Урок русского языка по теме Написание слов типа орёл и Орёл

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок русского языка

2 класс






Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.






Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Пыть- Ях ХМАО Поручикова Наталья Валерьевна

Цель: - развитие умений писать большую букву в словах, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 3 3 1. Чистописание

- Назовите первый звук в словах: город, гриб, гроза, (Звук [г].)
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

-С какого звука начинаются слова: гиря, Гена, гитара?
- Какой буквой эти звуки обозначаются на письме? (Буквой «гэ».)
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

  • Г стоит как великан, буква Г - подъёмный кран.

  • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.

  • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

- На что похожа буква Г?
- Из каких элементов состоит заглавная буква Г?
Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г:
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

-Напишите слова: Галина, Гриша,Гена.
- Прочитайте предложение.
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
- Что вы знаете об этом человеке? 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

-Юрий Гагарин прославил свою фамилию, записав ее в историю нашей страны и человечества. Откуда пошла фамилия Гагарин? Гагара - крупная водяная птица, обычно черного цвета. Была пословица "Сколько ни мой гагару, все черная". Поэтому Гагарой иногда называли черноволосого, смуглого человека. По звуку, издаваемому этой птицей, Гагарой могли также прозвать хохотуна.

-Давайте и мы поупражняемся в образовании фамилий. Но сначала вспомним словарные слова.


IV. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова
. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)


Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)


Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)


Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса.)


У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц.)


Слова: воробей, сорока, медведь, лиса, заяц. (Проверка.)


- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает на доске.)


Воробьёв, Сорокин, Медведев, Лисин, Зайцев. (Самопроверка)

-Какое правило нужно вспомнить?

-Подчеркните большую букву в фамилиях.

(Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисин, Зайцев. (Самопроверка.) На что указывает большая буква в этих словах? (На принадлежность одному лицу и на важность.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.



Открытие нового знания. Слайд 4



























Первичное закрепление.
















Физминутка
1 3 3 Проблемная ситуация.
- Запишите предложение. У меня есть шарик. - Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) - А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа - все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) - Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. - Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)
-Тема урока « Одинаковые по звучанию слова» - Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

  1. Узнать почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
  2. Составление предложений с этими словами.
  3. Научиться без ошибок писать слова, которые звучат одинаково, а пишутся по разному.
Урок русского языка по теме Написание слов типа орёл и Орёл
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


  • Предлагаю вам самим открыть новое знание. Работать будете в группах (3группы)

  • ВСПОМНИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ

  • Слушать друг друга;

  • Уметь уступать;

  • Уметь договариваться;

  • Распределять роли в группе.


Задание 1.

Прочитайте пары слов, которые звучат одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы и значением.

Предположите свои версии: почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?


  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности.

Вывод: если слова называют имя, кличку животного, город, планету, то это имена собственные и пишутся с заглавной буквы.

А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Задание 2.


На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.

1гр. Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся во втором классе.

2гр. Мою сестру зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия 3 гр. Высоко в небе парил__________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.


ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Так от чего зависит написание слов, которые звучат одинаково? (ОТ ТОГО, ЧТО ОНО ОБОЗНАЧАЕТ) Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» (называю слова, если слово пишется с большой буквы - подпрыгнуть, если с маленькой - хлопнуть) Маша, малыш, девочка, Александр, цветок, Викторович, Соколов, роза. Почему на последнем слове надо и присесть и подпрыгнуть? (может быть и имя и цветок)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

Слайд 5. 1. Работа в группе.

На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы).

Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.
-А теперь проверим. - У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

2. Работа в тетради. С комментир-м. Первый снежок, щенок Снежок. Белый пушок, кот Пушок. Рыжая белка, собака Белка.
3.Сам. работа Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового узнали?

- Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.) 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?


V. Домашнее задание.



Упр. 129 «Дидактический материал».

Урок русского языка по теме Написание слов типа орёл и Орёл

9

© 2010-2022