квалификации:
  1. ТОИУУ, удостоверение о краткосрочном повышении квалификации с 25. 01.2010г - 05.02.2010.
  2. ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф.переподготовки работников образования», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации с 09.03.2010 - 17.03.2010.
  3. ТОИУУ, Сертификат об участие в обучающем семинаре «Проблемы и перспективы развития личностно ориентированного обучения на современном этапе», 30.06 2010г. в объёме 18 часов, 29.06.2011г. в объёме 18 часов, 04.07.2012г. в объёме 15 часов.





© 2010-2022