Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №5»
Практическое применение технологии проектной деятельности в начальной школе.
Учитель начальных классов:
Ткачева Екатерина Сергеевна
2014-2015 учебный год
Практическое применение технологии проектной деятельности в начальной школе.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательном процессе рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Современному педагогу, работающему по ФГОС необходимо реализовывать новый социальный запрос, который определяет целый комплекс методов и технологий в учебно - воспитательном процессе. Данный комплекс позволяет учителю учитывая личностное и познавательное развитие младшего школьника, обеспечивать такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Исходя из выше сказанного и изменениями в учебно - образовательном процессе, соответствующие новым стандартам второго поколения, становится актуальным метод группового проекта. Данный метод позволяет через исследовательские и творческие занятия вовлечь учащихся в учебный процесс, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Проектная деятельность в начальной школе, определяет следующие задачи:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции - учебно-познавательные
- коммуникативные
- информационных.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. «Проект» - в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд». Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Метод проектов всегда используется в рамках определенного предмета, поэтому этот метод является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая в свою очередь должна завершиться реальным и осязаемым результатом, оформленным определенным образом. Этот метод предполагает использование учителем при осуществлении образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, который поддерживается дидактическим принципам:
- в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность (реализовывает себя);
- в процессе работы ученик осуществляет взаимодействие со сверстниками, реализуя свои коммуникативные навыки;
- ученик имеет возможность применить уже имеющий у него жизненный опыт и знания;
- каждый учащийся работая над проектом, имеет возможность определять и выбирать для себя материал, методы и форму работы;
- в ходе работы над проектом, у ученика происходит соединение знаний и практических действий.
В основе метода проекта лежит идея, направленная на результат, который можно получить при решении то или иной практической и теоретической проблеме. Для того, чтобы научить детей, необходимо научить их самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. И.С. Сергеев считал, что метод проектов - это относительно высокий уровень сложности в педагогической деятельности. Так как, необходимо совершенно иные условия к учебному проекту. Во-первых, должно быть наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Во - вторых выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы презентации). В - третьих, выполнение проекта требует исследовательскую деятельность учащихся, которая направлена на поиск информации, ее обработку, осмысления и представления другим участникам проектной группы. В -четвертых, В результате работы каждой проектной группы должен быть получен продукт их совместной деятельности. Иначе говоря, проект представляет собой совокупность компонентов «пять П»: Проблема - Планирование - поиск информации - продукт -презентация. Учебный проект имеет большое количество видов и подвидов. Известный русский педагог Е.Г. Кагаров в 1926 году определил следующие этапы реализации проекта: - Составление плана.
- Выполнение проекта:
- Сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;
- Группировка материала и установление общих положений;
- Применение полученных знаний на практике.
- Подведение итогов, коллективное обсуждение.
Теоретические позиции по А.В. Хуторскому предъявляют следующее: - Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
- Проект является значимой частью для окружающих.
- Работа по проекту носит исследовательский характер.
- Проект педагогически значим.
- Проект заранее спланирован.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя.
- Проект реалистичен.
Проекты охватывают большое количество задач. Ученик приобретает индивидуальные навыки, формирует независимое суждение, приобретает навыки самоорганизации, учиться собирать и анализировать новую информацию, учится анализировать и оценивать чужую работу. В свою очередь метод проектов имеет надпредметную связь, так как «выходит» за пределы одного предмета, позволяющее интегрировать занятие, получаемое из разных источников и научиться воспринимать факты, быть готовым к противоречивым ситуациям, которые могут возникать в процессе работы. Немаловажный навык, который приобретают учащиеся - это умение работать в группах, который им помогает развивать чувство такта и дипломатичности, руководить и направлять деятельность в процессе проекта. Учащиеся осваивать форму презентации своего продукта деятельности, развивают навыки убедительной и логически построенной аргументации, учатся в письменной форме писать понятный и грамотный отчет и проделанной работе (в данном случае - это рассказ). По содержанию проекты можно выделить: 1)социальный (практико-ориентированный) - направлен на социальные интересы участников проекта или заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Продуктом работы может быть учебное пособие, плакат, рекомендации по предмету, макет предшкольной площадки. Главное при выполнении данного вида проекта заранее определить использование продукта на практике. 2)исследовательский- в основе данного вида лежит научное исследование, которое включает обоснование актуальности выбранной темы, определение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и оформление полученных результатов. В данном виде могут быть использованы такие методы исследования, как моделирование, социологический опрос, анкетирование, эксперимент и др. 3)познавательный (информационный) - этот вид проекта направлен на сбор информации о каком-либо предмете, явлении и т.д. с целью ее анализа, обобщения и преставления другой аудитории. Практическим выход данного продукта может быть отражен в СМИ, интернете, информационный плакат, который направлен на создание информационной среды класса, школы, города и т.д. 4)конструкторский (творческий) - в основе данного вида проекта лежит свободный и нетрадиционный подход в оформлении результатов. Это также могут быть спортивные игры, театрализация, произведения изобразительного или декоративно - творческого искусства и др. По предметно - содержательной части проектная деятельность выделяется на типы: монопроекты, то есть реализуется в рамках одного учебного предмета (знания), могут использовать информацию из других областей и вида деятельности и межпредметные, которые выполняются только во внеурочное время и допускается другие приглашенные специалисты для проведения проекта. В свою очередь все проекты различаются по характеру участников и могут быть: внутриклассовые, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные. Согласно временным рамкам проекты могут быть мини, краткосрочные и долгосрочные. При реализации долгосрочного проекта, можно использовать мини проекты и краткосрочные, в зависимости от поставленной цели выполнения итогового продукта. При основной работе выполнения проекта во внеурочное время и подготовке презентации проекты делятся на виды: недельные и годичные. Учитывая безусловные достоинства проектной деятельности в своей работе использую, и применяю данный метод в образовательном процессе. Учащиеся моего класса с успешностью освоили несколько видов проектной деятельности, согласно их психофизиологических особенностям. Достаточно хорошо сформировались навыки коммуникативного общения и умения работы в группе, парах, которые помогают им эффективно взаимодействовать в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет моим учащимся развивать когнитивные процессы, формируется интеллектуальная зрелость, которая способствует развивать аналити-синтетические действия, приобретать алгоритм сравнительного анализа, определять существенный признак и соотношение данных, выделять общий признак действия и переносить это полученное действие на другие учебные и жизненные задачи. В ходе выполнения проектов ученики получают хороший практический жизненный опыт самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию адекватно оценивать свою работу и работу сверстников, обосновывать оценочный результат, выделять положительное и определять недостатки, делать корректные замечания.
Литература
- Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006.
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. - С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2011.-151с
- Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-20013. - № 6. - С.65-70