Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»Урок математики во 2 классе Метр. Соотношение между единицами длины»


Открытый урок


по математике во 2 классе по теме


«Метр. Соотношение между единицами длины»




Выполнил учитель начальных классов


МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ Починковского района


Борисовой Натальи Вениаминовны


Квалификационная категория __1____


Стаж работы учителем начальных классов: 22 года







2013 год.

  • Учебный материал: математика.

  • УМК «Начальная школа XXI века»

  • Тема урока: «Метр. Соотношение между единицами длины».

  • Тип урока: Объяснение нового материала.

  • Задачи урока образовательные:

обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;

воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;

развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

  • Ожидаемые результаты:

Формируемые УУД:

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

Предметные: сформировать понятия о метре, как единице измерения длины; усвоить соотношение между единицами измерения длинны (см, дм, м); сформировать умения практически находить длину предметов с помощью рулетки.

  • Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. - М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: - Единицы длины: сантиметр, дециметр;
- Измерение длины отрезков с помощью линейки; - Геометрические фигуры: многоугольник, шар, куб.
  • Этапы урока и хронометрия:

  • Содержание урока

п\п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формирование УУД

1

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. (3 мин)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.)

- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки.

- Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Ответы детей) (картинка)

- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.

- Он приготовил для вас задание и прислал в письме.

Прочитаем письмо на доске (интерактивной):

На день рождение мамы-медведицы я решил её одеяло обшить тесьмой, но не смог обмерить одеяло. На моей линейке только 20 сантиметров. Чем нужно измерить одеяло и сколько нужно купить тесьмы, если одеяло с вашу доску?

Личностные УУД: самоопределение к деятельности (формирование мотивации к новой теме);



2

Актуализация

знаний. (7 мин)

1. Повторение знаний о см и дм.

- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)

- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.)

- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах?

(Ответы детей: ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)

- Измерьте длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь

(Дети измеряют и записывают).

Работа в парах:

- Посмотрите на запись у соседа по парте и обсудите у кого карандаш длиннее.

- Длину каких предметов можно измерить в дециметрах

(Ответы детей: длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.)

- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.

(Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)

2. Создание ситуации «разрыва».

- Чтобы мама-медведица получила подарок, Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной доски,

чтобы купить тесьму.

- Попробуем это сделать.

(Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину классной доски, остальные наблюдают.)

- С какими затруднениями вы столкнулись?

(Ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)

Личностные УУД: сохранение мотивации к учению.

Познавательные УУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.

Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра

Личностные УУД: мотивация на достижение цели познания.

Познавательные УУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

3

Постановка учебной задачи

(3 мин)

-Как же помочь Мишутке? Чем будем измерять доску?

- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.

- Значит, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.

- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.)

Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.

Личностные УУД: учебно - познавательная мотивация.

Регулятивные УУД: планирование, как определение последовательности действий.

Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей.

4

Открытие новых знаний. (15 мин)

- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.

(Учитель показывает метровую линейку)

- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм.

(Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)

- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?

- Составим таблицу соотношений мер длины.

(Дети вместе с учителем составляют таблицу.)

- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?

(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)

- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)

- А теперь давайте измерим нашу доску и запишем данные.

(2 м 50 см - длина, ширина - 1 м 50 см)

Физминутка

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное высказывание в устной речи.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(8 мин)

1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).

- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)

2. Проверка степени усвоения материала.

- Ответьте на вопросы:

- Что такое метр?

- Что можно измерить в метрах?

- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?

- Сколько сантиметров в одном метре?

-104 см-это больше или меньше 1 м?

(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)

3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.

(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

Познавательные УУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

6

Самостоятельная практическая работа (работа в группах).

( 7 мин)

1. Практическая работа - тренировка в измерении с помощью метра длины предмета.

- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?

- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны.

(Дети составляют выражение и решают в парах. Ответы (варианты) сравниваются и обсуждаются)

- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Мишутки, чтобы и у него было красивое одеяльце.

Каждая сторона 1 м

- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича.

Каждая сторона -3 м



(Для сильных учеников: дополнительные задания на карточках)

2. Самопроверка. Самооценка.

- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.

3. Работа в группах.

- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для первой группы).

- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для второй группы).

(Дети работают самостоятельно. Учитель контролирует).

(ответы для первой и второй группы на слайде)

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач,



Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи, самоконтроль процесса результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

7

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

- Помогли ли мы Мишутке с подарком для мамы-медведицы?

- Сразу у нас все получилось?

- С помощью чего нам это удалось?

- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?

- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?

- Какую работу вам понравилось выполнять?

- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.



Самоанализ урока математики «Метр. Таблица единиц длины» 2 класс. Тема «Метр. Таблица единиц длины» изучается во 2 классе в теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». Изучая тему «Метр» ребята знакомятся с единицей длины - метром, устанавливают соотношения между изучаемыми единицами длины (метром, сантиметром, дециметром) и в дальнейшим будут использовать их при нахождении длин предметов, а также закрепляют знания о нумерации. Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Цель урока:- познакомить детей с новой единицей длины - метром, расширить представление учащихся об окружающем мире.

Задачи урока образовательные:

обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;

воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;

развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Тип урока: Открытия нового знания Для достижения решения цели и задач урока использовала следующие методы и приемы обучения:

  • практический метод,
  • игровой метод,
  • демонстрационный метод,
  • беседа,
  • диалог,
  • дискуссия.
Данные методы соответствуют целям и задачам урока. Они обеспечивают активизацию познавательной деятельности школьников, совершенствуют вычислительные навыки учащихся и умения решать задачи, развивают логическое мышление, умение работать совместно в парах, самостоятельно. На уроке применялись разные формы учебной работы:
  • индивидуальная работа,
  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • фронтальная работа.
На уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности учащихся:
  • устный счет,
  • практическая деятельность,
  • письменная работа в тетрадях,
  • работа над задачей,
  • работа с геометрическим материалом,
- самостоятельная работа.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Чтобы познакомиться с новой единицей длины - метром, я предлагаю детям провести исследовательскую работу. Дети работают в группах. Свою активность на этом этапе урока, я уступила детям, не давая готовых знаний о метре, побуждая их тем самым к поиску знаний о метре на основе ранее полученных ЗУН. При этом созданы условия для самореализации личности ребенка. Дети активны. Происходит взаимообмен мнений между детьми группы. Они вместе приходят к ответу на поставленный вопрос. После выполнения всех работ каждая группа озвучивает свои и выводы. Дети узнают, что можно измерить метром, соотношение между изучаемыми единицами длины метром, сантиметром, дециметром, узнают, где человек может еще использовать метр.

Первичное осмысление и закрепление знаний о метре происходит через практическую работу. При подведении итога урока ребята говорили о новой единице длины, запомнили соотношения между единицами длины. Я считаю, что данный урок развивающий, построен на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения. На уроке были реализованы в оптимальном соотношении принципы и методы как общедидактические, так и специфические. Обеспечены условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. Были установлены межпредметных связи, осознаваемые учащимися. Этапы учебной работы логичны и эмоциональны. Эффективно использованы педагогические средства здоровьесберегающих технологий (физминутки). На уроке осуществлялось формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Шло формирование умений учиться у учащихся, заботясь о своем здоровье. Проектирование, планирование и контроль урока строился с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся.



Приложение №1

Задания для самостоятельной практической работы.

Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки.

Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича.



Работа в группах. (1 группа)

Измерьте с помощью рулетки длину шкафа.

Работа в группах. (2 группа)

Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты.

Приложение №2

Карточки для самостоятельной работы.



1 вариант


1. Закончите фразы:

Высота телевизора - 5…

Длина шоколадки - 17…

Длина дорожки от дома до калитки - 15…

2. Заполните пропуски:

4дм = … см

30дм = … м

7м = … дм

7м 5дм = … дм


2 вариант


1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее).

Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса.

2. Выразите в сантиметрах:

4дм =

5дм 3см =

2м =

1м 2см =

Выразите в метрах:

40дм =

300см =


© 2010-2022