- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка учебных программ
Разработка учебных программ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ульянова О.Н. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Технология разработки учебных программ
Как создавать рабочие программу? Наличие рабочих программ - это результат деятельности администрации. В настоящее время для обеспечения учебного процесса используются авторские и рабочие программы по учебным предметам. Авторские программы, подготовленные коллективами, так и отдельными педагогами, разрабатываются на основании существующих примерных программ. При разработке авторских программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускаются Расширение перечня дидактических единиц в пределах регламентированных максимальной аудиторной нагрузки Конкретизация и детализация дидактических единиц Определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала. Как правило, условиями публикации программы является наличие внешней и внутренней рецензии. Рассмотрим структуру рабочей программы и порядок ее утверждения. Любая учебная программа, программа элективного, факультативного курса содержит следующие разделы: Пояснительная записка раскрывает статус документа, его структуру, общие характеристику учебного предмета, его место в базисном учебном плане. В пояснительной записке также необходимо указать: Какая программа послужила основанием для разработки Чем вызвано составление рабочей программы, корректировка авторской Особенности представляемой программы; изменения которые предлагает учитель внести с учетом особенностей контингента учащихся, целевого ориентира, особенностей образовательного учреждения Основное содержание раскрывает необходимый уровень предметных, функциональных заний-умений, который формируется у учащихся Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета, курса. Учащиеся должны Знать/ понимать - перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся Уметь - владение конкретными умениями - навыками данного учебного предмета (например анализировать, сравнивать, различать приводить примеры
Образовательный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или составленной учителем программы и используемых учебников. Образовательная программа - системно организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий оргаизации образовательного процесса. Образовательные программы делятся на типовые, рабочие индивидуальные Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний и навыков, характеризуют требования к подготовке учеников Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Индивидуальные образовательные программы воплощают в себя ученический компонент БУП и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования. В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий. Учебная рабочая программа - «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг - учащихся и их родителей. Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов. Позволим напомнить значение слова «программа»:
- план деятельности, работ;
- содержание основных положений и целей;
- документ с основными направлениями работы.
- Соответствие современному уровню развития науки.
- Четкое определение место, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива).
- Реализация принципов системного подхода в отборе программного материала.
- Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
- Учет межпредметных связей, обеспечивающий «состыковку» программы.
- Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаний и умений.
- Рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.
- Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
1. Структура учебной программы Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы. Схема
Структура учебной программы
Аспекты содержания «Введения»
Структура организации содержания образования («Учебно - тематический план»)
Содержание программы
Список литературы для учащихся
Список литературы, использо ванной педагогом
Перечень ключевых слов
Контрольные материалы
Приложения
2. Характеристика основных блоков программы 2.1 Введение Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения. Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ). Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект - самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).
Таблица 1. Состав аспектов содержания «Введения»
- Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...
- В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования … относятся ...
- В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
- Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
- Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
- Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...
- Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
- Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
- Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...
- Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
- Особенность изучаемого курса состоит в ...
- Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...
- Отличительными чертами данной программы являются ...
- Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
- Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...
- Нами переработаны авторские материалы ..., являющиеся основанием данной учебной программы.
- Базой данного курса являются программы ... .
- Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план ...
- Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...
- Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
- Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.
- Курс рекомендован учащимся ...
- Программа рассчитана на обучение ...
- Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по ... .
- Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации ... для классов с углубленными изучением ...
- В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ..., мы опираемся на ...
- В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
- .......................................;
- .......................................;
- .......................................;
- .......................................;
- .......................................;
- .......................................;
- .......................................;
- ......................................;
- ......................................;
- ....................................;
- В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
- В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).
- Данный курс преследует цель ...
- Данная программа имеет цель ...
- В ходе ее достижения решаются задачи:
- совершенствовать умения ...;
- развивать творческий подход к ...;
- создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).
- Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
- Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
- Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
- В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- « ..........»;
- « ..........».
- В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...
- Программа ... включает следующие разделы: ...
- Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
- Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...
- При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...
- Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...
- В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
- Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
- Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
- Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...
- Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...
- Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).
- Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.
2.2. Организация содержания образования Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).
Таблица 2. Учебно-тематический план
разделов и тем Всего лекции практика Формы контроля
Раздел 1. __________
-
__________
-
__________
-
Резервное время
Итого по разделу:
8 34 2 44
4 4 - 8
4 30 2 36
контроль-ная работа
Раздел 2. _______________
-
______
-
______
Итого по разделу:
10 12 22
4 10 14
6 2 8
тест
....................
....................
.....................
......... ..........
........ .........
........ .........
..... ......
Всего 108 40 68
Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся. Например: Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
Всего Уроки Экскурсии Лабораторные занятия самостоятельная работа 1 2 3 4 5 6 7
…
2.3. Содержание программы
Какие требования предъявляются к третьему блоку программы? 1. Содержание определяется задачами программы (см. блок 1). 2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы. 3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-математическому плану (см. блок 2). 4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. 5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). 6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации. Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания. Таблица 3 Содержание учебной программы ...
4,8
2.4. Список литературы
В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники по предмету. Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать следующим образом: - если указано несколько работ одного автора - по алфавиту заглавий; - при совпадении первых слов в названиях источников - по алфавиту вторых и т.д.; - указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен - 336 с.; - если рассматриваем несколько страниц - С. 30-38. Например: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с. 2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с. 3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко.- М.: Политиздат, 1979. - 295 с.
- Статьи из журналов и газет.
2.5. Перечень ключевых слов Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом. Толкование основных перечисленных понятий не дается. Например:
- Корень слова
- Окончание слова
- Основа слова
- Приставка слова
- Родственные слова
- Словообразование
- Суффикс слова и т.д.
2.6. Контрольные материалы Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане (см. с. 14), необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.
Таблица 4 Характеристика контрольных заданий
Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним.
Вопрос допускает неоднозначность ответа (это нормально для творческих задач) Задание имеет один, однозначный, правильный ответ Короткий вопрос и длинный ответ Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ Ответ на вопрос зависит от ответа на предыдущий вопрос Задания не связаны друг с другом Вопрос выясняет мнение ученика по поводу изученного материала Задание оценивает уровень владения учебным материалом Вопрос неявно содержит правильный ответ Задание исключает все вербальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помощью догадки Вопрос с «ловушкой» Задания с «подвохом» отсутствуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании) Различные способы представления правильных ответов Одна инструкция для групп однотипных зданий Время ответа на вопрос колеблется в широких пределах Ограничение на время выполнения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом Ответ на вопрос требует дополнительных, сложных вычислений и оформления
Ответы краткие, их форма оговорена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу - пишу»)
Ответ требует заученной формулировки, пересказа Ответ требует умения применять полученные знания в конкретных ситуациях Ответ может быть оценен как частично правильный Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежуточных оценок нет Распространенная форма вопроса: «дано - найти» Задания предлагают сравнивать, сопоставлять, находить закономерность и т.д. Обязательное участие преподавателя в оценке правильности ответов Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя Вопросы требуют только знания конкретных фактов, определений, законов, правил Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеинтеллектуальных умений Вопросы случайны, не проверяют задаваемый целями учебной дисциплины уровень подготовки ученика Задания соответствуют целям учебной дисциплины
Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий (см. табл. 5).
Таблица 5. Перечень основных типов тестовых заданий
1.2. Альтернативный выбор Задание содержит вопрос и варианты ответов. Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недостаток - высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреждает желание ответить одинаково на все вопросы.
- Множественный выбор
1.3.1. Задание с одним (отрицательным или положительным) правильным ответом
1.3.2. Задание с множественными ответами (верно/неверно)
1.3.3. Задание на определение причинной зависимости Задание содержит вопрос и несколько вариантов ответов. За неоконченным утверждением, рисунком, формулой следует несколько (пять - оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность - поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если ответы являются верными, но в других ситуациях.
За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете А В С D Если верно Если верно Если верно Если все 1,2,3 1,3 2,4 верно
Проверяется понимание причинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каждое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или неверна зависимость между ними. Ответ утверждение 1 утверждение 2 связь А 1 0 1 В 0 1 0 С 1 1 0 D 0 0 0 E 1 1 0 1 - верно, 0 - неверно 2. Открытые задания (или задания со свободно конструируемым ответом) Ответы в произвольной форме
- Задания дополнения
2.2. Задание свободного изложения Требуется вписать пропущенное слово, символ, знак и т.д. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверяется. Как правило, это условие задачи или описание конкретной ситуации, требующие решения. Сложность составления задания связана со сложностью формализации ответов. 3. Задания соответствия Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется определить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным 4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или открытыми) Для классификации необходимо сравнить объекты по общему для них всех признаку, нельзя классифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объект попадает только в один класс. 5. Задачи на установление последовательности В задании в произвольном порядке приводятся действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок приведенных действий и указать его с помощью цифр. 6. Задания на исключение лишнего В задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу, блоку, системе и т.п. необходимо исключить лишний компонент.
2.7. Приложения Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др. Приложения нумеруются и должны иметь название. 3. Оформление учебных программ Программа должна быть напечатана или написана от руки на одной стороне стандартного листа (А4: 210Х297). Поля: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 25 мм. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего поля. С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24). Ежегодно учебные рабочие программы принимает педагогический совет перед началом учебного года, поэтому титульный лист меняется.
17