Рабочие программы 1 класс Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н. Протопопов (интегрированная программа: 1-4 классы - 2- е изд. дораб. - М: Вентана - Граф, 2010). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство». Каждый день на ребёнка обрушивается огромное количест­во информации, в которой он должен уметь разбираться - ос­тавлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Всё ускоря­ющийся ритм жизни требует от школьника быстрого переклю­чения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимозависимость явлений. Художественное образование школьников не может строить­ся без учёта процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве: всё, что дети видят и слышат, должно находить отражение на уроках. Важно воспитывать в учащихся критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружа­ющей действительностью. Поэтому главным условием органи­зации занятий по изобразительному искусству является разно­стороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Полихудожественное воспитание* опирается на положе­ние о том, что каждый ребёнок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он ви­дит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. Зада­ча учителя искусства - по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способ­ность воспринимать мир в художественных образах. Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; её цель - художествен­но-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоя­тельной творческой деятельности. Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разрабатываемые в Институте художе­ственного образования Российской академии образования, пе­редовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в прак­тику инновационные интегрированные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появле­ние новых произведений, имён, тенденций в искусстве. Интегрированный подход предполагает привлечение на за­нятиях по изобразительному искусству сведений из разных школь­ных дисциплин, которые помогут раскрыть рассматриваемое яв­ление таким образом, чтобы у детей сложилось наиболее полное знание и представление о нём. Предлагаемая учащимся информа­ция должна опираться на их психические особенности, интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Это, с одной стороны, помогает детям создавать свои художествен­ные образы на основе ассоциаций с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще. С другой стороны, такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не про­тивопоставлен этому миру, а является органичной его частью. Цель интегрированного обучения - научить детей рассмат­ривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явле­ния; составлять свою целостную картину мира. Педагогические условия интегрированного преподавания изобразительного искусства:

  • выход за рамки одного искусства;
  • учёт возрастных и психических особенностей детей, их художественных представлений и предпочтений;
  • активное внедрение в традиционные формы обучения со­временных развивающих и игровых методов работы;
  • включение детей в разные виды творческой деятельности;
  • перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческую активность самих детей;
  • предметно-пространственная основа изучения изобрази­тельного искусства;
• опора в обучении на региональную (близкую) художест­венную культуру, искусство и родной язык в тесной связи с мировым художественным процессом. Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углуб­лять содержание художественного образования, способствует конструктивным изменениям в методике работы учителя, создаёт новые обучающие технологии, предполагает тесную связь с дополнительным образованием, обеспечивает творче­ский климат на занятии. Например, на уроке изобразительного искусства при анали­зе произведений какого-либо художника может быть востребо­ван материал по истории того периода, когда этот художник творил, и той страны, в которой он жил. Важно дать ученикам представление об идеалах того времени, духовных ценностях и мировоззрении людей, познакомить с документальными дан­ными, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения. При знакомстве с архитектурой следует установить связь характера и особенностей архитектурных сооружений с ландшафтом, климатом региона, т. е. привлекать материал из географии. Информация должна адаптироваться и быть ориентирова­на на осмысление происходящего, исследовательскую деятель­ность детей. Такой подход развивает самостоятельность мыш­ления и стремление к самопознанию у школьника, а учителю предоставляет свободу творческого поиска, творческой ини­циативы и самостоятельности в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художествен­ных средств и форм работы с детьми. Таким образом, новизна данной программы заключается в том, что она не сковывает инициативу педагога, позволяет ему самостоятельно включать в учебный процесс дополнитель­ные темы и задания для учащихся и тем самым создаёт опти­мальные условия для развития педагогического и творческого потенциала учителя. Программа основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и пред­метное окружение человека - это природа, произведения ис­кусства, предметы быта, вещи, архитектура. Приобщение школьников к самостоятельной, осознанной деятельности, на­правленной на создание художественно организованного пространства, рассматривается как процесс, объединяющий зако­ны изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, ди­зайна, декоративно-прикладного и народного искусства. Созда­ние художественно организованного пространства поможет детям научиться преобразовывать внутреннее пространство помещения и внешнее окружение человека, исходя из его ин­дивидуальных потребностей и интересов, т. е. создавать пред­меты, интерьер, соответствующие конкретному человеку и оп­ределённой среде, подготовят школьников к самостоятельному созданию собственного окружения в полной гармонии со сво­им характером и интересами. Определяющий фактор в работе педагога - развитие уча­щихся. Изобразительное искусство в программе является усло­вием и механизмом познания мира, развития воображения и фантазии детей, их творческого проявления в различных об­ластях деятельности. Программа полихудожественного развития школьников опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).
  • Духовное совершенствование ученика. Важно разви­вать в ребёнке возвышенные чувства, возникающие при вос­приятии произведений искусства, творческих достижений ху­дожественной культуры и красоты окружающего мира; воспи­тывать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и других народов.
  • Живое общение с искусством. Запись на пластинке, ре­продукция произведения изобразительного искусства представ­ляются «вторичным» художественным продуктом - копией. Нуж­но активно внедрять в учебный процесс общение ребёнка с жи­вым словом, живыми красками, формами, ритмом, движением. Творческий продукт по возможности должен рождаться на гла­зах у школьников, их собственными силами, их руками, словами.
  • Освоение разнообразных сторон окружающего мира. В ходе занятий важно показать учащимся разные аспекты жизни. Явления и предметы должны быть показаны во взаимо­связи.
  • Опора в обучении на региональный компонент. Регио­нальный компонент определяется как совокупность географи­ческих, климатических, национальных, культурно-историче­ских особенностей той местности, где находится учебное заве­дение (село, город, район, страна). Педагогу необходимо
учитывать эти факторы при выстраивании учебно-информа­тивного материала урока и планировании учебных творческих заданий. Таким образом в педагогический процесс включается живая художественная культура региона.
  • Взаимодействие разных видов художественной дея­тельности. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий по изобразительному искусству позволяют педагогу сознательно планировать общение детей с разными видами искусства. Общая художественная природа последних (цельность образов, общие законы восприятия, пе­реживания и художественного выражения) помогает учащимся увидеть художественное явление в разных формах его воплоще­ния, например представить музыкальный образ в сочетаниях цветов, движениях, слове, а также свести совокупность видов искусств к их знаковому выражению.
Описанный подход к художественному развитию школьни­ка обладает большим педагогическим и воспитательным эффек­том и прививает интерес к искусству, учит обобщать, связывать и анализировать увиденное, услышанное, прочитанное; позво­ляет разносторонне развивать эмоционально-чувственную сфе­ру ребёнка, его способность к сопереживанию, общению с ис­кусством. Рассматривая произведения разных видов искусства, можно получить наиболее полное представление об общих для них выразительных средствах (ритме, композиции, форме и др.).
  • Сенсорное насыщение представлений и действий уче­ника. Детские представления нередко односторонни и разроз­ненны, базируются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Ребёнок может сказать и назвать, но не всегда умеет сделать. Следует учить глаз видеть, ухо - слышать, а тело - двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ученика должны давать ему возможность обогащать свои впечатления, раскрывать чувства.
  • Раскрытие разных сторон искусства. В реальной худо­жественной практике существуют две стороны: 1) исполни­тельская (техническая, механическая сторона искусства), ос­нованная на многократном повторении, тренинге, научении; 2) творческая (образная, спонтанная), требующая выразитель­ности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, изобрета­тельности, живого внимания и тонкой наблюдательности. Педагогический процесс по возможности должен органично соче­тать обе стороны художественного творчества.
8. Активное творчество самого ученика. Содержание про­граммы требует переноса педагогического акцента с обучения технике на творческую активность каждого ребёнка. Увлечение школьника работой, чувство радости от собственной художест­венной деятельности, желание участвовать в коллективном твор­ческом проекте выступают непременным условием художествен­ного образования, которое направлено на развитие творческих способностей школьников и осуществляется при включении их в творческую деятельность. Сказанное может быть достигнуто только при условии сотворчества учителя и детей, самих детей. Таким образом, программа реализует системный подход в обучении; обеспечивает последовательное развитие у школь­ников способности восприятия и порождения художественно­го образа и его отражения в собственных работах; опирается на художественную специфику искусства. Освоение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественной культуры, окружающей действительности, природе;
  • получение учащимися первичных знаний о мире искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитекту­ре, дизайне), их формах бытования в повседневном окру­жении ребёнка;
  • развитие у детей зрительского восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышле­ния, фантазии, творческого воображения и комбинатори­ки; умения выражать в отчётливых образах реальный мир и мир воображаемый;
  • систематическое и целенаправленное формирование у школьников элементарных умений, навыков, способов работы с художественными материалами в соответствии с возрастом и психическими особенностями младшего школьного возраста;
  • воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, эстети­ческих чувств, любви к своему народу, родной природе, на­родной многонациональной культуре, общечеловеческим культурным ценностям.
Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трёх направлениях работы.
  • Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в окружающем мире в художественную форму:
  • освоение детьми выразительных возможностей художест­венного языка (композиции, цвета, формы, пространства) и средств художественной выразительности в изобрази­тельном искусстве (ритма, симметрии, асимметрии, дина­мики, статики, силуэта, колорита, объёма, света, линии, пятна и др.);
  • развитие представлений о роли и значении изобразитель­ного искусства в жизни людей (общечеловеческие, нацио­нальные, региональные, родовые, семейные художествен­ные традиции);
  • знакомство с историей возникновения и развития изобра­зительного искусства;
  • показ роли изобразительного искусства в истории (искус­ство как выразитель истории человечества в художествен­ных образах);
  • изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых видов и форм художествен­но-творческой деятельности человека, особенностей про­фессии художника-творца;
  • отображение окружающего мира (природы, быта.челове­ка) в творчестве детей (в живописи, графике, декоратив­но-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);
  • развитие у детей желания творить, формирование инди­видуального чувства цвета, формы, организации простран­ства и композиции.
  • Развитие фантазии и воображения: воспитание творче­ской инициативы учащихся, потребности выражать себя в ка­ком-либо виде изобразительной деятельности. Это направле­ние работы с детьми рассматривается в программе как одно из самых важных. Оно формирует у детей способность самосто­ятельно решать поставленную творческую задачу и развивает художественно-образное мышление. Одним из важнейших усло­вий развития фантазии и воображения является включение детей в разные виды изобразительной деятельности, использо­вание в обучении произведений разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок, в силу


своих индивидуальных психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один че­рез зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вторых, это связано с тем, что все искусства опираются на художественно-выразительные средства, в основе которых ле­жат общие закономерности. В-третьих, полихудожественный подход позволяет развивать художественное и ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопо­ставлять художественные произведения, приобретать опыт об­общения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, художественно-образ­ное мышление, творческие способности и индивидуальность каждого ребёнка. 3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика): система­тическое развитие у детей сознательного подхода к воспри­ятию, пониманию и оценке эстетического в окружающей дейст­вительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, пони­мать, сопереживать, ценить произведения искусства. Школьни­ки получают представление о видах искусства, их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений ис­кусства, накапливают знания и представления об искусстве и его истории. Специфика этого направления в начальной школе определя­ется развитием у учеников навыков восприятия искусства. Вос­приятие необходимо сочетать с изобразительной деятельно­стью: количество рассматриваемых произведений не должно превышать более 5-8 на одном занятии; желательно планиро­вать различные виды деятельности (работа карандашом, ки­стью, красками, тушью и другими материалами), позволяющие фиксировать и закреплять изученный материал. Материал программы рассчитан на 135 учебных часов (1 час в неделю). Однако структура, образовательные задачи, принци­пы организации обучения, предлагаемые темы и задания вы­строены с учётом того, что учебный материал может быть ис­пользован при большем количестве часов в неделю (если есть возможность их увеличить). Занятия разных направлений чере­дуются. Общее содержание работы на каждый учебный год пред­ставлено следующим образом.
  • 1 класс. Знакомство с изобразительным искусством, его ви­дами, художественными материалами, которыми пользуется художник, а также ролью изобразительного искусства в жизни человека.
  • 2 класс. Освоение предметного мира и открытого про­странства средствами изобразительного искусства. Формирова­ние навыков изобразительной деятельности.
  • 3 класс. Художник и мир природы: природа как необходи­мое условие жизни человека и влияние природного окружения на его художественное творчество.
  • 4 класс. Взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.
Эти направления работы реализуются в конкретных видах художественной деятельности: работа на плоскости и в объёме, наблюдение и изучение окружающей действитель­ности. Предусмотрена работа по памяти, с натуры и по вообра­жению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстра­ции, документальные материалы, литературные мотивы и др. Предполагается знакомство с разнообразными материалами, инструментами и техникой их применения. Однако степень при­оритетности перечисленных видов художественной деятельно­сти на каждом занятии на разных возрастных ступенях разви­тия школьника различна. При работе на плоскости используются разные материалы: гуашевые и акварельные краски, цветные мелки, пастель, цвет­ные карандаши, тушь. Работа в объёме и пространстве включает лепку (скульпту­ра) из глины или пластилина; художественное конструирова­ние (дизайн) - создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коро­бок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упако­вок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ра­кушек и др.). Декоративно-прикладные виды деятельности основаны на стилизации и обобщении природных форм (цветов, деревь­ев, животных, рыб, птищ насекомых и др.) и декорировании(создание орнамента, элементов украшения, декоративных ком­позиций и др.) с применением разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей, цветной бума­ги, ткани) и техник (аппликации, росписи, коллажа). Восприятие произведений искусства, окружающей приро­ды и действительности включает беседы, обсуждения, экскурсии. На каждом году обучения ставятся четыре образователь­ные проблемы и детализируются направления работы. Общая цель первого года обучения - развитие эмоцио­нально-образной сферы ребёнка, его интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, жестов, движений, запа­хов, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения изучать предметный мир и природу, ви­деть, слышать, чувствовать. Окружающий нас мир многообразен и многолик. Начало ос­воения изобразительного искусства связано с необходимостью научить детей наблюдать за предметами (людьми, животными и насекомыми), с развитием способности замечать единичное вокруг нас. Другая важная особенность работы состоит в разви­тии у первоклассников чувства пространства и осознании себя в окружающем мире (я - часть мира). Практическая изобрази­тельная задача направлена на формирование умения перераба­тывать, фиксировать наблюдения в творческих работах.
  • Развитие пространственного мышления и представле­ний о пространстве в искусстве. Развитие ощущения про­странства: предметы, люди в пространстве. Рассмотрение кон­кретного, единичного в окружающем мире.
  • Развитие представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Развитие интереса к окружающим предметам. Знакомство с разнообразием форм в природе и жиз­ни. Формирование индивидуального чувства формы.
  • Развитие представлений о цвете в искусстве и окружа­ющей действительности. Цвет в природе (вода, воздух, радуга, солнце, огонь, растения, животные). Цвет и форма, цвет и на­строение в окружающей действительности и искусстве. Форми­рование индивидуального чувства цвета.
  • Освоение композиционных задач в искусстве. Разви­тие основ проектного мышления путём освоения поверхности листа, художественных и композиционных задач в искусстве. Формирование представления о зависимости композиции от настроения, переданного автором в произведении изобрази­тельного искусства.
На втором году обучения главное место занимает разви­тие спектра чувств и ощущений детей, их фантазии и воображе­ния на основе волшебных превращений, происходящих в сказ­ках, былинах, сказаниях (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), и создания (порож­дения, сочинения) своих сказочных фантастических про­странств; формирование у школьников интереса к различным видам искусства через наблюдение единичного и общего (пред­мета в среде, слова в произведении, звуков в музыке) и желание проявить себя в каком-либо виде творчества. Дети осваивают ближнее и дальнее окружение (пространст­во), получают представление о населении окружающего мира людьми, их перемещении на Земле и освоении человеком окру­жающего его природного пространства.
  • Развитие пространственного мышления и представле­ний о пространстве в искусстве и окружающей действитель­ности. Освоение человеком пространства Земли. Разнообразие пространств: в природе в разное время года, предметной среде, архитектуре.
  • Развитие представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Изучение разнообразия форм в природе (формообразование в природе) и форм, созданных руками художника, мастера (скульптурными, архитектурными и фантастическими).
  • Развитие представлений о цвете в искусстве и окру­жающей действительности. Наблюдение за цветом в окружа­ющей действительности, природе и произведениях искусства. Возможность выражения в цвете настроения, звука, слова.
  • Освоение композиционных задач в искусстве. Форми­рование представлений об особенностях композиционного изображения единичных предметов, подчинения элементов композиции главному объекту.
На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенно­сти образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре. Дети изучают природные пространства как объекты худо­жественного творчества (воздух, вода, земная поверхность, подземный мир), продолжают наблюдать за миром природы и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах (в том числе исследовательских, с использованием худо­жественной и справочной литературы).
  • Развитие пространственного мышления и представле­ний о пространстве в искусстве и окружающей действитель­ности. Изучение исторического и национального аспектов ос­воения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека (цикличность жизни в при­роде).
  • Развитие представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в ис­тории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
  • Развитие представлений о цвете в искусстве и окру­жающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населённых разными народами. Раз­нообразие видов народного творчества.
  • Освоение композиционных задач в искусстве. Смысло­вая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности нацио­нального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека: оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.
На четвёртом году обучения дети учатся понимать и осо­знавать художественную ценность народного творчества (устно­го, песенного, изобразительного, театрального); роль простран­ства, среды, этнических особенностей в народном творчестве; роль своего народа в создании культурного наследия мира. В 4 классе расширяются и обогащаются знания учащихся о пространстве. Школьники получают представление об освое­нии народом своего природного ландшафта (национальный об­раз мира, человек в среде); у них формируются представления о национальной культуре, закрепляются понятия о географиче­ских и социально-культурных особенностях своей страны: природе, климате, обычаях, народном искусстве, характере труда, своеобразии жилища (народной архитектуре), специфике на­ционального дизайна, эстетике мира вещей.
  • Развитие пространственного мышления и представле­ний о пространстве в искусстве и окружающей действительно­сти. Развитие пространственного ощущения мира (многомер­ность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, праздники, одежда. Природа, пространство и среда искусства. Установление зависимости искусства от на­циональных традиций, климата, ландшафта. Рассмотрение еди­ничного и общего в культуре разных народов.
  • Развитие представлений о форме в искусстве и окру­жающей действительности. Освоение разнообразных форм народного искусства и их связи с традициями, обычаями, при­родой и др. Установление взаимосвязи цвета, пластики, симво­лики и формы в народной игрушке, одежде, архитектуре, музы­ке, литературе (стихи), фольклоре.
  • Развитие представлений о цвете в искусстве и окру­жающей действительности. Развитие представлений о роли цвета в народном искусстве (игрушки, утварь, художественное убранство жилища, одежда).
  • Освоение композиционных задач в искусстве. Форми­рование понятия о своеобразии композиции в народном искус­стве: декоративно-прикладном, в песнях, былинах, преданиях, устном народном творчестве, обрядах и обычаях.
Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по изобразительному искусству. По окончании начальной школы к уровню подготовки уча­щихся предъявляются следующие требования. Ученик должен:
  • знать и понимать:
  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремёсел России;
  • ведущие художественные музеи России;
  • уметь:
  • различать основные и составные тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зару­бежные произведения искусства и называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
  • применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объём, композицию) в изобразитель­ной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по па­мяти и воображению); декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и му­зыки;
3) использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобрази­тельного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственно­го внимания) при посещении выставок, музеев изобрази­тельного искусства, народного творчества и др.




Календарно - тематическое планирование 1 класс Вид деятельности № занятия Тема занятия Содержание программы 1 2 3 4 Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16ч) Работа на плоскости (9) 1 «Осенние листочки»
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Выполнение цветовых композиций (по выбору учителя) на передачу светоносных явлений в природе (грозы, пожара, огня, солнца, дождя, северного сияния, радуги, цветущей земли, воздуха и облаков в небе). Материал: тонированная бумага, белила, гуашь. 2 «Кто рисует на скалах?» Происхождение искусства. Изображение на тонированной бумаге - подражание неизвестному художнику. Материал: гуашь. Знакомство с наскальными произведениями древних художников. 3 «Листопад»,
Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе. Передача в цвете своего впечатления от виденного в природе и в окружающем предметном мире. 4 «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «На дороге» (по выбору) Освоение всей поверхности листа - ее гармоничное заполнение (техника и материал по выбору учителя). Знакомство с пейзажами А.А. Куинджи, А.А. Рылова, Н.К. Рериха. 5 Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами, например: лист сирени и лист дуба; морковь и свекла Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещение предметов на рисунке в различных положениях. Материал: гуашь. Рисование по наблюдению, упражнения на проведение различных линий гуашью. Знакомство с произведениями живописи: К.А. Коровин «Натюрморт» 6 Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете (как мы догадались, что у природы такое настроение) (1-4) Наблюдение за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и настроением человека. 7 «Кто дождя не боится?» Формирование понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: «первый план», «второй план». Материал: гуашь. 8 «Мышка и лисица в осеннем лесу» Составление разнообразных оттенков цвета. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов от одного цвета к другому. 9 «Аквариум» Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб. Этюды по памяти. Работа в объеме и пространстве (3) 10-12 «Петушок», «Утенок», «Птичка» Лепка игрушек (по выбор) по мотивам народных художественных промыслов: Дымково, Филимоново, Городец, Каргополь. Материал: глина, пластилин. Декоративно - прикладная деятельность (4) 13-14 «Как муравей домой спешил», «Подводное царство» (по выбору) Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений (коллективная работа)
15 «Ветер по небу гуляет..» Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и др.) Материал: фломастер, цветной карандаш.
16 «Волнующее море», «Ажурные листья с четкими прожилками, «Камни с прожилками» (по выбору) Линия, пятно, штрих. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь и палочка, шариковая ручка с черной пастой. Развитие фантазии и воображения (11ч) Работа на плоскости (9) 17-18 «Дворец царя Нептуна»: иллюстрация к сказке Х.-К.Андерсена «Оле Лукое» Работа с кистями (разных размеров) и палочкой (работа тупым и острым концом; проведение вертикальных, горизонтальных, округлых, изогнутых линий разной толщины). Создание панно (коллективная работа). Материал: бумага, гуашь.
19 «Дворец Снежной королевы» Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце. Материал: бумага, гуашь.
20 «Хрустальный звон», «Колокольный звон» Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления в цветомузыкальных композициях (без конкретного изображения)
21 Композиции по впечатлению на передачу динамики, движении (1-4) Изображение бегущего животного или летящей птицы, ветра в траве или среди деревьев под предложенную музыку или рассказ учителя. Материал: гуашь, акварель, пастель. Знакомство с произведениями живописи Ф.М. Малявин «Вихрь»; музыки П.И. Чайковского «Камаринская»
22 Импровизация. Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (1-4) Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах (желательно подобрать произведения с ярко выраженным настроением в живописи, музыке, литературе. Материал: гуашь, бумага. Знакомство с произведениями живописи: А.И. Куинджи «Закат», Н.П. Крымов «Радуга». Б.М. Кустодиев «Волга. Радуга», И.И. Левитан «Вечерний звон»; музыки: С.В.Рахманинов «Этюды-картины», колыбельные П.И. Чайковского
23 Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти: «Как звучит мой дом, улица, город?»
«Что еще имеет голос?» (1-4) Прогулка в лес, парк, по городу, зоопарку (запоминаем звуки и шумы) Установление связи между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и прозе. Различие звуков природы (пения птиц, шума ветра и деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.) и окружающего мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, школе, лесу). Материал: акварель, пастель. Знакомство с произведениями музыки: Э. Григ «Утро», К. Дебюсси «Ветер на равнине». С.В. Рахманинов «Сирень», «Островок»
24-25 «Дом» для себя или любимой куклы Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства, использование больших готовых форм (коробок, упаковок, любых геометрических форм), работа в группах по3-4 человека. Украшение своего жилища аппликацией или росписью гуашью Декоративно-прикладная деятельность (2) 26 Украшение окружающей среды: «День рождения» Оформления помещения (класса, рекреации) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе (сцены в школе и др.) 27 «День и ночь» Создание небольших композиций на передачу контрастных цветовых отношений в технике отрывной аппликации, гуашью или акварелью на предложенные темы Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6ч)
28 «Что изображает художник?» 1 Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве. Просмотр видеоматериалов
29 Экскурсия в мастерскую художника (очная или по видео материалам) 1 Формирование понятия о художественных материалах, изобразительных средствах, которыми пользуется художник. Отличие картины от фотографии
30 Экскурсия или заочное путешествие в музей 2 Формирование представлений о видах изобразительного искусства. Знакомство с произведениями живописи и графики: пейзажи И.И. Шишкин «Лесные дали», В.А. Серов «Девочка с персиками»; иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам, Е.И. Чарушин - к литературным произведениям о животных, В.А. Серова - к басням И.А. Крылова
31 Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) 2 Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Пейзаж: особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине. Знакомство с произведениями живописи: И.И. Левитан «Летний вечер» В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве»
32 Скульптура. Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) 3 Развитие представлений об особенностях объемного изображения. Художественный материал в культуре. Знакомство со скульптурой В.И. Мухиной, Ф.Ф. Каменского
33 Крупные музеи России. Экскурсия в Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве, освоение культурного наследия своей страны. Своего края, своего народа





© 2010-2022