Правописание суффиксов в наречиях

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание наречий. Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование. Форма проведения урока: Индивидуально-групповая. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский - по Ю.К.Бабанскому) Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки». Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая
  • Фронтальная
Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока. ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Создать условия для воспитания интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников РАЗВИВАЮЩАЯ Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

  • Раздаточный материал - карточки

  • Компьютер, мультимедийный проектор.

  • Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Особенности урока:

Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. УМК «Школа России». Структура и содержание урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности 1 Организационный момент Приветствует учащихся, настраивает на работу. Просит занять места в соответствии с цветом карточки. Выполняют просьбы учителя. Рассаживаются по группам (в соответствии с уровнем). Фронтальная. 2 Целеполагание и мотивация Вводит в тему урока
Определяют цели и задачи урока
Фронтальная. 3 Актуализация знаний. Задает вопросы по теме Отвечают на поставленные вопросы Фронтальная. 4 Решение учебной задачи Организует работу по теме урока Решают учебную задачу, используя подсказки учителя Фронтальная Групповая 5 Рефлексия. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы. Подводят итоги. 6 Домашнее задание Предлагает выбрать домашнее задание Выбирают по желанию Индивидуальная

Ход урока. I. Оргмомент. II. Целеполагание и мотивация. 1. Формулирование учащимися темы, цели урока. У.: - Используя ключ к коду, расшифруйте слово, (слайд №2) - определите, какой частью речи является это слово, - выделите орфограмму в нём, - сформулируйте тему урока. Правописание суффиксов в наречиях. Дети: - Это слово «прямо» Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели. - Тема: Безударные гласные в конце наречий (слайд №3). У.: - Используя опорные слова, определите цели. Цели: 1) Повторить: (изученное по теме «Наречие») 2) Учиться правильно: (правильно писать наречия) III. Актуализация 1. Обобщение теоретических знаний: У.: - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные: Наречие - самостоятельная часть речи. Наречие - служебная часть речи. Наречие - неизменяемая часть речи. Наречие - изменяемая часть речи. Наречие - отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Наречие - отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Наречие - обозначает действие предмета. Наречие - обозначает признак действия, признак признака, место и время действия. 2. Фронтальная проверка. Ответы на слайде №4. Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия. 3. Словарная работа. Учитель: - Начнем со словарной работы. Выполним упражнение 18 с.132. Дети выписывают слова из словарика на указанные буквы з, и, м, о, р, с. 4. Взаимопроверка тетрадей. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения работы. Дети выписали слова: 1 столбик - завтра, однажды, около, сегодня, сейчас 2 столбик - интересно, медленно, радостно - А теперь проверьте себя по слайду (слайд №5) 5. Словообразование наречий. - Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы: Быстрый - быстро (безударная гласная О в суффиксе) Тихий - тихо (безударная гласная О в суффиксе) Близкий - близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок») Правый - (здесь мнения детей разделились) - справа, направо, вправо - Как образовались наречия от слова «правый»? Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов. - А какие суффиксы вы написали в этих словах? Дети дают разные ответы: кто-то написал -О, кто-то - А. IV. Изучение нового материала. 1. Групповая работа по уровням (карточка №2) - Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам. 1 группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму. 2 группа (средний уровень). Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Слева влево издавна налево докрасна заново Запишите слова, выделите орфограмму. 3 группа (низкий уровень). Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова. Слева влево издавна налево докрасна заново Ответьте на следующие вопросы: - К какой части речи относятся все написанные слова? - Выделите приставки. - В каких наречиях пишется О, а в каких А - в зависимости от приставки. Запишите слова, выделите орфограмму. 2. Творческое задание. - Придумайте способы запоминания нового правила. На карточках текст (карточка №3). Прочитайте текст. - НАВЗАО и ДОСИЗА! - кричит Витя, влетая в класс. -НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте! Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю. - Что ты там ещё придумал? - спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано? - Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом… Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя. Дети делают выводы. 3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а. - Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131 (слайд №6). Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания. Физминутка.

Встали прямо.

Повернулись направо.

А теперь налево.

Наклонитесь вправо.

Теперь влево.

Замечательно. Передохнули? - Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего? 4. Закрепление Самостоятельная работа (карточка №4). - Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги. - Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи. - Разберите по составу наречия с приставками. - Проверьте выполнение работы у соседа по парте. Какие буквы вы вставили на месте пропущенных, проконтролируем себя по слайду №7.
V. Рефлексия (слайд №8). - Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового? - Какие трудности были сегодня на уроке? - Что понравилось, было интересно?
VI. Домашнее задание (слайд №9). Уроки мудрой совы (на карточках по выбору). - Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию (карточки вывешены на стенде)


Используемые источники:

  • В.В.Волина. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
  • Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.

  • Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». - М.: Просвещение, 2010. В 3 ч. Ч.3 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2010. - 96 с.











ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1 Подчеркните верные выражения: Наречие - самостоятельная часть речи. Наречие - служебная часть речи. Наречие - неизменяемая часть речи. Наречие - изменяемая часть речи. Наречие - отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Наречие - отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Наречие - обозначает действие предмета. Наречие - обозначает признак действия, признак признака.


Карточка №2 1Правописание суффиксов в наречиях. группа Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму. 2Правописание суффиксов в наречиях. группа Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Слева влево издавна налево докрасна заново Запишите слова, выделите орфограмму. 3Правописание суффиксов в наречиях. группа Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова. Слева влево издавна налево докрасна заново Ответьте на следующие вопросы: - К какой части речи относятся все написанные слова? - Выделите приставки. - В каких наречиях пишется О, а в каких А - в зависимости от приставки. Запишите слова, выделите орфограмму.


Карточка №3 Прочитайте текст. - НАВЗАО и ДОСИЗА! - кричит Витя, влетая в класс. -НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте! Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю. - Что ты там ещё придумал? - спрашивает у него Вера. - Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано? - Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом… Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.


Карточка №4 Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст: В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги. Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи. Разберите по составу наречия с приставками.


Карточки для домашнего задания.
ОПравописание суффиксов в наречиях.бразуйте от данного слова наречия. Запишите слова парами. Укажите части речи. В наречиях выделите суффикс.

Хороший, левый, правый.
Правописание суффиксов в наречиях.
Укажите, к какой части речи относится данное слово. Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.

Верх. Правописание суффиксов в наречиях. Укажите, к какой части речи относится данное слово. Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу. При помощи каких частей слова вы образовали новые слова?

Новый.


ВПравописание суффиксов в наречиях.ставьте пропущенные орфограммы.

Пов.рнуть вправ., п.к.заться справ., посм.треть н.прав., н.к.рмить досыт., встр.чать изр.дк.



Правописание суффиксов в наречиях.

Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст.

С.час нужно п.в.рнуть н.прав. . Через двадцать ш.гов будет р.дник.

Т.перь можно .тдохнуть, п.пить х.лодн.й в.дичк. .

10

© 2010-2022