- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме: Окружность 3 класс
Конспект урока по теме: Окружность 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булавкина Л.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Тема: Введение окружности.
Программа: «Школа России», математика 3 класс, М. И.Моро и др.
Тип учебного занятия: изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: проблемного обучения.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, обеспечить её усвоение.
Задачи:
-
образовательные: познакомить с понятиями: «окружность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инструментом для построения окружности - циркулем;
-
развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности, интерес к математике; развивать умение выделять главное в прочитанном материале из учебника; развитие «математической» речи; способствовать развитию воли - умение поставить перед собой цель и мобилизовать на достижение её.
-
воспитывающие: мотивировать обучающихся на необходимость изучения данной темы, вырабатывать умение контролировать себя и своего товарища.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения.
Оборудование у обучающихся: учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро, рабочая тетрадь, лист нелинованной бумаги, карандаш, линейка, циркуль.
Оборудование у учителя: карточки-названия: окружность, радиус, центр окружности, диаметр; карточки- помощники; плакат с алгоритмом построения окружности; рисунки с узорами из окружностей; учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро; лист нелинованной бумаги; циркули (для работы на доске, ученический, чертёжный).
Оформление доски:
Лист цветной нелинованной бумаги
Число
Классная работа.
Круг. Окружность.
Алгоритм построения окружности
1. Отметь центр окружности.
2. По линейке отмеряем радиус окружности.
3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Орг. момент
- Сядьте ровно, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Хором говорят:
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок,
Мы за парты сели ровно.
Актуализа-ция. Создание учебной ситуации.
Микроцель: закрепление знаний устных вычислений в пределах 100.
Математический диктант:
1. Вычислите сумму чисел 31 и 34.
2. Увеличьте число 92 на 8.
3. Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе 18.
4. Уменьшите число 76 на 32.
5. Вычислите разность чисел 50 и 32.
6. Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60?
7. Сколько нужно отнять от 60. чтобы получить 37?
При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный ответ, после чего учитель выставляет на доску карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слово: граница.
- Как вы понимаете слово «граница»?
- Сейчас вошло в моду покупать дачные участки. Вот продаются 4 участка, их планы изображены на этой картинке. Посмотрите, что в них интересного?
- Точки, стоящие на границах фигур, - это ворота, а внутри - постройки. Какой участок, с вашей точки зрения, лишний?
- этого ему нужно составить два слова - одно из букв, стоящих на границах фигур, а другое - из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к его участку. Поможем ему?
- Молодцы, ребята. Винни-Пух вам очень признателен. Попросил построить план участка в тетради.
Обучающиеся пишут математический диктант. На скрытых досках работают девочка и мальчик.
Дети выражают смысл этих терминов своими словами. Например, могут сказать, что граница - это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю» или у каждой страны, государства есть граница, её охраняют пограничники, или линия разделения территории государства.
- Это геометрические фигуры, некоторые точки обозначены буквами.
- Лишний круг - остальные многоугольники.
- Лишний треугольник - у него одни ворота, а у остальных - трое.
- Лишний квадрат - у него домик расположен не в центре, а у остальных - в центре.
- Слово круг получается из букв, стоящих на границах слова.
- Слово окружность получается из букв, стоящих внутри границ фигур.
Двое обучающихся чертят на доске, остальные в тетради.Они пытаются провести её от руки, но, очевидно, точного изображения круга (окружности) у них не получится. Эта ситуация ими фиксируется.
Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулиро-вание темы урока.
Целеполага-ние и мотивация.
- Почему получились неровные круги ?
-А посмотрите, как я это сделаю!
Учитель отмечает на доске точку О, берёт в руки ленту или тесёмку. Один конец тесёмки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки.
- Когда я чертила круг, что вы заметили?
- Какие 3 слова мы вывели? Связаны ли они между собой?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
- Ребята, какие цели поставили перед собой?
- Зачем вам надо научиться чертить окружность ? Где в жизни пригодится?
- Вы правы, сегодня мы познакомимся с понятиями «круг», «окружность», узнаем свойства окружности, её элементы, будем учиться чертить окружность с помощью нового чертёжного инструмента - циркуля.
Сегодня Знайка - верный друг -
Расскажет про окружность и круг.
Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и - ни шагу.
Что за друг у Знайки?
Подумай, отгадай-ка.
- От руки не проведёшь?
- Не было инструментов.
- Тесёмка всё время была одной длины.
- Круг, окружность, граница.
- Круг. Окружность.
- Узнать связь между словами: граница, круг, окружность.
- Научиться чертить красивый круг.
- Узнать есть ли инструмент, чтобы построить красивый круг.
- Необходимо для уроков черчения, геометрии в старших классах.
- Циркуль.
Первичное усвоение материала.
Микроцель: познакомить с понятиями: «окруж-ность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инстру-ментом для построения окружности - циркулем.
Игра «Круг и окружность».
К доске выходят 10 обучающихся и встают «в кружок». Затем к доске приглашаются ещё 2 ученика, изображающих «точки». Дается задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу». К доске вызывается ещё одна «точка» учитель ставит её в центр круга.
- Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?
Важная фигура в геометрии - круг. Многие предметы в быту имеют форму круга. Назовите их.
Но особенно часто круги используются в технике.
Чтобы изобразить круг на бумаге удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник.
Учитель показывает циркуль: для работы на доске, ученический, чертёжный.
Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите круг. (Работа выполняется на альбомном листе.)
- Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните, как она называется.
Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга.
А сейчас найдите границу круга.
- Что это?
Граница круга - это окружность.
Начертите рядом окружность.
Выделите точку, оставленную иголочкой - это центр окружности. Обозначим точку буквой О.
Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности - это радиус.
Радиус - это ещё расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем.
(Учитель выполняет вместе с детьми на доске на цветной бумаге, в конце работы получается такой рисунок:
Учитель убирает карточки-названия и предлагает детям воспроизвести:
- Что такое окружность? Радиус?
- Кто запомнил пошаговое построение окружности? Повторим и запомним алгоритм построения окружности:
1. Отметили центр окружности.
2. По линейке отмеряем радиус окружности.
3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем.
Учитель вывешивает плакат с алгоритмом на доску.
- На одинаковом расстоянии от всех точек.
- Колесо, циферблат и др.
- Круг.
- Линия, которую оставил грифель.
- Окружность - это граница круга.
- Радиус - это расстояние от центра до окружности.
Осознание и осмысление учебной информа-ции.
Микроцель: выяснить уровень понимания материала, ещё раз раскрыть основную суть новых знаний или способов действий.
Работа по учебнику: с. 82.
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 82.
- Прочитаем хором тему урока.
- Прочитайте всё, что написано там, где красная линия.
- Прочитайте, что такое окружность?
- С помощью какого инструмента можно начертить окружность?
- Зачитайте, как нужно пользоваться циркулем.
- Рассмотрите рисунок 2. В какой точке находится центр окружности?
- Чем являются отрезки ОМ, ОС?
- Что можете сказать о радиусах одной окружности.
- Как это можно проверить?
- Давайте измерим.
- Кто может выйти к доске и рассказать об окружности по плану:
1. Что такое окружность?
2. С помощью какого инструмента можно начертить её и как правильно пользоваться инструментом?
3. Назови основные элементы окружности и покажи на чертеже.
4. Свойства окружности.
Обучающиеся открывают учебник, учитель ходит между рядами и проверяет все ли открыли учебник. Все дети читают: «Круг. Окружность». Каждый обучающийся читает вполголоса читают.
- Окружность - граница круга.
-Окружность можно начертить с помощью циркуля.
- Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.
- В точке О находится центр окружности.
- ОС, ОМ являются радиусами окружности.
- Радиусы одной окружности равны.
- Измерить радиусы на рисунке 2. Обучающиеся измеряют радиусы, они равны.
- Окружность - это граница круга. Окружность можно начертить с помощью циркуля. Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Основные элементы: радиус, центр, диаметр. Свойства окружности:
1. Все точки окружности равноудалены от центра.
2. Радиусы одной окружности равны.
Первичное закрепление учебного материала.
Микроцель: отрабаты-вать полное воспризведение нового материала и действий обучающимися
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите тему урока. Запишите её.
Задание из учебника № 2 на странице 83.
- Найдите на странице 83 № 2. Прочитайте задание.
Расскажите как будете выполнять это задание. Что нужно сделать сначала, потом?
- Кто запомнил пошаговое выполнение этого задания - поднимите руки?
Для слабых учащихся учитель даёт карточку-помощник:
Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается.
Оценивание самостоятельной работы.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте у друг друга выполненное задание. Что будете проверять?
- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно, у кого ошибка в измерении радиуса, у кого - в плавном построении окружности, кто не справился с заданием? Почему?
- Какие выводы сделали для себя?
- Из окружностей можно составить разные узоры, посмотрите. Учитель показывает узоры из окружностей.
- Круг. Окружность.
Обучающиеся находят этот номер.
Читают задание.
- 1. Измерю радиус первой окружности, потом радиус второй окружности.
2. Поставлю точку, отступив от темы урока 8 -10 клеток вниз. Это будет центр окружности.
3. Начерчу 1 окружность, потом другую так, чтобы острый конец циркуля оставался в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не менялось.
4. Обозначаю точки на окружностях: О - центр окружностей, ОК- радиус «меньшей» окружности, ОК и ОМ - радиусы другой окружности.
- Кто запомнил - поднимают руки.
Дети выполняют задание в тетради.
- Проверим: точное измерение радиусов, плавность окружности.
- ОМ и ОК - равные радиусы одной окружности.
- Изучить алгоритм построения окружности.
- Потренироваться в измерении радиуса.
- Потренироваться в черчении окружности.
Информация о домашнем задании.
- Дома придумайте и раскрасьте любой узор из окружностей.
Рефлексия. (подведение итогов урока)
- Чему учились на уроке?
- Кто сможет воспроизвести алгоритм построения окружности?
- Продолжите фразы:
«Окружность - это...»
«Радиус - это ...»
- Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:
- Я - молодец!
- Мне надо поработать!
- Я ничего не понял! Помогите!
- Узнали новые понятия «окружность», «радиус», «центр окружности».
-Учились чертить окружность, познакомились с инструментом для построения окружности.
- Алгоритм:
1. Отметили центр окружности.
2. По линейке отмеряем радиус окружности.
3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем.
- Окружность - это граница круга.
- Радиус - это расстояние от центра до окружности.
Обучающиеся оценивают свою работу.
Литература:
-
О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И.Моро, М.А.Бантовой и др. 3 класс. Москва «ВАКО» 2007. с. 182-184.
-
Е.П.Фефилова, Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебному комплекту Л. Г.Петерсон. - М.: «ВАКО», 2005. - с.257-260.