Рабочая программа Технология 21 век

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии (труду) составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, утвержденных приказом Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., примерной авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой «Технология». -М.: «Вентана Граф, 2010г. (Начальная школа XXI века, 2011г.) и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования и науки РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -М.: Вентана - Граф, 2011. Рабочая программа составлена с учетом соблюдения преемственности обучения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Место предмета в базисном учебном плане В Учебном плане МБОУ «СОШ № 18» курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако, эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В 1 классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч. в неделю). В программу курса «Технология» включена профориентационная работа и уроки о правильном питании.
Учебно-методический комплекс: Технология. Рабочая тетрадь 1 класс. Лутцева Е.А. - М.: Вентана - Граф, 2010.

Технология, ступеньки к мастерству. 1 класс: Учебник. Лутцева Е.А. - М.: Вентана - Граф, 2011.

Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Курс «Технология. Ступеньки к мастерству» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Цели курса:

  • формирование первоначальных конструкторско - технологических знаний и умений;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;


Задачи курса:

  • развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по 'моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

  • овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением.


Описание ценностных ориентиров содержания предмета.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально - эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико- технологическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико- технологических умений, основ проектной деятельности.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия дегей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.).

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок- экскурсия, урок-практикум, урок-исслсдование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Содержание программы
№ п/п Тема раздела Кол-во часов

Планируемые результаты


Универсальные учебные действия Предметные задания Знать
Уметь 1. Что нас окружает

3

Познавательные

Общеучебные-

поиск необходимой информации; произвольное построение речевого высказывания.

Логические-

анализ; синтез; классификация объектов.

Коммунникamивные

умение с достаточной полнотой и

гочностью выражать свои мысли;

владевие монологической и диалогической речью.

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Наблюдать

сравнивать,

делать

простейшие

обобщения;

передавать

смысловые

связи между

предметами;

выражать

свои чувства,

настроение 2.

Кто где живет

6

Познавательные Общеучебные:

осознанное, произвольное

построение речевого высказывания

в устной форме;

поиск и выделение неооходимой

информации;

рефлексия; контроль и оценка

результатов деятельности.

Логические.

анализ; синтез; сравнение объектов.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог,

активирование учебного сотрудничества,

владение диалогической и

монологической речью

Личностные

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка

о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

о созидательной,

творческой

деятельности

человека и

природе как

источнике его

вдохновения;

о человеческой

деятельности

утилитарного и

эстетического

характера;

о некоторых

профессиях, о

силах природы,

их пользе и

опасности для

человека; когда деятельность

человека

сберегает

природу, а когда наносит ей вред;

самостоятельно

выполнять

композицию

иллюстрации,

выделять и

узнавать

главное

передавать

свои наблюдения

и переживания

на основе

наблюдений

или по представлению; передавать

в поделках

смысловые

связи между предметами 3.

Азбука мастерства 7

Познавательные

Обшеунебные:

поиск и выделение необходимой

информации; моделирование

структурирование знаний;

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

в устной форме

Логические.

анализ; синтез; сравнение, классификация объектов. Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов

решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества; постановка

вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование; контроль, коррекция; оценка.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

технику работы с

природными

материалами.

правила работы с

несъедобными

семенами

растений, приёмы

соединения

деталей пластилином.

выполнять

аппликацию

из

засушенных

растений

выполнять

мозаику из

семян.

Изготавливать

сказочных

героев из

природного материала 4.

Работаем с бумагой 5

Познавательные

Общеучебные:

выбор эффективных способов решения задач,

структурирование знаний, рефлексия

Логические:

анализ, синтез: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: планирование; контроль, коррекция; оценка.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

технику

выполнения

аппликации

технику

выполнения

мозаики,

приёмы разметки

складыванием,

приёмы плетения

из бумажных полос.

выполнять

мозаику из

мятой

бумаги.

выполнять

мозаику из

рваной

бумаги

выполнять

симметричное

вырезание,

выполнять

аппликацию

из бумажных полос. 5. Помощники мастерства 2

Познавательные

Общеучебные:

осознанное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Логические:

анализ, синтез: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: планирование; контроль, коррекция; оценка.

Коммуникативные:

планирование; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли. правила безопасной работы с иглами и ножницами.

изображать форму,общее пространстве нное расположение, пропорции, цвет. 6. Сначала рисуем 5

Познавательные

Общеучебные:

Поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний, рефлексия.

Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: планирование; контроль, коррекция; оценка.

Личностные:

самоопределение, смыслообразование.

приёмы разметки складыванием.

Чертить

развёртку.

Выполнять

технику

«гармошка».

Выполнять

аппликацию

из

геометрическ их фигур.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности;

  • уровень творческой деятельности;

Предпочтение следует отдать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно - деятельностные игры, деловые игры, экскурсии).
Основные виды учебной деятельности учащихся Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. С помощью учителя

  • выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
  • анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность:
  • подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
  • осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено;
  • моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
  • определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

Оценка планируемых достижений учащихся.

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников осуществляется согласно Уставу, в соетве гспвки с Положением о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 18» 'л Положением об индивидуальном учёте результатов освоения обучающимися образовательных программ и хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носите лях, утвержденных приказом Лу 286 от 29.05.2014 г.- в РП на 2014-2015 уч. год. Отметки в первом в первом классе не ставятся. Оценка самостоятельных работ проводится только словесно. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).


Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

Примерная программа по технологии (труду) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2011. Технология. Рабочая тетрадь 1 кл. Лутцева Е.А. - М.: Вентана - Граф, 2013

Технология, ступеньки к мастерству. 1 класс: Учебник. - М.: Вентана - Граф, 2011.


Д

Д

Д


К

Д


Печатные пособия

2.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала


Д

Д/П



Технические средства обучения (ТСО)

3.

1. Классная магнитная доска

2. Экспозиционный экран

3. Интерактивная доска

4. Телевизор

5. Персональный компьютер

6. Мультимедийный проектор

7. МФУ

8. Документкамера.

9. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения






4.

Экранно-звуковые пособия



Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM), интернет-ресурсы

CD и DVD диски по темам курса


Д

Д



Д

Д




Оборудование класса

6.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев Стол учительский

Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.


К


Д

Д




© 2010-2022