Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Программа Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь».

Цель: Тренировать детей в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак.

УУД: Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения.

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока

1.Организационный момент.

2. Работа с кассой букв по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь».

3.Работа с «Букварём».

4.Заключительная часть.

5.Уборка рабочих мест.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. /Костин Саша/

2. Работа с кассой букв по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь».

3.Работа с «Букварём».



Физминутка «Большая буква» Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: Барсик, котёнок город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. 3.1 Повторение. На доске записаны слова: слон, крот, лось, волк. Что общего в этих словах? ( Все слова обозначают названия животных. Все слова односложные. Во всех словах общий гласный [о]. В каждом слове четыре буквы. ) Какое слово лишнее? (Лось - это слово, единственное из четырёх, имеет мягкий согласный звук [с']. В этом слове четыре буквы, но три звука.) 3.2 Работа с «Букварём». 3.2.1 Сравните рисунки слева и справа. Прочитайте предложения. Что интересного можно сказать о словах? (это слова с противоположным значением.) Можно ли одного большого окуня превратить во множество маленьких окуньков? (Нет!) Можно ли слово, обозначающее одного большого окуня, «преобразовать» в другое слово, которое будет означать «много маленьких окуней»? (Да.) Дети тренируются в словообразовании. Окунь - окуньки Огонь - огоньки Зверь - зверьки День - деньки Пень - пеньки Лень - ? Последнее слово преобразовать нельзя. 3.2.2 Анализ звуковых схем. В первой схеме три звука. ( Все согласные звуки мягкие.) В слове - четыре буквы. К данной схеме подходят слова: день, пень, лень. Какими буквами обозначаются мягкость согласных звуков на письме?(Е, ь) Анализируя вторую схему, дети приходят к выводу, что она соответствует словам: окунь, огонь. Чем обозначается мягкость согласных [н'] на письме? (Буквой «ь».) Сколько звуков в словах? А сколько букв? 3.2.3 Работа со стихотворением В. Ланцетти. Перед вами стихотворение, написанное в форме диалога. Один из «разговаривающих» - это тюлень. А вот кто второй участник диалога, попробуйте догадаться сами. Самостоятельное чтение (молча). Дети устанавливают, что спрашивающим может быть кто угодно: и человек, и какое-либо животное. Текст этого стихотворения ученики читают по ролям(участвуют три человека, так как последняя строка в стихотворении - это слова автора.) 3.2.4 Послушайте стихотворение Б. Заходера о другом тюлене:

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье -

Не пример для подражанья.

Какой тюлень вам более симпатичен и почему?

Воспитательный момент.

Чем страшна лень?

Нужно ли её бояться?

Можно ли её победить? Как? Пофантазируйте, как может выглядеть лень. Как бы вы её нарисовали?

Учитель читает стихотворение В. Данько «Победа» из «Спутника Букваря».

Кровать вцепилась мне в плечо:

- Не отпущу!..Поспи ещё!

Я вырвался,

Но простыня

Схватила за ногу меня:

- Постой, дружок,

Не убежишь!

Ещё немножко полежишь!

Вставанье - дело неприятное! -

Шепнуло одеяло ватное.

Подушки слышен голосок:

- Не торопись, поспи часок!

Хоть полчаса, хоть полминутки.

Но я вскочил

И крикнул:

- Дудки!!!

Я победил сегодня лень!

И это будет каждый день!

Сравнить две фразы: «Завтра поучусь, а сегодня отдохну!» и «Завтра отдохну, а сегодня поучусь!»

Какая из них принадлежит ленивому человеку, а какая - трудолюбивому?

3.2.5 Чтобы потренироваться в произношении похожих слов с твёрдыми и мягкими согласными, можно предложить детям повторить скороговорку: «Опять пять ребят нашли пять опят».

3.2.6 Распределение слов на группы.

Читаем слова. Определяем, что они означают. Распределяем слова на группы. Ставим вопросы кто? Или что?

Животные - олень, медведь;

Птицы - голубь, снегирь;

Деревья - ель, тополь, ясень.

Вопрос повышенной трудности:

В каких словах звуков столько же, сколько букв?

(Ель - 3 буквы, 3 звука [й'эл']; ясень - 5 букв, 5 звуков [й'ас'ин'].)

3.2.7 Решение ребусов: ЛЕНЬ, ЗВЕРКИ, КАРАМЕЛЬ.

Можно предложить детям самим составить ребус со словами ТЮЛЕНЬ - ЛЕНЬ. (Нужно перед рисунком тюленя поставить две запятые.) 4.Заключительная часть.

Рефлексия.

-Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.

-С какой буквой мы познакомились?

-Какие звуки обозначает эта буква?

-Что вам понравилось на уроке?-О чём хотите рассказать дома?

5.Уборка рабочих мест.



© 2010-2022