На тему А. П. Гайдар -жизнь и творчество

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.П. Гайдар - жизнь и творчество

Цель: ознакомить детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.

Задачи:

Отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных

произведениях.

  • Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.

  • Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.

  • Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:

  • найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара

  • прочитать произведения А.П.Гайдара;

  • сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;

(Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем.)

Оборудование и оформление:

  • Выставка книг - произведений А.П.Гайдара.

  • Выставка рисунков.

  • Запись песни «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора;

  • Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведения А.Гайдара (напечатаны на большом листе):

«Что такое счастье - это каждый понимал по-своему.
Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить,
много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется
Советской страной».

А.Гайдар «Чук и Гек»

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.

С.Маршак

ТСО: компьютер

На партах у детей: книги с произведениями А.П.Гайдара.

Ход мероприятия

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (три куплета) (слайд 1)
- О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди?
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока.

1. Беседа о жизни и творчестве А.П.Гайдара…

Библиотекарь: Итак, тема нашего урока: «А.П.Гайдар - жизнь и творчество».

(Слайд 2.) Обратите внимание на портреты писателя. «На одном - высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще полудетской округлостью щек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных, светлых глаз - это АркадийГоликов, пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог», 1919 год.
На другом - на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком, лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд, непреклонный и твердый, напоминает мальчика с первого портрета,- это Аркадий Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент газеты «Комсомольская правда» на Киевском фронте, 1941 год.
Эти два фотодокумента,- между которыми двадцать с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара,- поражают своей выразительностью: это начало и конец его необыкновенной биографии».

Прочитайте плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».

- Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время.
- А что мы знаем о жизни А.П.Гайдара?

Библиотекарь: А.П. Гайдар был «...чудесный человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел счастье встречаться и дружить с ним: высокий статный, плотно сложенный, круглолицый, в неизменном костюме военного образца, с мягкими редеющими волосами, зачесанными назад от просторного лба, с озорным мальчишеским лукавством и застенчивой серьезностью во взгляде светлых глаз, казавшихся сперва наивными... Большой и ласковый человек, всей своей крупной фигурой, ладной выправкой, военной гимнастеркой, ременным поясом, на котором вечно висело что-то похожее на патронташ, всем своеобразным и сильным обликом своим напоминавший коммуниста времен гражданской войны...».
Он был коммунистом. Воспитали его революция и Красная Армия. Они научили его дисциплине и мужеству, помогли пережить трудные дни, когда оказалось, что по состоянию здоровья он к службе в армии больше не годен... А случилась эта беда, когда ему было всего 20 лет.

Чтец 1:

«- Я годен,- упрямо сказал он.- Я буду жаловаться».
На улице, возле госпиталя, он долго стоял, прислонившись к каменному забору, и холодный мартовский ветер раздувал полы его кавалерийской шинели.
В приемной Реввоенсовета он вынул заранее приготовленный рапорт на имя народного комиссара по военным и морским делам и отдал его дежурному командиру безнадежным жестом очень уставшего и все потерявшего человека.

Чтец 2: Он ушел. Его не успели остановить.
- О чем просит этот командир полка? - спросил помощник товарища Фрунзе у дежурного.
- Ни о чем, - удивленно ответил дежурный, перечитывая рапорт. - Он за что-то благодарит командарма и прощается с Красной Армией. Видно, что очень человек обижен и за Красную Армию болеет душой.
- Душа здесь ни при чем, - строго сказал помощник товарища Фрунзе.- Дайте сюда рапорт. Вы, я вижу, тоже человек душевный.

Чтец 3: (показ слайда 3)

На другой день он пришел в Центральный Комитет комсомола.
- Лечись, отдыхай, - сказали ему товарищи. - Командовать за тебя будут другие. Работу найдем полегче, попроще. Ничего, брат, не поделаешь. Жить придется начинать по-новому.
- Как? - спросил он.- Ребята мои, ребята! Как же так? Дружили, служили, в бой ходили, падали, поднимались... Красная Армия без меня проживет, а я?..
- И ты проживешь,- сказали товарищи.- А как будешь жить, об этом тебе расскажет сам товарищ Фрунзе. Беги, торопись, от него звонили сюда два раза...».

Учитель или ученик цитирует слова писателя (слайд 4 - каждая цитата появляется по щелчку):

  • «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас».

А. Гайдар. Автобиография.

  • «Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел».

  • «Потом я стал писать».

А. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.

Библиотекарь: Аркадий Петрович Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня (22 января 1904 г.- 26 октября 1941 г.), из них он 24 года 10 месяцев и 4 дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером - а перо его, действительно, следует приравнять к штыку...) - и погиб как герой!..
Его детство кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку (номер своей первой винтовки Аркадий запомнил на всю жизнь: 302939) и послали патрулировать улицы.
Больше жизни Аркадий Гайдар любил Красную Армию и родную страну, а потому и в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

Чтец 4: «Дорогие ребята! - писал он школьникам, обсуждавшим «Военную тайну»... - Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька? И не лучше ли, чтобы он остался жив? И второе: почему повесть называется «Военная тайна»?
Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает...

Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все-таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я - вместе с вами, будем еще крепче любить и страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьму. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие, большие и часто маленькие товарищи. Вот вам ответ на первый вопрос».

Библиотекарь: А чтобы отстоять Родину от врагов и построить новую жизнь, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту свое плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью.
А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми, знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно - это хуже, чем страшно».

Чтец 4: (слайд 5) Сын А. Гайдара Тимур Гайдар вспоминает, как однажды, когда он учился в I классе, «отец поручил ему и его другу Сашке, тоже первокласснику, отнести на почту пакет - рукопись повести «Синие звезды».
Ребята помчались на почту. Ни на какие соблазны по дороге не поддавались: не свернули к кузнице, где ковали лошадей, не остановились перед колонной новых автомашин, которые прибыли на МТС. Только когда пакет был сдан, они разрешили себе эти удовольствия. И вот тут-то приключилась беда...
«- Квитанцию мы потеряли,- грустно сознался Сашка.
- Кто «мы»? Ты или Тимур? - спросил отец.
- Тимур потерял, - сказал я.
- Ну, а раз Тимур потерял, - тут голос отца стал жестким, - то пусть он ее и найдет. А когда найдет, тогда ко мне и приходит.
Мы побежали искать... Дорога до почты большая, а квитанция совсем маленькая. Но мы искали долго и упорно... Потом стало совсем темно. Сашка ушел домой. Я сидел на куче щебенки одинокий и несчастливый, когда увидел отца. Он шел оглядываясь. Видно, кого-то искал. Вот он увидел меня, подошел и поднял на руки.
- Ну, вот и нашел! - сказал он, обнимая меня.
- Квитанцию? - обрадовался я.
- Нет, не квитанцию, а тебя. А ты нашел?
- Нет, не нашел...
- Эх, ты, связной! На войне за такие вещи судят судом военного трибунала. Но сейчас не война, и возраст у тебя тоже не очень военный. Пошли домой, Тимурка, а то без тебя мне тоже не очень весело».

Библиотекарь: Привычной отцовской лаской закончился для мальчика этот день, но остался ему памятным. Ты один в ответе за порученное тебе дело, оправдай доверие. Настанет час, когда Родина поручит тебе дело, и, какие бы ни стали перед тобой преграды, ты выполнишь его с честью и еще раз добрым словом помянешь отцовскую науку...»
С 1922 г. А. Гайдар написал немало рассказов, очерков и повестей.
Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды - из сердца в сердце. Учись вслушиваться. Учись слышать. В тишине. Один на один с книгой...»

Физкультминутка (для глаз)

2. Беседа по произведениям А.П.Гайдара

- А.П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. (Обращаемся к выставке книг). Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, что особенно ценил в людях А. Гайдар.

Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень», на экране появляется слайд 6 с иллюстрацией к сказке и отрывком из произведения.

(слайд 7) -...«Горячий камень» воспринимается как подлинная сказка, мудрая и поэтичная, и, что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное им перед смертью своим читателям-детям.

- Только ли в сказке «Горячий камень» высказал Гайдар эту мысль? Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить честно, с пользой для окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не однажды... В каких других произведениях вы ее нашли? Как относился Аркадий Петрович к словам «стыдно» и «страшно»? Ценил ли шутку, выдумку, розыгрыши? Приведите примеры, факты из его жизни и из его произведений. Что любил Гайдар больше всего на свете? (Ответы детей)
- Вспомните произведение А.П.Гайдара «Совесть» (слайд 8).
- Почему заплакала героиня рассказа «Совесть» Нина? (Ответы детей)
- Правильно ли назван рассказ? (Да)

(Учитель подводит разговор к тому, чтобы дети сделали вывод, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для друзей.)

- В чем видел счастье? Где и как об этом говорится?

Вся беседа опирается на художественно-литературный материал, который дети прочитали. Дети и учитель (попеременно) выразительно читают и пересказывают отрывки из прочитанных книг.

3. Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях (обращение к выставке рисунков).

1) Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Голиков)
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию? (14)
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (16)
4) Что особенно Аркадий Петрович ценил в людях?
5) Что любил больше всего на свете?
6) Что не любил? Чего не прощал?

2. Кроссворд (слайд 9 - слова появляются по щелчку).

На тему А.П.Гайдар -жизнь и творчество

  1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)

  2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)

  3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)

  4. «… и его команда» (Тимур)

  5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)

  6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»(Плохиш)

  7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)

Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали - Голиков.

Вечная память хранит в сердцах…

Библиотекарь: Да, ребята, погиб Мальчиш- Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну (слайд 10).
«В ночь на 26 октября 1941 года,- поведал бывший партизан В. И. Скрыпник,- группа в количестве пяти человек, в том числе Аркадий Петрович и я, направились... к старому лагерю. Добрались ночью до Леплявы, потом до старой базы. Убедившись, что в лагере никого нет, мы там запаслись продовольствием и на рассвете 26-го октября добрались обратно на окраину Леплявы. Сели недалеко от железнодорожной будки перекурить. Кроме того, решили зайти к будочнику и попросить немного картошки. Вызвался идти за этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, и сразу мы услышали: «Ребята, немцы». Немцы открыли стрельбу. Аркадий Петрович упал…»
- Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну от фашистских захватчиков, погиб, как солдат.

Чтение плаката, который напечатан на большом листе и висит на стене у доски:

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.

С.Маршак

Чтец 6: (указывая на изображение слайда 11)

- Это первоначальная памятная доска на могиле А. П. Гайдара, установленная жителями села Леплява Каневского района после освобождения в 1943 г.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.

- В 1947 году А.П Гайдара перевезли из Леплявы в г. Канев. (Щелкнув на значок На тему А.П.Гайдар -жизнь и творчество слайда 11 послушать 2 куплета песни «Гайдар шагает впереди»)
- Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания.

Зажечь свечу, дети встают.

- Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами? (Мнения детей). Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.

Рефлексия

1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»?
2. Узнали ли вы что-то новое о жизни этого необыкновенного человека? Что?
3. Какие качества в людях ценил А.П.Гайдар?



© 2010-2022