Литературное чтение – творческая мастерская

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Открытый урок - творческая мастерская. 3 класс Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями, на котором проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий. Вид урока: интегрированный урок русский язык + литературное чтение

Тема: «Зима»
Цель: Ознакомление младших школьников с выразительными средствами языка. Задачи: 1. Ознакомление обучающихся с приёмами выразительности речи (олицетворение, сравнение, эпитеты). 2. Способствование развитию внимания, наблюдательности, воображения, 3. Воспитание сознательного отношения к русскому слову. Оборудование: портрет К.Бальмонта; музыка Ф. Шопена; приложение №1 со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»; творческий лист №2 «Я - исследователь». План работы творческой мастерской. I. Мотивационный этап. II. Поисково-творческий этап. III. Рефлексия. Ход занятия. I. Мотивационный этап. Учитель. Прозвенел как обычно звонок. Он нас пригласил на особый урок. - Ребята, рассмотрите лист №1, прочитайте, что на нём написано? (Творческий лист; «Я - исследователь»). - Что такое творчество? - Кто такие исследователи? (Ответы детей) - Если исследователи открывают тайны, значит и нам предстоит сегодня открывать тайны. Девиз нашей работы «Открываю тайны». - Отгадайте загадку: Кто, угадай-ка, сегодня хозяйка. Тряхнула перинки - полетели снежинки? (Зима) Учитель. Хозяйка нашего урока «Зима»! Ребята, я очень люблю зиму. Люблю смотреть, как искрится и переливается снег на солнце, а при лунном свете и в свете фонарей, он приобретает голубоватый оттенок. Люблю свежий морозный воздух. Очень люблю смотреть на деревья, покрытые инеем. - А кто из вас тоже любит зиму и почему? (Ответы детей) - Ребята, возьмите свой творческий лист и нарисуйте то, что вам очень нравится зимой. - Я поставлю музыку Ф.Шопена, она тоже что-нибудь может подсказать. ( Обсуждение нарисованного.) - Молодцы! II. Поисково-творческий этап. (Новые знания.)

  1. Актуализация знаний.
- Возьмите лист-приложение №2. - Расскажите, что вы видите. ( Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».) - Как называется стихотворение? - Подходит ли это стихотворение к нашей теме? Почему? (Ответы детей) Русский поэт А.Блок называл К. Бальмонта «Поэтом с утренней душой», как вы это понимаете? Ответы детей. 2. Работа с текстом. Ей предшествует словарная работа. - Прежде, чем читать стихотворение, давайте определим значение слов: «лелеять», «высь лазурная». Чтение стихотворения учителем. - Какое настроение вызывает это стихотворение? - Что узнали о снежинке? Ответы детей. - Теперь нам предстоит открывать тайны.
Чтение 1 строфы. (Читают ученики) - Как автор называет снежинку? Перечислите описание. (Светло - пушистая, белая, чистая, смелая) - Автор наделил снежинку таким качеством, которое свойственно живому существу. Найдите это качество (смелая), подчеркните синим карандашом. - Читая следующие строфы, давайте отметим действия снежинки, очень похожие на действия живых существ. Чтение 2, 3, 4 строфы - подчёркивание глаголов. 1 тайна. Если автор наделяет предмет свойствами, качествами живого существа, то он использует приём, который называется олицетворением. (Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «олицетворение») Дети записывают на строке - олицетворение.(лист-приложение) Чтение 5 строфы. - Как появилась звезда?( Вывод: автор снежинку сравнивает со звездой. ) 2 тайна. Такой приём называется сравнением. Подчеркните красным карандашом. (учитель помещает плакат с названием приёма «сравнение») Дети записывают на второй строке - сравнение. Чтение 6 строфы. - Давайте нашу снежинку назовём возвышенно, поэтично. Какая она? (Ответы детей: нежная, чудная, сказочная, волшебная. Выполнение задания №1) 3 тайна. Образное, поэтическое, художественное определение предмета называется эпитетом. (Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «эпитеты») Дети записывают на 3 строке - эпитеты. 3. Творческая работа. - Посмотрите в окно, идёт ли снег? Закройте глаза, представьте себе, как снег, путешествуя с высоты, опускается на землю (звучит музыка). - Нарисуйте свои самые красивые снежинки на творческом листке. 4. Динамическая пауза. - Представьте, ребята, что вы сами превратились в самые красивые снежинки и кружитесь, качаетесь в порыве ветра (дети выполняют движения), и тихонько опускаетесь на свои места. 5. Вывод. - Прочитайте три новых слова (хором: олицетворение, сравнение, эпитеты) - это выразительные средства языка. - Как вы думаете, зачем авторы в поэзии или в прозе, а часто и мы в своей речи используем выразительные средства языка? (ответы детей) - Так как эти слова делают нашу речь красивее, интереснее, образнее, понятнее, их можно назвать словами - «звёздочками».(Учитель помещает на доске маленькую звёздочку) 6. Первичное закрепление новых знаний. 1. Выполнение задания №2 в приложении. - В каждом столбике подчеркните словосочетания, в которых применены выразительные средства языка, и назовите их. (устная работа учеников) 2. Коллективное выполнение задания №3. - В предложении пропущены определения. Подберите слова - «звёздочки», подходящие по смыслу, впишите. (Дети подбирают слова, указывая, какими выразительными средствами языка они являются.) 3. В творческом листке напишите предложение или мини-сочинение (2 - 3 предложения) о хозяйке нашего урока - Зиме, используя слова - «звёздочки». (Чтение предложений детьми) - Дома вы можете дописать еще несколько предложений, тогда что получится? (Текст) Придумайте красивый заголовок, в котором отражается тема текста. - Можете дописать картину, начатую в творческом листке. - А кто из вас знает, как в живописи называется изображение живой природы, а в литературе - описание? (Пейзаж) - Репродукция картины художника И. Шишкина «Зимний лес» украсил наше занятие. III. Рефлексия. - Ребята, а кто из вас сегодня действительно был исследователем? - Какие тайны русского языка вы открыли для себя? - Где бы вы хотели применить новые знания? - Что бы вы хотели рассказать об уроке, применяя выразительные средства языка? - Я благодарю вас за урок. Вы молодцы! Вы настоящие исследователи!
Приложение (творческая мастерская)

Константин Бальмонт

Снежинка

Светло - пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается. _________________________

Его качелями _________________________

Она утешена,

С его метелями _________________________

Крутúтся бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

1. Снежинка:_______________________________________________________

2. зима - художница мороз удалой иней серебристый

зима волшебная Мороз-воевода туман таинственный

3. ………………..метель закружила в ……………………..хороводе

стайку…………………снежинок.

Творческий лист

«Я - исследователь»



© 2010-2022