Сообщение на ШМО учителей начальных классов. Развитие исследовательской активности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия №11 г.Елеца»


















Сообщение на ШМО учителей начальных классов.

Развитие исследовательской активности младших школьников.







Подготовила:

учитель начальных классов

Климова Т.В.


















2016 год, январь


В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Исследование как метод обучения может и должно быть использовано на каждом уроке.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке темы, по которым учитель предлагает проводить исследование, часто неинтересны учащимся, а то, что вызывает у них желание исследовать, совпадает с программой обучения. Следовательно, необходим компромисс.

Работа по развитию исследовательской активности направлена на:

- развитие познавательной потребности,

- повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний,

- развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование проблемы с разных сторон. Например, на уроке математики ученики познакомились с решением задач на движение и вывели правила нахождения скорости, времени, расстояния. Педагог предлагает задачу на встречное движение, в которой ни один из участников движения не прошёл всё расстояние. Выведенные правила не действуют, следовательно, возникает проблема, которая решается методом проб и ошибок.

Уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формулируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из текста и прочитывал его, а должен был бы порассуждать. При изучении темы заранее подготовленные ученики сообщают новое знание, а учитель только дополняет их ответы.

Например, при изучении темы «Древние славяне» ученики получили следующие задания:

  1. Опиши, как выглядели территории, где поселились древние славяне.

  2. Чем эти территории были удобны, а что было неудобным?

  3. Чем могли заниматься люди, которые жили в лесу или на берегах рек?

  4. Почему жилище славян было деревянным (ведь каменное надёжнее)?

  5. Легко ли одному человеку или одной семье расчистить место в лесу для строительства дома?

Таким образом, новый материал преподнесли ученики, которые нашли ответы на эти вопросы, а в ходе коллективной работы школьники выяснили, когда это происходило, какие народы произошли от древних славян.

Ещё один пример, для активизации познавательного интереса в ходе изучения экологических проблем школьники были разделены на две группы: экологи и промышленники. Они получили разные задания, которые затем выполняли в парах: одному надо было убедить всех в пользе строительства того или иного предприятия, а другому доказать, что этим может быть нанесён вред. На уроке возник своеобразный спор, где каждый считал себя правым и горячо доказывал свою точку зрения, но выход из ситуации находили совместно, чтобы можно было и предприятие построить, и пользу от него получить. При подготовке ученики должны были самостоятельно (или с помощью родителей) узнать, о каком производстве идёт речь. Как оно работает, какую пользу и вред может принести населению и природе.

В ходе работы по активизации исследовательской активности необходимо всегда позитивно принимать любую идею ученика. Не отрицать категорично, т.к. это убивает желание что-либо исследовать. Использовать ошибку школьника как возможность нового, неожиданного взгляда и способа поиска правильного решения. Всегда давать возможность высказывать своё мнение всем желающим; создавать обстановку взаимного доверия; организовывать совместную работу, которая приводит к правильным решениям и выводам.

Успешное применение исследования в значительной степени зависит от умения учителя

- вести диалог,

- слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих,

- мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, т.к. учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию,

- выбирать точные слова для комментариев к ответам учеников, обобщений и выводов.



МБОУ гимназия №11

Липецкая область, г.Елец


















Сообщение на ШМО учителей начальных классов.

Развитие исследовательских умений младших школьников.







Подготовила:

учитель начальных классов

Климова Т.В.


















2013 год, ноябрь
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Исследование как метод обучения может и должно быть использовано на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке темы, по которым учитель предлагает проводить исследование, часто неинтересны учащимся, а то, что вызывает у них желание исследовать, совпадает с программой обучения. Следовательно, необходим компромисс. Работа по развитию исследовательской активности направлена на: - развитие познавательной потребности, - повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, - развитие умения находить выход из проблемных ситуаций. Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование проблемы с разных сторон. Например, на уроке математики ученики познакомились с решением задач на движение и вывели правила нахождения скорости, времени, расстояния. Педагог предлагает задачу на встречное движение, в которой ни один из участников движения не прошёл всё расстояние. Выведенные правила не действуют, следовательно, возникает проблема, которая решается методом проб и ошибок. Уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формулируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из текста и прочитывал его, а должен был бы порассуждать. При изучении темы заранее подготовленные ученики сообщают новое знание, а учитель только дополняет их ответы. Например, при изучении темы «Древние славяне» ученики получили следующие задания:

  1. Опиши, как выглядели территории, где поселились древние славяне.
  2. Чем эти территории были удобны, а что было неудобным?
  3. Чем могли заниматься люди, которые жили в лесу или на берегах рек?
  4. Почему жилище славян было деревянным (ведь каменное надёжнее)?
  5. Легко ли одному человеку или одной семье расчистить место в лесу для строительства дома?
Таким образом, новый материал преподнесли ученики, которые нашли ответы на эти вопросы, а в ходе коллективной работы школьники выяснили, когда это происходило, какие народы произошли от древних славян. Ещё один пример, для активизации познавательного интереса в ходе изучения экологических проблем школьники были разделены на две группы: экологи и промышленники. Они получили разные задания, которые затем выполняли в парах: одному надо было убедить всех в пользе строительства того или иного предприятия, а другому доказать, что этим может быть нанесён вред. На уроке возник своеобразный спор, где каждый считал себя правым и горячо доказывал свою точку зрения, но выход из ситуации находили совместно, чтобы можно было и предприятие построить, и пользу от него получить. При подготовке ученики должны были самостоятельно (или с помощью родителей) узнать, о каком производстве идёт речь. Как оно работает, какую пользу и вред может принести населению и природе. В ходе работы по активизации исследовательской активности необходимо всегда позитивно принимать любую идею ученика. Не отрицать категорично, т.к. это убивает желание что-либо исследовать. Использовать ошибку школьника как возможность нового, неожиданного взгляда и способа поиска правильного решения. Всегда давать возможность высказывать своё мнение всем желающим; создавать обстановку взаимного доверия; организовывать совместную работу, которая приводит к правильным решениям и выводам. Успешное применение исследования в значительной степени зависит от умения учителя - вести диалог, - слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих, - мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, т.к. учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию, - выбирать точные слова для комментариев к ответам учеников, обобщений и выводов.


© 2010-2022