Урок на тему «Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4











Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

«Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России.»





подготовила

учитель начальных классов

Серкова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

2 категории









2011 / 2012 уч. год.



Цель: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.

Задачи:

расширить представление учащихся о многообразии чудес природных и культурных;

способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы своей Родины;

способствовать привитию чувства гордости за свою родину и родной край (на материале урока)

Оборудование:



  • мультимедийное оборудование;

  • учебник Плешакова "Окружающий мир", 4 класс;

  • карточки для самооценки;

  • карточки для игры; картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия.









Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

- Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.

- С чем у вас ассоциируются эти слова?

- Что можно назвать чудом? Сокровищем ?

Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.

Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.



- Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.

- Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры .

ІІ Проверка знаний и умений

- А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

Графический диктант :

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ▲ («да»), а если это не так - знак ● («нет»):

─ Человек - властелин и покоритель природы.

─ Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.

─ Экология - это наука о взаимодействиях животных организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

─ Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

─ Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли .

─ Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

─ Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

─ Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.

Ответ: ●▲▲▲●●●▲

Организуется взаимопроверка работ.

Подводятся итоги проверки знаний.

Итоги каждого задания вносятся в листы самооценки.

Лист самооценки.



Графический диктант.

Рабочая тетрадь

Тест

Ребус

Прочее.






III. Изучение новой темы:

- Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ ?

- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды -сохранилось до нашего времени.

Выставка картин Семи чудес света: египетские пирамиды, «Висячие сады» Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, Зевс Олимпийский, мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Родосский.

1.Сообщения уч-ся о семи чудесах света.

- Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. О Всемирном наследии мы заслушаем сообщение нашего товарища.

Рассказ ученика:

Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показ эмблемы, нарисованной на плакате).

Урок на тему «Сокровища Земли под охраной человечества. 7 чудес России»

Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.

2 Работа с учебником стр 54-55

С помощью учебника сформулируйте и запишите определение

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ -- ЭТО

3. Работа в рабочих тетрадях.

- Закончим схему:

Всемирное наследие

природное культурное

озеро Байкал Московский Кремль

Большой каньон Статуя Свободы

водопад Игуасу Венеция Виктория

4.Работа с учебником

- Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.



5. Физкультминутка.

Стая птиц летит на юг, В небе ясном солнце светит,

Небо синее вокруг. Космонавт летит в ракете.

Чтоб скорее прилетать, А внизу леса, поля -

Надо крыльями махать. Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

6. Продолжение темы

- Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис - древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи - деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена.)

Учитель показывает презентацию.

6. - Среди названных объектов находятся достопримечательности Всемирного наследия России. Их названия мы узнаем разгадав ребус.

РЕБУС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13

__________________________________________________________________

2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 __________________________________________________________________

3)17,6,20,6,18,4,16,22 __________________________________________________________________

4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 __________________________________________________________________

5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 __________________________________________________________________

6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 __________________________________________________________________

7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30

__________________________________________________________________

7.Презентация

« СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ»

Выполнение теста.





Тест.



1. Что не входит во Всемирное наследие?

а) Всемирное природное наследие;

б) Всемирное культурное наследие;

в) Всемирное производственное наследие.

2. Что в эмблеме Всемирного наследия символизирует круг?

а) природу; б) творение человека; в) солнце;

3. Какая фигура на эмблеме Всемирного наследия символизирует творения человека?

а) треугольник; б) квадрат; в) круг.

4. Какой объект не относится к природному наследию?

а) озеро Байкал; б) Московский Кремль; в)горы Алтай.

5. Какой объект не относится к культурному наследию?

а) Тадж-Махал; б) Афинский Акрополь; в) водопад Виктория.

6. Какой из памятников Всемирного природного наследия находится в России?

а) вулканы Камчатки; б) Большой каньон; в) водопад Игуасу.

7. Какая постройка сделана из дерева?

а) Афинский Акрополь; б) церковь Кижи; в) Великая Китайская стена.

8. На каком материке находится Большой каньон?

а) в Северной Америке; б) в Австралии; в) в Европе.

IV Закрепление

- На нашем заседании мы обсудили очень важные вопросы. Пришло время подвести итоги . Что такое Всемирное наследие? (Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.)

- Назовите объекты Всемирного природного наследия. (Большой каньон, озеро Байкал и т.д.)

- Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия. (Московский Кремль, Статуя Свободы, Венеция, Серенгети и т.д.)

V. Выставление оценок по листам самоконтроля.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

- Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?

- Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?

V I I. Домашнее задание

Стр. 54-62.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Сочинение « Каким бы Я хотел видеть окружающий нас мир…»

Список использованной литературы


1. Плешаков А.А. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2007. 2. Дмитриева О.И. Методическое пособие. - М.: «ВАКО», 2004. 3. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. - 1999



Приложение :

Карточка № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13 ___________________________________________________

2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 __________________________________________________

3)17,6,20,6,18,4,16,22 ___________________________________________________

4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 ___________________________________________________

5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 ___________________________________________________

6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 ___________________________________________________

7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30

___________________________________________________

Карточка № 2

Словарик юных географов.

Озеро - природный водоем в углублениях суши, заполненной пресной или минеральной, соленой водой.

Гейзер - источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до высоты 20-40 метров и более.

Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Кроме того, выделяют памятники природы - природные объекты, охраняемые государством. Например, скульптурная группа, статуя, бюст, обелиск, гробница и т. п.

Курган - древний могильный холм или надмогильная насыпь из земли или камня, обычно конической формы; небольшая возвышенность.

Гора - обширные участки земной поверхности, поднятые на несколько тысяч метров над уровнем моря в виде вершин.

Долина - вытянутые формы рельефа, образованные деятельностью рек и имеющие уклон в направлении течения или удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор.

Храм - культурное здание для выполнения религиозных обрядов, церковь

Карточка № 3

Легенда о Байкале и Ангаре.

Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.

Карточка № 4

ТЕКСТ

«Долина гейзеров на Камчатке».

Это каньон реки, где на площади в 7 квадратных километров действует более 20 крупных гейзеров. Каждый из гейзеров неповторим и уникален. Имеет свое имя и характер. «Великан» извергает на высоту девятиэтажного дома (до 30 метров) тридцать тонн воды за одну минуту, а «Тройной» фонтанирует сразу из трех отверстий, «Большой» из громадной раковины-грифона создает неповторимый водный каскад, а «Первенец» из-под каменной глыбы выбрасывает струю кипятка прямо в реку. Есть гейзеры «Сахарный», «Фонтан», «Леший», «Хрустальный», «Грот» и другие. Феерию гейзеров-фонтанов дополняют более 200 пульсирующих и фонтанирующих горячих и парящих источников, парогазовые струи, котлы с красной кипящей глиной, ухающие филином парящие пустоты, горячие и теплые озера и ручьи с водопадами.

Долина гейзеров - это своеобразная экосистема и особый микроклимат для растений и животных. Весна приходит на термальные площадки на месяц раньше обычного, в конце апреля. Бурые медведи, покинув зимние спальни, десятками собираются у гейзеров: поедают первую свежую зелень; отлеживаются на весенних сугробах; здесь у них проходят брачные игры.

Своеобразна Долина поздней осенью и в начале зимы. На землю тихо падает снег, а из-под земли с шумом вырываются струи кипящей воды.



Карточка № 5.

ТЕКСТ

«Гора Эльбрус».

На самом деле, Эльбрус - вулкан с двумя головами, последнее извержение которого случилось почти 2000 лет назад. Головы одинаковой высоты: Восточная высотой 5621 м над уровнем моря, Западная 5642м. Поверхность от высоты 3500 м в основном покрыта ледниками(их 77).На западных и северных склонах отвесные скальные участки достигают высотой до 700 м.

Эльбрус сформировался миллион лет назад. Он покрыт снегом и льдом и определяет климат и погоду значительного района. Эльбрус - самая большая лыжная гора в мире, перспективное место всероссийских и международных соревнований. Мы даже редко вспоминаем , что это вулкан. Наука говорит, что по результатам многолетних исследований… однозначно свидетельствуют об активности вулканических процессов. Эльбрус современный вулкан, находящийся в стадии относительного покоя. И, сознание, что Эльбрус живет, обостряет интерес к этому району. Лавовые потоки, излившиеся в разное время, минеральные источники и выходы горячих сернистых газов на его склонах, высокотемпературные источники на расстоянии 10-15 километров от кратеров, свидетельствуют об активном прошлом вулкана.

Огромная снежная шапка Эльбруса образует более пятидесяти ледников; извергающиеся из них потоки, сливаясь, дают начало трем основным рекам района - Кубани, Баксану и Малке.

Слава Эльбруса как высочайшей и прекраснейшей горы Кавказа идет с незапамятных времен. Еще до нашей эры о нем писал Геродот. У народов Кавказа и Ближнего Востока об Эльбрусе сложены песни и легенды. Ему посвятили вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, многие кавказские поэты.

В 1829 году человек впервые поднялся на одну из вершин Эльбруса. Это был кабардинец Килар Хаширов, проводник экспедиции Российской Академии наук. А первым, кто покорил обе вершины, оказался балкарский пастух и охотник Ахия Соттаев. За свою долгую жизнь он побывал на Эльбрусе девять раз: первый в возрасте сорока с лишним лет, а последнее восхождение совершил в 1909 году, когда ему исполнилось 121 год!

С тех пор на Эльбрус взошли многие: Эльбрус стал популярной вершиной, на которую устраивают спортивные массовые восхождения.

Карточка № 6

ТЕКСТ

«Столбы выветривания. Легенда.»

Когда-то Столбы выветривания являлись объектами культа манси. Вот одна из романтических легенд. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем - югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья-великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым мечом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпыгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так возник Мань-Пупу- нер.

В легендах постоянным мотивом остается наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная сила Ялпынгнера. Как видите, Мань-Пупу-нер заслуживает эпитета волшебный и магический, он самый красивый и впечатляющий.

Ответы:

1)16,9,6,18,16 2,1,11,12,1,13 (Озеро Байкал.)

2)4,16,18,1 31,13,30,2,18,21,19 (Гора Эльбрус.)

3)17,6,20,6,18,4,16,22 (Петергоф.)

4)5,16,13,10,15,1 4,6,11,9,6,18,16,3 (Долина гейзеров.)

5)19,20,16,13,2,29 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 (Столбы выветривания.)

6) 23,18,1,14, 3,1,19,10,13,10,33 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 (Храм Василия Блаженного.)

7)14,1,14,1,6,3 12,21,18,4,1,15 10 18,16,5,10,15,1 14,1,20,30 (Мамаев курган и Родина-мать.)



© 2010-2022