- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа экологического клуба Почемучка
Рабочая программа экологического клуба Почемучка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Джелилева Э.С. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1 »
Бахчисарайского района Республики Крым
Приказ №________ от «___»_________ 2015 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ
«ПОЧЕМУЧКА»
1-А,Б,В класс
Базовый уровень
Учитель: Джелилева Э.С.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экологический клуб «Почемучка » разработана на основе следующих нормативных документов: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - учебного плана МКОУ «Вилинская СОШ №1»; -требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программы МКОУ «Вилинская СОШ №1». Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МКОУ «Вилинская СОШ №1», в котором на изучение курса в 1 классе отводится 1час в неделю, 33 часа в год соответственно.Все мы - дети "Природы". Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Актуальность программы
Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Цель программы: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры). Задачи программы: Обучающие:- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
- Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
- Формировать здоровый образ жизни.
- Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей. Срок реализации: 1 год.
Основные виды деятельности детей:- Учебное занятие.
- Практическая работа.
- Игра.
- Творческая работа.
- Выставки.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях . Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия -предвосхищать результат. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей; В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать: 1.Секреты живой и неживой природы 2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города 3. Нравственные правила обращения с объектами природы К концу первого года обучения школьники должны уметь: 1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов. 2.Оказывать помощь птицам в зимнее время 3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
Содержание программы
Курс программы состоит из 9 разделов. 1 раздел - "Введение в экологию" Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 раздел - "Молчаливые соседи" В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу. 3 раздел - "Пернатые друзья" Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья". На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы", выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой". 4 раздел - "О чем шепчут деревья" Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели - сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе. 5 раздел - "Загадки животного мира" Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках - волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран. 6 раздел - "Оранжерея на окне" Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках - хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. 7 раздел - "Человек - часть живой природы" В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. 8 раздел - "Охрана природы" В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга", узнают о редких видах растительного и животного мира. 9 раздел - "Досуговые мероприятия" Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.Тематическое планирование разделов.
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теоретических
практических
1
Введение в экологию
7
5
2
2
Молчаливые соседи
4
2
2
3
Пернатые друзья
4
2
2
4
О чем шепчут деревья
5
2
3
5
Загадки животного мира
2
2
-
6
Оранжерея на окне
4
2
2
7
Человек - часть живой природы
5
2
3
8
Охрана природы
1
1
-
9
Досуговые мероприятия
1
-
1
ИТОГО:
33
18
15
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
-
Основы экологической культуры.
-
Некоторые особенности природы своего края.
-
Основные признаки времен года.
-
Значение природы для человека.
-
Группы растений и животных.
-
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
-
Правила поведения в природе.
-
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
-
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
-
Выполнять правила личной гигиены.
-
Различать изученные растения, животных.
-
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
-
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
-
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
-
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
-
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
-
контрольные формы работы: тесты, контрольно - познавательные игры;
-
табло достижений;
-
открытые занятия в игровой форме;
-
участие в массовой внеучебной деятельности;
-
разработка памятки «Юный эколог».
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.
№
п/п
Дата
Наименование раздела Тема
Формы и темы контроля
Практическая часть
Примечание
план
факт
Введение в экологию 1
1-В
01.09
1-Б
02.09
1-А
03.09
Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?
2 1-В 08.09 1-Б 09.09 1-А 10.09
Веселое путешествие в природу
3 1-В 15.09 1-Б 16.09 1-А 17.09
Пр.зан. Творческая мастерская
4 1-В 22.09 1-Б 23.09 1-А 24.09
С любовью к природе.
5 1-В 29.09 1-Б 30.09 1-А 01.10
Наша планета.
6 1-В 06.10 1-Б 07.10 1-А 08.10
Отношение человека к природе
7 1-В 13.10 1-Б 14.10 1-А 15.10
Экологическая безопасность.
Молчаливые соседи 8
1-В 20.10 1-Б 21.10 1-А 22.10
Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?
9 1-В 03.11 1-Б 04.11 1-А 05.11
Породы собак.
10 1-В 10.11 1-Б 11.11 1-А 12.11
Породы кошек.
11 1-В 17.11 1-Б 18.11 1-А 19.11
Чем питаются домашние животные? Как ухаживать за своим питомцем?
Пернатые друзья 12 1-В 24.11 1-Б 25.11 1-А 26.11
Прогулка в парк «Мы - друзья птиц».
13 1-В 01.12 1-Б 02.12 1-А 03.12
Перелетные птицы.
14 1-В 08.12 1-Б 09.12 1-А 10.12
Экологическая акция «Поможем птицам!» Прогулка в парк
15 1-В 15.12 1-Б 16.12 1-А 17.12
Художественное слово о птицах
О чем шепчут деревья 16
1-В
22.12
1-Б
23.12
1-А
24.12
Этажи леса.
17
1-В
12.01
1-Б
13.01
1-А
14.01
Экскурсия «По тропинке в лес пойдем
18 1-В 19.01 1-Б 20.01 1-А 21.01
Сезонные изменения у растений.
19 1-В 26.01 1-Б 27.01 1-А 28.01
Мы - художники.
20 1-В 02.02 1-Б 03.02 1-А 04.02
Загадки леса
Загадки животного мира 21 1-В 16.02 1-Б 17.02 1-А 18.02
Зимовье зверей
22 1-В 23.02 1-Б 24.02 1-А 25.02
Любопытные факты о живой природе
Оранжерея на окне 23 1-В 01.03 1-Б 02.03 1-А 04.03
Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники
24 1-В 08.03 1-Б 09.03 1-А 10.03
Любители света и тени, влаги и тепла.
25 1-В 15.03 1-Б 16.03 1-А 17.03
Аптека на окне
26 1-В 22.03 1-Б 23.03 1-А 24.03
Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»
Человек - часть живой природы 27 1-В 05.04 1-Б 06.04 1-А 07.04
Люди разные нужны, люди всякие важны.
28 1-В 12.04 1-Б 13.04 1-А 14.04
Выращивание лука в домашних условиях.
29 1-В 19.04 1-Б 20.04 1-А 21.04
Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»
30 1-В 26.04 1-Б 27.04 1-А 28.04
Человек! Будь природе другом!
31 1-В 03.05 1-Б 04.05 1-А 05.05
Вредные привычки.
Охрана природы. 32 1-В 10.05 1-Б 11.05 1-А 12.05
Красная книга - важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.
Досуговые мероприятия 33 1-В 17.05 1-Б 18.05 1-А 19.05
Посвящение в экологи. Праздник друзей природы
Критерии оценивания знаний обучающихся
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Методическая литература
Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997,
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - журнал «Начальная школа» №"100 вопросов и ответов" Животные.-М.:ЗАО "Росмэн", 2006.
-
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. - М.:ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999
Описание материально-технической базы Материально-технические средства.
- доска с магнитной поверхностью;
- ученические двухместные столы, стол учительский.
Натуральные объекты
- Коллекции полезных ископаемых
- Коллекции плодов и семян растений
- Гербарии
7