Технологическая карта урока Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теме " Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества ".

УРОК: курса ОРКСЭ
Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва Модуль: Светская этика Класс: 4

Тип занятия. Усвоение новых знаний

Используемые технологии. Проблемно-диалогическое обучение

Цель занятия. Осознание ценности рода и семьи в жизни человека

Задачи занятия:

Предметные:

- познакомить учащихся с понятиями «род», «семья», «родословная»;

- рассмотреть семейные роли и обязанности.

Метапредметные:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:

- формировать навыки смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с темой урока:

- развивать готовность учащихся слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- помочь определить учащимся их место и роль в семье;

-выстраивать с близкими людьми особые родственные нравственные отношения.

Оборудование: презентация «Образы семей в религиозных культурах», творческие работы учащихся «Моя семья», песня Л. Лещенко «Родительский дом», притчи разных религиозных культур о семье.

Ход учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Мотивационно -установочный этап




II.Актуализация знаний


Приветствует учащихся.

-Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Какое настроение у нас сейчас?

-Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- Проверим готовность к уроку

- Рассказ "Случай из моей жизни, когда кто - то проявлял справедливость или милосердие".

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место


Рассказы детей


Проверка домашнего задания: слушают рассказ по теме; делятся своими мнениями

Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.



Познавательные: демонстрируют свои знания и умения.

Коммуникативные: высказывают свои мнения, прислушиваются к мнению других.

III. Постановка учебной задачи

Тему урока хочу начать со слов Л. Н. Толстого

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

-Как вы эти слова понимаете скажите в конце урока.

Чтение стихотворения:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле!

- О чём это стихотворение?

- О чем мы будем говорить на уроке?

-Как появилась семья?

Внимательно слушают и отвечают на вопросы


О семье

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают,

Какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи.

IV. Усвоение знаний и способов действий.

Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН. День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (можно кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

- Что стало его символом? (ромашка)

У вас на столах лежат ромашки.

Почему именно эти цветы лежат у вас на столах?

Что означают лепестки у ромашки?

Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. Что будет обозначать сердцевинка цветка?

Как вы понимаете значение слова «семья»?

А где узнать точное значение слова «семья»?

Запишите ваше понятие смысла этого слова.

Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева - (его корни), начало реки - (ручеёк.) А истоки человека -

это( семья), где он родился, его РОД.

Каким старинным словом можно заменить слово

«семья».

Это слово можно заменить ещё одним словом «династия».

-Как появилась семья?

Мы узнаем, прочитав учебник на с.43

-Используя текст, объясни , как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь?

- Какой вывод можно сделать?

В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая функция семьи воспитание и развитие детей.

- Послушайте стихотворение. (Его может прочитать подготовленный ученик).

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ родительский дом. В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом.

- Что значит родительский дом? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род, родственники, родословная).

песня Л. Лещенко .

Согласны вы, с автором песни?

Понравилась она вам? «Родительский дом», - Давайте начнем знакомство с вашими семьями. Поднимите руки те, кто живет с родителями, без старшего поколения, без бабушек и дедушек.

- Поднимите руки те, с кем в семье, кроме вас и ваших родителей живут бабушки и дедушки.

- Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно?

- Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?»

- Можете назвать свою семью дружной? Почему?

- Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви).

- Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть

( взаимопонимание).

- Запишите на обратной стороне лепестков слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. На лепестках напишите качества, приобретаемые человеком в семье. У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

- Если семья это цвет, то какой...раскрасьте лепестки - Если семья это музыка, то какая...(записать)
- Если семья это геометрическая фигура, то какая?

- .Если семья это настроение, то какое?

Соберите свою ромашку.

Покажите. Делаю вывод.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду.

1.В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: Как вам удаётся жить, никогда не

ссорясь, не обижая друг друга? Старец взял бумагу и написал на ней что то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово Какое это слово?

- Как вы думаете? ПОНИМАНИЕ.

Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности».

Членов семьи

Самостоятельная работа детей (у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка) Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи.

Высказывают свои точки зрения

В словаре.

Дети исследуют словарь и зачитывают значение слова из разных словарей.

Записывают то понятие слова, которое им ближе.

Работа по учебнику

Обсуждение в парах



Слушают песню

беседа

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают с возможности в учении

V. Первичное осмысление и закрепление

Осознание смысла семейных отношений

Учитель: Послушайте болгарскую сказку.

Сказка о бочке

Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятых сыновей и говорит:

- Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.

Старик начал рассказ:

- Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю соки из неё сосали. Трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу, засучил рукава и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски. Забрал те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое вино, а потом продавал его тем, кто справлял свадьбу, крестины, поминки. Так было, пока бочка оставалась целой

Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, и бочка рассохлась. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..

Ну, сыновья, растолкуйте мне притчу, - сказал отец

Учитель: Ребята, а вы как бы ответили. О чем хотел сказать старик?

Задумались пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и говорит:

- Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её народу вовеки не будет конца. Бочка это семья; клепки - это все мы, родичи; обручи согласие, вино радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!... Берегите обручи, дети мои.

Старший сын поцеловал руку отцу и говорит:

- Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям своим передадим.

Учитель: Зачем старик рассказал эту притчу сыновьям?

Работа с пословицами, объяснение их смысла.

Работа в группах.

Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах.

Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц).

На что и клад коли в семье лад
Родительское слово мимо не молвится

Вся семья вместе так и душа на месте

Отца с матерью почитать горя не знать

Родители трудолюбивые дети не ленивы

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).

5. Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание в них роли ребенка. Работа в группах.

Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разыграть, показывая свои действия.

1) в семье кто-то тяжело заболел;

2) мама пришла с работы усталая;

3) папа что-то ремонтирует;

4) в семье появилось животное; 5) бабушка или мама готовит ужин;

6) папа и мама поссорились.

Кроссворд Моя семья

Технологическая карта урока Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества .

Вертикаль:1. Он мужчина, и он сед,

Папе папа, мне он (дед)

А как ласково мы называем

деда? (дедушка)

2. Улыбаюсь я как мама,

Так же хмурюсь я упрямо,

У меня такой же нос

И такой же цвет волос. (дочь)

А кто еще может быть похож на маму? (сын)

3. Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша(мама)

Горизонталь:

1. Кто варежки пестрые вяжет,

Старинные песни поет?

Кто сказку такую расскажет, Что снится всю ночь напролет?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи? (бабушка)

2.Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, (папа)

3. Какое слово получится дополните.(семья)

Семья это труд, друг о друге забота,

Семья это много домашней работы.

Семья это важно! Семья это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! Мы начали урок со слов Л.Н.Толстого

- Как вы их понимаете?

Фронтальная работа.






Работа в группах

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказ учителя, по воспроизведению в памяти)

VI.Итог урока .

Рефлексия.

Перед вами сердечки (у каждого своя, необходимо подписать на обороте), напишите, какие добрые поступки вы можете совершать для сохранения спокойствия в своей дружной семье.

Запомните их и постарайтесь выполнять хотя бы что-то, но каждый день. В серединке нарисуйте смайлик, который отразит ваше настроение после этого урока.

Индивидуальная работа

Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

прогназируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


© 2010-2022