- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучение грамоте 1 класс Буква Ш, звук [ш]
Конспект урока обучение грамоте 1 класс Буква Ш, звук [ш]
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Липатникова А.М. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обучение грамоте в 1 класс
Тема: Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].
Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
Задача: Образовательные
учить звуковому анализу
Развивающие
развивать речь детей, познавательный интерес, воображение
Воспитательные
воспитание любви к природе, бережное отношение к ней
воспитание культуры поведения на уроке и при работе в парах
Ход:
-
Организационный момент
- Давайте вспомним правило культуры повеления на уроке.
- А теперь улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.
2. Актуализация знаний
1) - Назовите, что общего и какая буква лишняя
А) а о е (общее - гласные, лишняя - е (2 звука, указывает на мягкость согласного))
Б) п б к г с ( общее - согласные, лишняя - с, не парная)
В) з г д ч ( общее - согласные, лишняя - ч, глухая)
2) - Найдите границы слов и запомни сколько их спряталось на строке. Как одним словом назвать все эти предметы?
Г Р У Ш А Б Р И К О С Л И В А Н А Н А С (фрукты)
- Составьте предложение с любым из этих слов.
3. Тема урока
1) Отгадайте загадки
А) Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
Б) Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не надо … (шишек)
- Какое интересное слово ШИШКА. Слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (многозначные)
- Молодцы, загадки отгадали. Повторите отгадки. А теперь подумайте с каким звуком мы сегодня познакомимся? ( [ Ш ])
- Дайте характеристику звука [ Ш ]. (согласный, твёрдый, глухой)
- Итак давайте сформулируем тему нашего урока. (звук [ Ш ], буква Ш)
- Каковы задачи нашего урока? Чему должны научиться?
(опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями)
-
Изучить … звук и … букву. (новую)
-
Учиться отличать новый … и … от других звуков и букв. (звук, букву)
-
Учиться читать , , и . с новой буквой. (слоги, слова, предложения)
2) Чтение слогов.
А) ша шо шу иш аш уш еш ша ош шу шо …
Б) Работа в группах. Сконструировать букву Ш
1 гр. - пластилин 2 гр. - проволка
3 гр. - веточка 4 гр. - шнур
5 гр. - бумага 6 гр. - счётные палочки
В) Чтение слоговых таблиц.
Шну дыш шук лаш крош даш лыш шуб
Г) Воспроизведение чистоговорок.
- Произнесём чистоговорку.
ша - ша - ша -мама моет малыша
шо - шо - шо - говорили хорошо
шу - шу - шу - помогите малышу
аш - аш - аш - дайте Маше карандаш
4. Физкультминутка.
5. Работа с книгой (стр. 17)
-
Чтение слов
-
Составление предложений со словом школа
-
Чтение текста по цепочке
-
Самостоятельное чтение
-
Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи, активизация словарного запаса.
- О каком времени года упоминается в рассказе?
- Прочитайте те предложения, где это подтверждается.
- Нам встретилось слово кисти, какое значение оно имеет? (кисти ягод, синоним грозди; кисти для рисования; кисти рук; шёлковых нитей)
- Как вы понимаете выражение кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)
- Прочитайте первое предложение. В предложении всего два слова. Давайте в него добавим слова, т. е. сделаем его распространённым. (Осень какая?)
- Придумайте имена детям со звуком [ Ш ]. (Даша, Паша, Маша, Миша, Шура)
- А теперь давайте подберём заголовок.
6. Слог ши.
- Интересно, а знаете ли вы тайну связанную с буквой Ш?
- Тогда я вам её расскажу.
Скучно жить одной букве. На день рождение она пригласила к себе гостей. Подружилась буковка с гласными, взялись они за ручки и запели свои песенки. Давайте им поможем: ША. ШО, ШУ. Это ещё не все (песенки) слоги. Какой слог мы ещё не спели с гласной, которая пишется после твёрдых согласных? (буква Ы)
- Я могу написать сюда букву Ы после Ш?
- Оказывается, ребята, я этого сделать не могу. В этом и заключается ещё один секрет нашего языка.
- Хотите знать почему?
- По очереди на дне рождении танцевали гласные буквы с именинницей. Подошла очередь буквы Ы, приготовилась она, но вдруг другая буква - И опередила её. Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ш. Приходится вместо звука Ы всегда вставать букве И.
- Вот такая тайна есть в нашем языке.
- Но буква И не может смягчить согласный звук Ш. И поэтому он всёравно произносится твёрдо ШИ.
7. Обобщение
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какой это звук (характеристика)?
- Какую тайну русского языка узнали?
8. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.