Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хайрова Илсияр Рашитовна МОУ «Султакаевская СОШ»

Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Прежде чем приступать к знакомству с задачей и обучению решению задач. необходимо сформировать у школьников комплекс умений: а) слушать и понимать тексты различных структур; б) представлять и моделировать ситуации, предлагаемые педагогом; в) выбирать действие в соответствии с ситуацией; г) составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием; д) выполнять простые вычисления. Эти умения являются базовыми для подготовки ученика к обучению решению задач. 1.Подготовительный этап. Обучение преобразованию предметных действий в работающую модель. Цель: научить детей переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков, показать учащимся стандартные операции с множествами: объединение двух непересекающихся множеств, удаление из множества его подмножества, а также отношения между множествами: равенств множеств, множество - собственное подмножество ( целое и часть).

  • Положите 3 красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков. Сколько всего кружков вы положили?
Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
  • Положите 6 квадратов, а теперь 2 уберите. Сколько осталось квадратов?
Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
  • Положите 5 квадратов. Ниже положите3 круга. Чего больше? На сколько больше? Как вы догадались?
Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
  • У Кати 6 красных шаров ( выкладываем 6 красных кружков) и 4 синих ( выкладываем внизу 4 синих кружка ). На сколько у Кати красных шаров больше, чем синих?
- Как найдём на сколько больше красных шаров? (Нужно из красных отодвинуть столько, сколько синих, узнаем на сколько больше красных шаров.) Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
- Какое действие выберем? ( Мы отодвинули шары, значит. ( Мы отодвинули шары, значит, действие «вычитание».) 6-4=2(ш.) Учим правило « Чтобы сравнить на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее». *На ветке сидели птички . Когда 3 птички улетели ( положите 3палочки), то на ветке осталось ещё 5 птичек ( положите 5 палочек). Сколько птичек было на ветке сначала? Объясните, как нашли? Какое действие выберем? Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. 3+5=8 (п.) *Выполняем упражнение следующего вида: Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. *В портфеле лежит 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле? Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Подумай! Какая схема соответствует задаче? *На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Какую схему ты выберешь, решая эту задачу? 2.Основной этап. Это период работы, когда в качестве основного метода используются не аналитико-синтетический разбор задачи, а вариативные методические приёмы. * В одном вагоне первоначально было в 2 раза больше пассажиров, чем в другом. Когда из первого вагона вышли три человека, а во второй вагон вошли 7 человек, то в обоих вагонах пассажиров стало поровну. Сколько пассажиров было в каждом вагоне первоначально? Данную задачу целесообразнее смоделировать на величине - длина. Изобразим с помощью отрезков первоначальное количество пассажиров на модели 1:


Используя изменения числа пассажиров, дополним модель 1
3
7 Далее решаем внутри модели: 7+3=10 - это количество пассажиров во II вагоне Введем интерпретацию, т.е. запишем решение задачи по действиям с пояснением:
  1. 7+3=10 (п) было во II вагоне.
10·2=20 (п) было в I вагоне. * В магазин привезли 5 ящиков с морковью, а со свеклой на 2 ящика меньше. Сколько всего ящиков привезли в магазин? Выполним графическую модель по тексту задачи: 5ящ. М. 2ящ. ? ? С. Графическая модель позволяет решить две отдельные задачи: В первой задаче узнаем, сколько ящиков привезли со свеклой? 5-2=3 (ящ.) со свеклой. Ответ: 3 ящика привезли со свеклой. Во второй задаче узнаем, сколько ящиков всего привезли в магазин?
5+3=8 (ящ.) всего привезли в магазин.
Ответ: 8 ящиков всего привезли. *Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг свёклы и помидоры. Сколько килограммов помидоров купила мама, если масса всех овощей 12 кг? Подумай! Какая схема соответствует задаче:
Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Что обозначают выражения, записанные по условию задачи: 12-5 5+2 12-2 12-(5+2) *Из зала сначала вынесли 24 стула, потом ещё 10. На сколько стульев в зале стало меньше? Сколько стульев осталось, если в зале было 84 стула? Построй схему и реши задачу разными способами! а)Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. б)Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. в)Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.

*В одну лодку могут сесть 4 человека, в другую на 6 больше. Могут ли в двух лодках разместиться 14 человек? Выбери схематический рисунок, который поможет тебе правильно ответить на вопрос задачи. а) Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
б)Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. *На соревнованиях по баскетболу Олег принёс своей команде 13 очков, Владик на 5 очков меньше Олега, а Дима на 10 очков больше Владика. Сколько всего очков принесли своей команде Олег, Владик и Дима? Построй схему и реши задачу! Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. 4этап. Творческая работа детей над задачей. Моделирование используется не только для объяснения выбора действия, но и предлагается ученикам для составления задачи по готовой модели. *Рассмотрите модель и составьте по ней задачу. Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Сначала ученики предлагают разные формулировки задачи на нахождение остатка. - В коробке лежало 9 конфет. Маша взяла из коробки 6 конфет. Сколько конфет осталось в коробке? - Во дворе играли 9 ребят. 6 из них ушли домой. Сколько ребят осталось во дворе? - На ветке сидело 9 птиц. 6 из них улетели. Сколько птиц осталось? После специальных вопросов учителя, направленных на стимуляцию желания учеников составить и другие задачи по данной схеме, школьники успешно справляются с заданием, предлагая и другие задачи: - В коробке лежало 9 конфет. После того как Маша взяла из коробки несколько конфет, в ней осталось 6. Сколько конфет взяла Маша из коробки? - В коробке было 9 конфет. Из них 6 с вареньем, а остальные с мармеладом. Сколько конфет с мармеладом было в коробке? Задания на выбор модели к данной задаче ( или наоборот) помогают ученикам понять структуру задачи. Как правило, если учащиеся справляются с данным заданием, то у них не возникают проблемы в решении текстовых задач. *Выбрать модель к задаче: На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке? Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. С логической точки зрения, если не принимать во внимание отношения больше/ меньше при сравнении отрезков, изображающих слагаемые 9 и 5, то правильными являются 2 последние модели. Однако целесообразно обратить внимание учеников на эти отношения слагаемых. С тем чтобы подчеркнуть перестановки слагаемых в нахождении суммы. *Составьте задачи по данным моделям: Комплекс заданий по использованию моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. Ученики составляют задачи на нахождение остатка, на нахождение неизвестного уменьшаемого и т.д. . Процесс обучения осуществляется эффективно, если первоначально он происходит на основе внешних действий с предметами, а затем переходит во внутренние умственные действия. Моделирование - это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, рисунками, чертежами, схемами. Развивающую функцию имеет не только каждое задание в отдельности, но и вся система в целом. Задания располагаются в определённой последовательности. Имеет место постепенное усложнение заданий и повышения уровня самостоятельности учащихся в процессе их выполнения. Разработанный комплекс заданий по математике способствует улучшению качества знаний.




Заключение. Изучив теоретический аспект о применении моделирования в процессе обучения решению задач на уроках математики у младших школьников, проанализировав соответствующую педагогическую и методическую литературу, познакомившись передовым опытом выдающихся педагогов новаторов можно уверенно утверждать, что если систематически, последовательно использовать при обучении решению задач комплекс заданий с элементами моделирования, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся по математике. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф ,Е.Н.Кабанова-Миллер, Н.А.Менчинской,В.В.Давыдова,Н.Б.Истоминой и др. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Обучение с применением моделирования повышает активность мыслительной деятельности учащихся, помогает понять задачу, осознать выбор действия, найти самостоятельно рациональный путь решения, установить нужный способ проверки, определить условия, при которых задача имеет или не имеет решения. Можно и нужно чаще и вариативнее использовать моделирование на различных этапах работы с задачей. Моделирование является весьма эффективным средством обучения детей решению текстовых задач и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса. Модель даёт возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче, помогает обобщить теоретические знания. Мы уверены, что решение задач с опорой на графическую модель в начальной школе позволит не нарушить упорядоченности, внесёт неповторимое разнообразие в работу, над текстовой задачей и приятным для детей элемент неожиданности. Сравнивая арифметический способ и методом моделирования решения задач, дети оценили преимущества второго из них и включили его в активный запас своих знаний и умений, начали использовать его в своей учебной работе. Таким образом, я пришла к выводу, что метод математического моделирования, применяемый при решении задач, более действенный, чем традиционный. Это видно по проведенной работы с учащимися. В заключение хочу подчеркнуть, что использование моделирования при решении математических задач развивает самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.
© 2010-2022