Рабочая программа по изо

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по изо

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»

МБОУ СОШ №27 г.Шахты


346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]


Утверждаю:

пр. №___от «____»____ 2015 г.


Директор МБОУ СОШ № 27

__________________________

Гарковец Т.Г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


изобразительному искусству

по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

начальное общее (3-в класс)Уровень общего образования (класс)

_______________________________________________________________

34(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____________

Учитель________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф, 2014 и авторской программы Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской «Изобразительное искусство»; М.:Вентана-Граф, 2013.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)


г.Шахты

2015


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Нормативные акты и учебно-методические документы.

Рабочая программа по изобразительному искусству реализуется на основе следующих документов:
  1. закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf);

  2. федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  3. областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  4. примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  5. постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
  6. приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
  7. приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  8. основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты;
  9. программа формирования УУД;
  10. учебный план ОО на 2015-2016 учебный год;
  11. сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014;
  12. программа «Изобразительное искусство», автор Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская; М.: Вентана-Граф, 2013, входящий в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях.

1.2.Общая характеристика учебного предмета в учебном плане. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство». Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области Искусство заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета Изобразительное искусство компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Основные принципы построения курса «Изобразительная деятельность»


  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
  1. Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного. Основная цель уроков изобразительного искусства: I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).10. Передача объёма в живописи и графике.11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).13. Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи». II. Развитие фантазии и воображения.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции: музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства: на плоскости, в объеме. Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре: путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески. III. Восприятие искусства.1. Выразительные средства изобразительного искусства живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства: форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения): формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет. Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей.4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящийся в регионе.5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Основные содержательные линии программы: В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: Мир изобразительных (пластических) искусств; Художественный язык изобразительного искусства; Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.


Цели обучения:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство» В основе учебника лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

  1. воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
  2. развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
  3. общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
  4. воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
  5. воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
  6. развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
  7. совершенствование индивидуальных способностей;
  8. формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

1.3. Место предмета в базисном учебном плане. В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты на 2015-2016 учебный год учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется в количестве одного урока в неделю, 34 часа в год. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов - художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Содержание программы (34ч) Раздел «Природа и художник» (2ч)

Раздел «Природные объекты в творчестве художника» (11ч.)

Раздел «Величие природы на языке изобразительного искусства» (12ч.)

Раздел «Выразительные средства изобразительного искусства» (10ч.) Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства - сходство и различие. Человек, природный мир в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина -и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура - средства художественной выразительности изобразитель ныхискусств.Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонтали, вертикали и диагонали в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно-творческой деятельности

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты:
  • целостное, гармоничное развитие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
  • способность различать звуки окружающего мира;
  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • способность работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты:
  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметные результаты:
  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Третьеклассник сможет научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Требования к уровню подготовки обучающихся Выпускник научится:
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;
  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);
  • понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
  • применять различные способы работы в объёме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
  • чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
    1. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Устный ответ Оценивать деятельность обучающихся необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  • «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность детей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство». В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдения). Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Отметим важность того, чтобы комплект работ детей демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.

Оценка "5" -обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4" -обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка "3" -обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" -обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; -не справляется с поставленной целью урока.

Оценка тестов Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачёт»), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Варианты оценивания

Уровневая шкала

Процентная балльная шкала

Низкий

выполнены отдельные задания 0-60% менее 17 баллов

оценка «2»

Средний

выполнены все задания, с

незначительными погрешностями


60-77% 18-22 балла

оценка «3» 77-90% 23-26 баллов

оценка «4»

Высокий

все предложенные задания выполнены правильно 90-100% 27-30 баллов

оценка «5»



урока

Дата проведе-ния урока

Тема урока

Кол-во часов


Характеристика

основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий)


Вид контроля, самостоятельной деятель

ности

Ресурсы уроков

По

плану

факт

1 четверть

9

Работать на плоскости

Передать разнообразие и красоту природы. Овладеть основами языка живописи и графики. Выполнять цветовые композиции на передачу

характера светоносных явлений в природе.

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы

Формирование интереса уважительного интереса к иному мнению. Истории и культуре других народов.

Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин

Художников.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира природы.

Работать на плоскости. Передать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающем предметном мире.

Выполнить композицию «Корабли в море»

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Воспитание интереса детей к сам-ой творческой деятельности; развитие желания привносить в окр действительность красоту.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному цвету).

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Формирование понятия и представления о нац. Культуре и , о вкладе своего народа вкультурное и худож-ое наследие мира.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

Создать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привнести в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

Создать плоскостную композицию на заданную тему (живопись, рисунок).

-изучать произведения архитектуры, скульптуры родного города.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические

композиции в технике компьютерной

графики.

Создать предмет для интерьера с учётом его особенностей. Передать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о нац. культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Создать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках).

Передавать в рисунке предметы подземного мира, раскрашивать их в яркие цвета.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Создавать эскиз будущей работы в смешанной технике.

Выполнить композицию «День и ночь», передавая контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.

Работать на плоскости. Работать в одной цветовой гамме.

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения.

Запечатлеть образное определение на бумаге с помощью звонких и глухих, главных и дополнительных цветов.

Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей.

Выполнять упражнения простым карандашом.

Экспериментировать с цветом, создавая плавные переходы цвета (каждый следующий квадрат темнее предыдущего).

Нарисовать животное в технике монотипия. Экспериментировать с цветом, получая различные цветовые нюансы.

Воспитание интереса детей к сам-ой творческой деятельности; развитие желания привносить в окр действительность красоту

Освоить профессиональную лепку. Создать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнить зарисовки с вылепленных фигурок.

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Выполнить волшебный цветок в технике воскографии.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о нац. культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о нац. культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о нац. культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме на-строение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о нац. культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.




Природа и художник


1

PosterClub.ru

viki.rdf.ru

Учебник с.6-11.

1

07.09.

Изображение картин природы при помощи жанров изобразительного искусства.

1

Текущий. Пр.раб

Презентация

«Пейзаж».

Учебник с. 12.



Природные объекты в творчестве художника.

11

2

14.09.

Воздушное пространство. Коллективный проект: «Птицы в небе» (композиция).

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с. 15-17.

Мир музыки. (диск)

3

21.09.

Лепка. Индивидуальный проект: «Создание летательного аппарата, похожего на насекомое.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с. 18-19.

4

28.09.

Водный мир.

Творческая работа: «Создание карты путешествия по морям».

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с. 20-21. Репродукции картин с изображением моря

5

05.10

Лепка. Изображение фантастических животных, обитающих в самой глубокой впадине на дне океана.

1

Текущий

Учебник с. 23-25.

6

12.10

Земная поверхность.

Лепка зверей и птиц, населяющих уголки нашей природы.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с. 26-27. Репродукции картин с изображением птиц, зверей

7

19.10

Экскурсия в городской краеведческий музей. Наблюдение за произведениями искусства, выполненными из камня.

1

Текущий

Учебник с. 28-31.

8

26.10

Ваза из камня

1

Текущий

Пр.раб

Презентация «Красивая ваза».

Учебник с. 32-33

2 четверть

7

9

16.11

Недра земли.

Рисование пещеры Хозяйки медной горы из сказа П.П.Бажова. Рисование жилища мыши и крота из сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

1

Текущий

Пр.раб

Презентация «Хозяйка медной горы».

Презентация «Дюймовочка».

Учебник с.38-41

10

23.11

Ритм в природе.

Рисование полёта журавлей на восходе солнца.

1

Текущий

Пр.раб

Презентация «Состояния природы».

Учебник с.42-43

11

30.11

Композиция «День и ночь».

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.45-46. Презентация «День и ночь».



Величие природы на языке изобразительного искусства.

12

12

07.12

Глухие и звонкие цвета. Изображение звуков при помощи линии и цвета.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.48-49

13

14.12

Изображение впечатления от яркого солнечного утра.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.50-53 Презентация «Утро».

14

21.12

Главные и дополнительные цвета.

Эксперимент со своей палитрой: «Получение цветов и оттенков».

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.54-55 Репродукции картин по теме урока.

15

28.12

Нюанс.

Создание пейзажа, натюрморта с нюансами цвета

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.56-57 Репродукции картин по теме урока.

3 четверть

10

16

11.01

Гризайль.

Натюрморт в технике гризайля.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.58-59 Репродукции картин по теме урока.

17

18.01.

Монотипия.

Изображение животного в технике монотипии.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.60-61

18

25.01

Контраст.

Иллюстрирование сказки «Про Ленивую и Радивую».

1


Текущий

Пр.раб

Учебник с.62-63 Репродукции картин по теме урока.

19

01.02

Контраст в скульптуре.

Лепка композиции по мотивам басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок».

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.64-65 Репродукции картин по теме урока.

20

08.02.

Воскография.

Изготовление пригласительного билета на новогоднюю ёлку. Изображение волшебного цветка в технике воскографии.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.68-69 Репродукции картин по теме урока.

21

15.02.

Экскурсия в музей.

Создание композиции по мотивам понравившейся работы.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.70-71

22

22.02.

Перспектива.

Изображение воздушной перспективы в пейзаже.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.72-73

23

29.02

Работа с натуры.

Рисование цветка.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.74-75 Репродукции картин по теме урока.



Выразительные средства изобразительного искусства.

10

Текущий

Пр.раб

Учебник с.76-78

24

07.03.

Форма.

Изображение любой буквы алфавита в виде буквицы в технике графики.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.79-80-84

25

14.03

Дизайн.

Создание дизайнерского решения предмета по выбору. Эскиз в цвете.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.86-87

26

21.03

Цвет.

Изображение разных состояний природы в пейзаже.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.88-89 Репродукции картин по теме урока.

4 четверть

8

27

04.04.

Цвет.

Изображение разных состояний природы в пейзаже.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.89-90

28

11.04

Идём в музей.

Создание цветовой композиции без изображения конкретных предметов.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.92-93

29

18.04

Объём.

Лепка натюрморта (работа в паре).

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.94

30

25.04

Лепка в технике полуобъёма декоративной композиции.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.114-115

31

02.05

Изображение предмета в объёме красками.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.114-115

32

16.05

Ритм.

Создание орнамента к стихотворениям С.Есенина. Выполнение работы в технике аппликации.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.106-107

33

23.05

Рисование Жар - птицы.

Украшение её перьев орнаментом.

1

Текущий

Пр.раб

Учебник с.108-109 Репродукции картин по теме урока.

34

30.05

Экскурсия в школьный музей.

Создание сюжетной композиции на основе увиденного.



Текущий

Пр.раб

Учебник с.116-117



  1. Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


    1. Литература
1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2013. 2. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под ре-дакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014; 3 Программа «Изобразительное искусство», авторы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автор

Название

Издательство

Год

1

С.Б. Дроздова.

«Изобразительное искусство в начальной школе. 1-3классы

Волгоград: ИТД «Корифей»

2006

2

Г. Ф. Петров

Следопыты искусства. Документальные рассказы. Л.:

Детская литература

1977

Печатные средства обучения.


* Программа четырёхлетней начальной школы по изобразительному искусству: проект «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011
В программе сформулированы основные цели курса 1-4 классов, определено его содержание, приведено тематическое планирование учебного материала с характеристикой деятельности учащихся, примерное поурочное планирование, сформулированы планируемые результаты, достигаемые учащимися к концу каждого года обучения, приведены примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения учащихся, оканчивающих начальную школу; дан перечень средств материально - технического обеспечения процесса обучения.

* Е.А.Савенкова, Л.Г.Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - изд. 2-е, дораб. - Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.

В учебнике содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; выработки предметных, учебных и универсальных умений.

Демонстрационнй материал:

* Репродукции картин известных художников «Третьяковская галерея»

Раздаточные средства обучения:

* Наборы шаблонов и трафаретов для выполнения изделий.

Технические средства обучения и оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор.

Индивидуальные пособия:

- палитра;

- краски;

- кисти;

- пластилин;

- доска для работы с пластилином;

- набор цветных карандашей. 3.2. Технические средства обучения и программное обеспечение
Мультимедиа проектор

1 Интерактивная доска

1 Программные средства

Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система

Windows 7 Pro, Офисные приложения

Microsoft Office 2010,


    1. Цифровые образовательные ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru).




Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №27 г.Шахты _________ В.А. Трофимова

от ________2015 года №_____ (подпись)

«___»_____________2015 года

Руководитель МО

И.А.Гончарова _____________


© 2010-2022