Практическое применение технологии проектной деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5»
















Практическое применение технологии проектной деятельности в начальной школе.











Учитель начальных классов:

Ткачева Екатерина Сергеевна


2014-2015 учебный год


Практическое применение технологии проектной деятельности в начальной школе.


Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательном процессе рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Современному педагогу, работающему по ФГОС необходимо реализовывать новый социальный запрос, который определяет целый комплекс методов и технологий в учебно - воспитательном процессе. Данный комплекс позволяет учителю учитывая личностное и познавательное развитие младшего школьника, обеспечивать такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Исходя из выше сказанного и изменениями в учебно - образовательном процессе, соответствующие новым стандартам второго поколения, становится актуальным метод группового проекта. Данный метод позволяет через исследовательские и творческие занятия вовлечь учащихся в учебный процесс, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Проектная деятельность в начальной школе, определяет следующие задачи:

  • Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
  • Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  • Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции
  • учебно-познавательные
  • коммуникативные
  • информационных.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам.

«Проект» - в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд». Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Метод проектов всегда используется в рамках определенного предмета, поэтому этот метод является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая в свою очередь должна завершиться реальным и осязаемым результатом, оформленным определенным образом. Этот метод предполагает использование учителем при осуществлении образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, который поддерживается дидактическим принципам:

  • в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность (реализовывает себя);
  • в процессе работы ученик осуществляет взаимодействие со сверстниками, реализуя свои коммуникативные навыки;
  • ученик имеет возможность применить уже имеющий у него жизненный опыт и знания;
  • каждый учащийся работая над проектом, имеет возможность определять и выбирать для себя материал, методы и форму работы;
  • в ходе работы над проектом, у ученика происходит соединение знаний и практических действий.
В основе метода проекта лежит идея, направленная на результат, который можно получить при решении то или иной практической и теоретической проблеме. Для того, чтобы научить детей, необходимо научить их самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. И.С. Сергеев считал, что метод проектов - это относительно высокий уровень сложности в педагогической деятельности. Так как, необходимо совершенно иные условия к учебному проекту. Во-первых, должно быть наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Во - вторых выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы презентации). В - третьих, выполнение проекта требует исследовательскую деятельность учащихся, которая направлена на поиск информации, ее обработку, осмысления и представления другим участникам проектной группы. В -четвертых, В результате работы каждой проектной группы должен быть получен продукт их совместной деятельности. Иначе говоря, проект представляет собой совокупность компонентов «пять П»: Проблема - Планирование - поиск информации - продукт -презентация. Учебный проект имеет большое количество видов и подвидов. Известный русский педагог Е.Г. Кагаров в 1926 году определил следующие этапы реализации проекта:
  1. Составление плана.
  2. Выполнение проекта:
    • Сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;
    • Группировка материала и установление общих положений;
    • Применение полученных знаний на практике.
  1. Подведение итогов, коллективное обсуждение.
Теоретические позиции по А.В. Хуторскому предъявляют следующее:
  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
  2. Проект является значимой частью для окружающих.
  3. Работа по проекту носит исследовательский характер.
  4. Проект педагогически значим.
  5. Проект заранее спланирован.
  6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя.
  7. Проект реалистичен.
Проекты охватывают большое количество задач. Ученик приобретает индивидуальные навыки, формирует независимое суждение, приобретает навыки самоорганизации, учиться собирать и анализировать новую информацию, учится анализировать и оценивать чужую работу. В свою очередь метод проектов имеет надпредметную связь, так как «выходит» за пределы одного предмета, позволяющее интегрировать занятие, получаемое из разных источников и научиться воспринимать факты, быть готовым к противоречивым ситуациям, которые могут возникать в процессе работы. Немаловажный навык, который приобретают учащиеся - это умение работать в группах, который им помогает развивать чувство такта и дипломатичности, руководить и направлять деятельность в процессе проекта. Учащиеся осваивать форму презентации своего продукта деятельности, развивают навыки убедительной и логически построенной аргументации, учатся в письменной форме писать понятный и грамотный отчет и проделанной работе (в данном случае - это рассказ). По содержанию проекты можно выделить: 1)социальный (практико-ориентированный) - направлен на социальные интересы участников проекта или заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Продуктом работы может быть учебное пособие, плакат, рекомендации по предмету, макет предшкольной площадки. Главное при выполнении данного вида проекта заранее определить использование продукта на практике. 2)исследовательский- в основе данного вида лежит научное исследование, которое включает обоснование актуальности выбранной темы, определение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и оформление полученных результатов. В данном виде могут быть использованы такие методы исследования, как моделирование, социологический опрос, анкетирование, эксперимент и др. 3)познавательный (информационный) - этот вид проекта направлен на сбор информации о каком-либо предмете, явлении и т.д. с целью ее анализа, обобщения и преставления другой аудитории. Практическим выход данного продукта может быть отражен в СМИ, интернете, информационный плакат, который направлен на создание информационной среды класса, школы, города и т.д. 4)конструкторский (творческий) - в основе данного вида проекта лежит свободный и нетрадиционный подход в оформлении результатов. Это также могут быть спортивные игры, театрализация, произведения изобразительного или декоративно - творческого искусства и др. По предметно - содержательной части проектная деятельность выделяется на типы: монопроекты, то есть реализуется в рамках одного учебного предмета (знания), могут использовать информацию из других областей и вида деятельности и межпредметные, которые выполняются только во внеурочное время и допускается другие приглашенные специалисты для проведения проекта. В свою очередь все проекты различаются по характеру участников и могут быть: внутриклассовые, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные. Согласно временным рамкам проекты могут быть мини, краткосрочные и долгосрочные. При реализации долгосрочного проекта, можно использовать мини проекты и краткосрочные, в зависимости от поставленной цели выполнения итогового продукта. При основной работе выполнения проекта во внеурочное время и подготовке презентации проекты делятся на виды: недельные и годичные. Учитывая безусловные достоинства проектной деятельности в своей работе использую, и применяю данный метод в образовательном процессе. Учащиеся моего класса с успешностью освоили несколько видов проектной деятельности, согласно их психофизиологических особенностям. Достаточно хорошо сформировались навыки коммуникативного общения и умения работы в группе, парах, которые помогают им эффективно взаимодействовать в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет моим учащимся развивать когнитивные процессы, формируется интеллектуальная зрелость, которая способствует развивать аналити-синтетические действия, приобретать алгоритм сравнительного анализа, определять существенный признак и соотношение данных, выделять общий признак действия и переносить это полученное действие на другие учебные и жизненные задачи. В ходе выполнения проектов ученики получают хороший практический жизненный опыт самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию адекватно оценивать свою работу и работу сверстников, обосновывать оценочный результат, выделять положительное и определять недостатки, делать корректные замечания.






Литература

  1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006.
  2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. - С.2-3
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2011.-151с
  4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-20013. - № 6. - С.65-70


© 2010-2022