ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Я - школьник»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

«Я - школьник»

обучающихся на ступени начального общего образования

на период с 2012 по 2015 учебный год.

Учитель начальных классов: Велешкова Елена Владимировна.

Актуальность проблемы:

Как сберечь Человека?

"Лепить" личность или "не вмешиваться"? Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров, оказавшее негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки. Несмотря на принятые российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у граждан еще не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Доминирование материальных ценностей над духовными - это самая большая опасность подстерегающая наше общество. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, что может привести к разрушению личности ребенка и человека в целом. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Однако следует отметить, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

1. Цели и задачи

  1. Цель: кого мы воспитываем?

Воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Он включает примерно следующие качества: Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России) Толерантный (уважающий других, не похожих на него) Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.

1.2. Задачи: что мы воспитываем? Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач - это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества. Этих ценностей много.
Сгруппируем их по условным «направлениям воспитательной работы»:

  1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ

(ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ).

Задачи: Человек и люди

Жизнь человека

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор

Взаимозависимость интересов личности и общества

Свобода и права личности

Честь и достоинство

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности

Дружба и взаимопомощь

Справедливость и милосердие

Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло»)

Семья

Почитание родителей

Забота о старших и младших


  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Задачи: Патриотизм

Любовь:

- к близким, друзьям, школе,

- к своей малой родине,

- к своему народу,

- к России,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Служение Отечеству

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей)

Традиционные религии и светская культура

Свобода совести и вероисповедания

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

Человечество

Многообразие культур и народов мира

Равенство и независимость народов и государств мира

Мир во всем мире

Прогресс человечества


  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)

Задачи: Труд и творчество

Трудолюбие

Созидание и творчество

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Целеустремлённость и настойчивость

Наука

Знание

Стремление к истине и критичность мышления.

Научная картина мира


  1. ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Задачи:

Здоровье человека, общества и природы

Здоровый образ жизни


  1. ПРИРОДА - НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Задачи:

Жизнь и эволюция

Природа родного края

Планета Земля

Экологическое сознание


  1. КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Задачи:

Духовный мир человека

Красота в творениях природы и человека (искусство)

Гармония

1.3. Ограничения: какова роль начальной школы в воспитании личности? Безусловно, все вышеперечисленные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста», и продолжается после. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д., что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т.д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения. Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. От школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Но за 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.

2. Содержание воспитательной работы Всё многообразие деятельности, которое может происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности. 1) Урочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.. 3) Внешкольная деятельность - начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).

1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ)

Урочная деятельность - Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). - Русский язык - раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. - Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек -человек» и «человек - природа» и т.д.). - Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). - Проблемный диалог (образовательная технология) - это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. - Продуктивное чтение (образовательная технология) - интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. - Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. Дела: - Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
Внеурочная деятельность Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по примерным темам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь - не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать». - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

Мультфильмы - «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда» «Волшебник Изумрудного города» «День рождения ослика Иа» «Лиса т журавль» «Теремок» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Кот, петух и лиса» «Морозко» «Витя Малеев в школе и дома» «Малыш и Карлсон» «Крокодил Гена и Чебурашка» «Цветик семицветик»

Фильмы: «Чук и Гек» «Новогодние приключения Маши и Вити» «Приключения Буратино» «Золушка» «Аленький цветочек» - экскурсия: «Добро и зло на полотнах художников» и др. - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки на тему: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа». - осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; - ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; Завершение большинства из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков».
Внешкольная деятельность Посильное участие в оказании помощи другим людям: - шефская помощь; - подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; - строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств для помощи нуждающимся; ветеранам; - решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Урочная деятельность Окружающий мир: - «права человека и права ребёнка». Литературное чтение - сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. - групповая работа на разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; - специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике - методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». Внеурочная деятельность Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов;

( «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят»; «Тимур и его команда», «Королевство кривых зеркал») - экскурсии и путешествия по тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Культурное наследие предков в музеях нашего края». - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки ) по теме: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Детский рисунок против войны». - встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; - ознакомление с деятельностью этнокультурных центров малых народов Севера; - осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; - завершение большинства из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков». Внешкольная деятельность Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о ветеранах ВОВ. Организация национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России». Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края. Участие в подготовке празднования государственных праздников России.

  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)
Урочная деятельность Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей. - Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата. - Окружающий мир - знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. - Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов - Получение трудового опыта в процессе учебной работы. - Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. - Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. - Творческое применение предметных знаний на практике, при реализации различных учебных проектов. - Работа в группах и коллективные учебные проекты - навыки сотрудничества. - Презентация своих учебных и творческих достижений. Внеурочная деятельность Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): - праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров», «Мастерская Деда Мороза»; - экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира; - коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников «Праздник урожая»; -встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом; - ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации «На хлебозаводе»; - совместные проекты с родителями «Труд моих родных» Внешкольная деятельность Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: - украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; - расширение навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей); - занятие народными промыслами «Бисероплетение»; - работа в творческих и учебно-производственных мастерских «Мягкая игрушка»; - отдельные трудовые акции «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе);
  1. ЗДОРОВЬЕ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Урочная деятельность Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей. - Физкультура - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их значения для укрепления здоровья. - Окружающий мир - устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья. - Технология - правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: -чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; - регулярность физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах. Образовательные технологии, построенные на личностно-ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя: -проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов - «самооценка», обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
Внеурочная деятельность Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья семьи в ходе различных добрых дел: - спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); - занятия в спортивных секциях; - классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» - экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; - встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье; с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью (МЧС, палиция), со спортсменами-любителями и профессионалами. Внешкольная деятельность Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: - соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; - составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учёбы, труда и отдыха; - организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе «Широкая масленица», «День защиты детей»; - отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;


  1. ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Урочная деятельность

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил.

- Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

- Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы:

- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги.

Внеурочная деятельность

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел:

- экскурсии в краеведческие музеи, видеопутешествия, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира;

- классные часы, беседы по темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?»,

«Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?»;

- встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия «Почему заплакал лось?»; - проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения : «Рептилии Ямала». Внешкольная деятельность

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе (изготовление кормушек, скворечников);

- участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».


  1. КРАСОТА (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Урочная деятельность

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.

- Изобразительное искусство и Музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

- Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

- Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы:

- исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;

- оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения.

Внеурочная деятельность

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел:

- игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» ;

- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи);

Рефлексия по темам:

«Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»;

- классные часы, беседы по темам:

«Красота в жизни людей»,

«Как мы отличаем красивое от безобразного?»,

«Что такое некрасивый поступок?»,

«Создание и разрушение красоты - словом, жестом, действием»,

«Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

- занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве;

- встречи-беседы с людьми творческих профессий;

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.

Внешкольная деятельность

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

- участие в художественном оформлении класса, школы;

- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

3. Результаты духовно-нравственного воспитания. Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти - на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; - на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии второго уровня - дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Так, ФГОС допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников! Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы: - либо не подписываются учениками; - либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение. Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы: - оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта; - оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела - устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений; - допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

  1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)

Слова

- знание главных нравственных правил, норм;

- умение отделять оценку поступка от оценки человека;

- различение хороших и плохих поступков;

- умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения;

- отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела

- избегание плохих поступков, капризов;

- признание собственных плохих поступков;

- осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких-то собственных желаний;

- защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

- препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

- уважительное отношение к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

- добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

- следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.


  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ)

Слова

- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан;

- знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

- знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

- отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;

- отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми.

Дела

- осуществление чего-то полезного для «своих» - друзей, одноклассников, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

- умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

- препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

- избегание насилия, препятствование его проявлениям;

- недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии;

- умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

- проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

- добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

- самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.


  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

- понимание особой роли творчества в жизни людей;

- отрицательная оценка лени и небрежности.

Дела

- уважение в действии к результатам труда других людей;

- стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

- умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

- стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

- стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

- соблюдение порядка на рабочем месте.


  1. ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

- знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Дела

- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).


  1. ПРИРОДА - НАШ ДОМ! (ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ)

Слова

- начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

- начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

- знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России.

- отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;

- умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.

Дела

- самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, роли человека;

- бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

- добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

- добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, уборка территории).


  1. КРАСОТА СПАСЁТ МИР! (ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО)

Слова:

- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

- умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

- проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

- различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

- отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Дела:

- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

- реализация себя в художественном творчестве;

- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы, улицы;

- соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.


11



© 2010-2022