Сказки дядюшки Римуса (сказка Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема раздела: «Сказка - ложь, да в ней намёк...» Тема: Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).

Цели: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания. - Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки? - Делали ли вы предположения? Какие? - Что же случилось дальше? - Чем закончилась сказка? - Такой ли развязки вы ждали? - Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус - старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.






1. Повторное чтение и беседа по прочитанному. 1. Чтение 4-й части вслух. Вопросы после чтения: - Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе? - Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику. Черепаха Кролик - посоветовал полагаться на - прикрыл глаза, обдумывая Кролика; решение; - вскричал; - отправился за неводом; - принялся объяснять: кто - предложил выловить луну. поймает луну, тот достанет горшок с золотом. - Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие.) - А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки.) - Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость.) 2. Чтение 5-й части вслух. Вопросы и задания после чтения: - Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.) - Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.) - Чем закончилась ловля луны? - Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему? - Как вы понимаете последние слова Кролика?
2. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. - Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепаха? - Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки). - Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»? - Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения? - Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали? - Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок? Выполнение задания 2 в тетради на с. 42. - А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок? - Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя? - Что можно сказать о голубях, какие они? - Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой - добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.) Если ребята на данном этапе урока не подходят к этим выводам, то рекомендуем принять их ответы, а затем вернуться к этому вопросу ещё раз после рассказа учителя об авторе, т.е. следующего этапа урока. 3. Рассказ учителя об авторе. - Братец Кролик - персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848-1908). Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе. - Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:

БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком. Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама. - Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал. - Ну его совсем, - сказал Лис. И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик! - Погоди, братец Кролик! - сказал Лис. - Некогда мне, братец Лис. - Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик. - Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! - так сказал Кролик. - Я видал вчера братца Медведя, - сказал Лис. - Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой. Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит: - Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить. - Я с удовольствием, - сказал Лис. - Ну, я буду ждать, - сказал Кролик. Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный. - Что с тобой, муженёк? - спрашивает матушка Крольчиха. - Завтра в гости обещал прийти братец Лис, - говорит Кролик. - Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох. На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед. Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит: - Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт! Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой - у дверей: ждут братца Лиса. Ждут они, ждут - не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел: - Если миску уронить - Разобьётся миска. Если близко лисий хвост - Значит, близко Лиска. Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:
- Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед. Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый. Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик. - Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? - говорит Кролик. - Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! - говорит Лис. Тут Кролик разгладил усы и сказал: - Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа. Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему: - Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял! Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.
- Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис? - Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?


- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно -нравственное развитие и воспитание:

1.Воспитание нравственног чувсива,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2.Воспитание здорового образа жизни.

3.Экологическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог. - Похожи ли сказки дядюшки Римуса на русские народные сказки о животных? Чем похожи? Чем отличаются? - Чему учат сказки дядюшки Римуса?
- С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.



Перечитать сказку и озаглавить части (задание 1 в тетради на с. 42). По желанию - прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса».



© 2010-2022