Вариативная часть по математике «Занимательная математика»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западно - Казахстанская область

Зеленовский районный отдел образования










Вариативная часть по математике «Занимательная математика»

(из опыта работы учителя начальных классов СОШ Егіндібұлақ Судаковой Н.В.)

Егіндібұлақ 2014

Рекомендовано заседанием районного методического кабинета Зеленовского районного отдела образования

(Протокол № )

Составитель:

Судакова Н.В. учитель начальных классов ll категории

СОШ Егіндібұлақ Зеленовского района Рецензент: Убаева М.Х. учитель математики высшей категории

СОШ Егіндібұлақ Зеленовского района В данной брошюре рассматривается календарно-тематическое планирование вариативной части по математике для 4 класса. Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Формирование логического мышления - важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.

Предназначено для учителей начальных классов











Содержание:

  1. Введение. Цели и содержание обучения……………………….. ……………..5

  2. Календарно-тематическое планирование вариативной части «Занимательная математика»………………………………………6

  3. Примерное планирование занятий……………………………………………8

  4. Логические задачи…………………………………………….18

  5. Заключение………………………………………20

  6. Литература……………………………………….21

Введение


Цель: - формировать мысленные операции логического мышления : сравнения, анализа, обобщения, классификации.

- развивать познавательную активность, способы ориентирования в пространстве, развивать моторику пальцев.

В содержание обучения входит:

1.Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.

2.Формирование некоторых общих речевых умений.

3. Формирование простейших эвристических умений.

4. Формирование элементов творческого мышления, развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, визуального мышления. Загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Игры и головоломки со спичками, геометрическими фигурами.

Детям дается не готовая информация, а материал для наблюдений и размышлений. Обучение ведется на наглядно - действенной и наглядно - образной основе. Уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается.

тема

час

1

Занимательные задачи для устного счета. Игра « Поиск девятого»

1

2

Задания логического характера для устного счета. Игровое поле. Составление цепочек.

1

3

Эвристические задачи.

Игра «Магический квадрат»

1

4

Перебор вариантов отношений.

Игра «Поставь знаки»

1

5

Установление пространственных, временных и функциональных отношений.

1

6

Составление чисел из цифр, из геометрических элементов - фигуры.

1

7

Логические задачи. Нахождение закономерностей. Знание разрядности чисел.

1

8

Составление задач по данному выражению или требованию. «Семь одинаковых монет» игра

1

9

Задачи на сравнение вида одинаковое - разное

1

10

Задачи с мысленным наложением двух рисунков друг на друга и их детальным сравнением. Игра « Просвет»

1

11

Словесно-логические задачи.

1

12

Задачи на сообразительность.

1

13

Задачи на внимание и память. Игра «Внимание»

1

14

Дорисуй фигуру.

Разрежь фигуру

1

15

Караси и окуни. Ключи и чемоданы. Квадраты.

1

16

Найди закономерность. Запиши следующее число. Вставь пропущенное число. Продолжи ряд.

1

17

Установи закономерность и запиши недостающее число.

1

18

Решение логических задач. Нарисуй ответ.

1

19

Убери спички. Составь фигуру.

1

20

Запомни и нарисуй. Игра «Нильс и гуси»

1

21

Математические кроссворды, ребусы, шарады.

1

22

Тесты.

1

23

Нестандартные задачи на внимание.

1

24

Составление задач по графической схеме.

1

25

Зрительный диктант. Математический футбол

1

26

Задачи - смекалки. Математический лабиринт. Математические фокусы.

1

27

Шутки. Считалки. Загадки. Задачи - смекалки.

1

28

Занимательные квадраты. Спор цифр.

1

29

Тесты.

1

30

Задачи на планирование действий. «Муравьишко и Муравьин»

1

31

Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

1

32

Логические задачи, ребусы. Игра «Поп и работник Балда»

1

33

Математический диктант

1 34

Математическая эстафета 1







Примерное планирование занятий Тема: Математические фокусы Цель: 1. понятие о математических фокусах, умение работать с ними 2. развить логику и мышление 3. воспитать интерес к математике Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Постановка цели урока:
Фокусы развивают творческие начала личности, артистические способности, стимулируют потребность в творческом самовыражении. Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках математики. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрета фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. А секрет фокуса чаще всего имеет математическую природу.
Фокус "Любимая цифра". Любой из присутствующих задумывает свою любимую цифру. Фокусник предлагает ему выполнить умножение числа 15873 на любимую цифру, умноженную на 7. Например, если любимая цифра 5, то пусть умножит на 35. Получится произведение, записанное только любимой цифрой. Возможен и второй вариант: умножить число 12345679 на любимую цифру, умноженную на 9, в нашем случае это число 45. Объяснение этого фокуса достаточно простое: если умножить 15873 на 7, то получится 111111, а если умножить 12345679 на 9, то получится 111111111. Фокус "Угадать задуманное число, ничего не спрашивая". Фокусник предлагает учащимся следующие действия: Первый ученик задумывает какое-нибудь двузначное число, второй - приписывает к нему справа и слева такое же число, третий - делит полученное шестизначное число на 7, четвертый - на 3, пятый - на 13, шестой - на 37 и передает свой ответ задумавшему, который видит, что к нему вернулось его число. Секрет фокуса: если к любому двузначному числу приписать справа и слева такое же число, то двузначное число при этом увеличится в 10101 раз. Число 10101 равно произведению чисел 3, 7, 13 и 37, поэтому после деления мы и получаем задуманное число. Конкурс болельщиков - "Веселый счет". От каждой команды приглашается представитель. На доске две таблицы, на которых в беспорядке отмечены числа от 1 до 25. По сигналу ведущего учащиеся должны найти на таблице все числа по порядку, кто это сделает быстрее, тот и выиграл. Фокус "Число в конверте" Фокусник пишет на бумажке число 1089, вкладывает бумажку в конверт и заклеивает его. Предлагает кому-нибудь, дав ему этот конверт, написать на нем трехзначное число такое, чтобы крайние цифры в нем были различны и отличались бы друг от друга больше, чем на 1. Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трехзначного числа меньшее. В результате пусть он снова переставит крайние цифры и получившееся трехзначное число прибавит к разности двух первых. Когда он получит сумму, фокусник предлагает ему вскрыть конверт. Там он найдет бумажку с числом 1089, которое у него и получилось. Фокус "Угадывание дня, месяца и года рождения" Фокусник предлагает учащимся выполнить следующие действия: "Умножьте номер месяца, в котором вы родились, на 100, затем прибавьте день рождения, результат умножьте на 2, к полученному числу прибавьте 2, результат умножьте на 5, к полученному числу прибавьте 1, к результату припишите 0, к полученному числу прибавьте еще 1 и, наконец, прибавьте число ваших лет. После этого сообщите, какое число у вас получилось". Теперь "фокуснику" осталось от названного числа отнять 111, а потом остаток разбить на три грани справа налево по две цифры. Средние две цифры обозначают день рождения, первые две или одна - номер месяца, а последние две цифры - число лет, зная число лет, фокусник определяет год рождения. Фокус "Угадать задуманный день недели". Пронумеруем все дни недели: понедельник - первый, вторник - второй и т. д. Пусть кто-нибудь задумает любой день недели. Фокусник предлагает ему следующие действия: умножить номер задуманного дня на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце 0, результат сообщить фокуснику. Из этого числа он вычитает 250 и число сотен будет номером задуманного дня. Разгадка фокуса: допустим, задуман четверг, то есть 4 день. Выполним действия: ((4×2+5)*5)*10=650, 650 - 250=400. Фокус "Угадать возраст". Фокусник предлагает кому-нибудь из учащихся умножить число своих лет на 10, затем любое однозначное число умножить на 9, из первого произведения вычесть второе и сообщить полученную разность. В этом числе "фокусник" должен цифру единиц сложить с цифрой десятков - получится число лет.
  1. Итог урока: Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки.
Понравились ли вам фокусы? Какие больше и почему? Какие вы хотели бы повторить?

Тема: Задачи на вероятность, задания связанные с алгоритмами

Цель: 1.сформировать понятие о решении задач на вероятность

2. развить счет, логику, мышление, рассуждение

3. воспитать интерес к математике

Тип: новая тема

Методы: словесный, поисковый

Оборудование: тетрадь, ручка, карточки, учебник

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Устный счет по карточкам

3.Постановка цели урока: Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на вероятность.

4.Работа с новой темой:

№ магазина

Торговая марка

Жирность, %

Цена за 1 л, тг.

Наличие в продаже

1

«Веселый

молочник»

3,2

35

Есть

2

«м»

3,5

39

Есть

3

«Домик в деревне»

0,5

34

Есть

4

«Айналайын»

3,2

36

Нет

5

«Буренка»

3,2

32

Есть

а) Молоко какой торговой марки с жирностью 3,2% самое дорогое?

б) Укажите торговую марку молока, имеющего самую низкую жирность?

в) В какой магазин привозят молоко с самой высокой жирностью? Имеется ли оно в продаже в настоящий момент?

г) Сколько стоит молоко в магазине № 5? Укажите его торговую марку и какую жирность оно имеет?

д) Молоко , каких торговых марок можно купить, имея 37 тг.?

е) Необходимо купить как можно больше молока на 200 тг. В каком магазине следует сделать покупку? Сколько литров молока будет куплено? Останется ли сдача?

5. физминутка

6. Закрепление нового материала:

В таблицу занесены данные об одинаковых покупках, сделанных в одном и том же магазине в марте и июне 2008 г.

Вид товара

Количество

Стоимость в марте,

тг.

Стоимость в июне,

тг.

Изменение стоимости

в июне по сравнению

с мартом, в %

Молоко, л

2

64

72

Сыр, г

400

80

120

Хлеб, батон

2

24

30

Сметана, г

200

28

35

Мороженое, пачка

3

33

45

а) На покупку какого продукта было потрачено больше всего денег в марте?

б) Сколько стоила сметана в июне?

в) На сколько рублей дороже стоил 1 литр молока в июне, чем в марте?

г) На сколько процентов изменилась стоимость каждого товара в июне по сравнению с мартом? Ответы занесите в таблицу 2.

д) Сколько мороженого можно купить на сдачу со 100 тг. после покупки двух батонов хлеба: а) в марте; б) в июне?

- Какие числа здесь записаны?

Вариативная часть по математике «Занимательная математика»

7.Подведение итога урока: Чем занимались на уроке? Тема: Математические кроссворды Цель: 1. Уметь разгадывать кроссворды 2. развивать логическое мышление 3. интерес к математике Ход урока:

1.Орг.момент

2.Постановка цели урока: Кроссворд : Юный математик



Вариативная часть по математике «Занимательная математика»

По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.

Ответы: По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть. По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История. 3.Подведения итогов урока: Чем занимались на уроке?









Логические задачи В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить? (3) На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5) В коробке умещается 12 красных и 7 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные) Петя и Антон живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Антона. Антон живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 ) Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян) К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? ( в 111 раз ) Анна - дочь Татьяны .Татьяна - дочь Ольги. Кем приходится Ольга Анне? (бабушкой ) У Кати было орехов больше 4, но меньше 6. Сколько орехов было у Оли? (5) Бабушка дала Коле журнал «Ералаш» со 3 номера по 9. Сколько журналов у него?(7) Расставить 7 книг на две полки так, чтобы на одной было на 3 книги больше, чем на другой.(4 и 3)











Заключение

Одним из важных этапов в обучении детей является развитие логического мышления, главная цель которого- формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности. Выбранные формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни. Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.







Использованная литература:

1.Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике для 4 класса»

2.Журналы «Начальная школа»

3. Журналы «Начальная школа Казахстана»

4.Нестандартные уроки математики Другова Е. В.

5. В. Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников»

6. А. Б. Абенова, Л. А. Лебедева «Занимательная математика» Алматыкытап баспасы 2011

7. О. В. Уварова « 3 000 задач и примеров по математике » 8. Газета «Математика» № 8, № 9 2010 г. 9. Вероятность и статистика Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. М.: Дрофа, 2007

10. nsportal.ru/nachalnaya-shkola



© 2010-2022