Разработка учебных программ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология разработки учебных программ


Как создавать рабочие программу? Наличие рабочих программ - это результат деятельности администрации. В настоящее время для обеспечения учебного процесса используются авторские и рабочие программы по учебным предметам. Авторские программы, подготовленные коллективами, так и отдельными педагогами, разрабатываются на основании существующих примерных программ. При разработке авторских программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускаются Расширение перечня дидактических единиц в пределах регламентированных максимальной аудиторной нагрузки Конкретизация и детализация дидактических единиц Определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала. Как правило, условиями публикации программы является наличие внешней и внутренней рецензии. Рассмотрим структуру рабочей программы и порядок ее утверждения. Любая учебная программа, программа элективного, факультативного курса содержит следующие разделы: Пояснительная записка раскрывает статус документа, его структуру, общие характеристику учебного предмета, его место в базисном учебном плане. В пояснительной записке также необходимо указать: Какая программа послужила основанием для разработки Чем вызвано составление рабочей программы, корректировка авторской Особенности представляемой программы; изменения которые предлагает учитель внести с учетом особенностей контингента учащихся, целевого ориентира, особенностей образовательного учреждения Основное содержание раскрывает необходимый уровень предметных, функциональных заний-умений, который формируется у учащихся Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета, курса. Учащиеся должны Знать/ понимать - перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся Уметь - владение конкретными умениями - навыками данного учебного предмета (например анализировать, сравнивать, различать приводить примеры



Образовательный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или составленной учителем программы и используемых учебников. Образовательная программа - системно организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий оргаизации образовательного процесса. Образовательные программы делятся на типовые, рабочие индивидуальные Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний и навыков, характеризуют требования к подготовке учеников Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Индивидуальные образовательные программы воплощают в себя ученический компонент БУП и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисцип­лине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источни­ков оценки качества педагогической деятельности специалиста в области об­разования. В настоящее время в образовательных учреждениях используются ти­повые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министер­ством образования Российской Федерации и носят рекомендательный харак­тер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих про­грамм, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, воз­можности использования новых информационных технологий. Учебная рабочая программа - «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг - учащихся и их родителей. Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение тех­нологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, фа­культативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-про­граммных материалов. Позволим напомнить значение слова «программа»:

  1. план деятельности, работ;
  2. содержание основных положений и целей;
  3. документ с основными направлениями работы.
Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребно­стями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересован­ность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях. Учебная рабочая программа - нормативный документ, определяю­щий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учеб­ной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету. Цель учебной рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение со­держания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особен­ностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых. Требования к содержанию учебной рабочей программы (можно ис­пользовать в качестве основных критериев при экспертизе).
  1. Соответствие современному уровню развития науки.
  2. Четкое определение место, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива).
  3. Реализация принципов системного подхода в отборе программного ма­териала.
  4. Единство и логическая преемственность элементов содержания про­граммы.
  5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий «состыковку» про­граммы.
  6. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающи­мися знаний и умений.
  7. Рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.
  8. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы. Схема

Структура учебной программы Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.

Аспекты содержания «Введения»


Разработка учебных программ. Структура организации содержания образования («Учебно - тематический план»)


Разработка учебных программ.

Содержание программы


Разработка учебных программ. Список литературы для учащихся


Список литературы, использо ванной педагогом


Перечень ключевых слов


Контрольные материалы


Приложения


Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.Разработка учебных программ.

2. Характеристика основных блоков программы 2.1 Введение Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения. Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских про­грамм). Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект - самостоя­тельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).
Таблица 1. Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блока Маркеры 1 2 1. Актуальность разработки курса
  • Актуальность данной про­блемы возрастает в связи с ..., связан­ными с ...
  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов обра­зования … относятся ...
  • В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
  • Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
  • Огромную важность в непре­рывном образовании личности приоб­ретают вопросы ...
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)
  • Необходимость введения ... обусловлена несоответствием дейст­вующих ... и требований ...
  • Причины введения ... заключа­ются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
  • Необходимо отметить, что су­ществующий учебный процесс харак­теризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
  • Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обуслов­лено тем, что ...
3. Особенности программного материала
  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
  • Особенность изучаемого курса состоит в ...
  • Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...
  • Отличительными чертами дан­ной программы являются ...
  • Особый акцент в программе сделан на использование ..., что явля­ется очевидным признаком соответст­вия современным требованиям к орга­низации учебного процесса.
  • Предлагаемая программа явля­ется ... Она построена на основе ...
  • Нами переработаны авторские материалы ..., являющиеся основанием данной учебной программы.
  • Базой данного курса являются программы ... .
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)
  • Курс входит в число дисцип­лин, включенных в учебный план ...
  • Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
  • Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...
  • Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
5. Адресат
  • Программа адресована ..., а также может быть частично использо­вана в ... классах.
  • Курс рекомендован учащимся ...
  • Программа рассчитана на обу­чение ...
6. Соответствие Государст­венному образовательному стан­дарту.
  • Данная программа построена в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стан­дарта по ... .
  • Учебная программа разрабо­тана на основе учебного плана специа­лизации ... для классов с углублен­ными изучением ...
  • В связи с отсутствием соответ­ствующего Государственного образовательного стандарта по ..., мы опираемся на ...
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
  • В результате прохождения про­граммного материала обучаю­щийся имеет представление о:
  1. .......................................;
  2. .......................................;
  3. .......................................;
знает:
  1. .......................................;
  2. .......................................;
умеет:
  1. .......................................;
  2. .......................................;
  3. ......................................;
владеет:
  1. ......................................;
  2. ....................................;
  • В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., прин­ципы организации ...; понимать во­просы ...; уметь использовать ..., при­менять способы ..., решать ..., прово­дить ..., пользоваться ..., владеть куль­турой ...
8. Целевая установка
  • В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса явля­ется ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного пред­ставления...).
  • Данный курс преследует цель ...
  • Данная программа имеет цель ...
  • В ходе ее достижения реша­ются задачи:
1. формировать систему ...;
  1. совершенствовать умения ...;
  2. развивать творческий подход к ...;
  3. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).
  • Достижение поставленной цели связывается с решением сле­дующих задач: ...
  • Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
9. Структура программы
  • Графическая форма представ­ления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
  • В структуре изучаемой про­граммы выделяются следующие ос­новные разделы:
1. « ..........»;
  1. « ..........»;
  2. « ..........».
  • В курсе освещаются следую­щие темы (разделы, вопросы, про­блемы): ...
  • Программа ... включает сле­дующие разделы: ...
10. Формы организации учеб­ного процесса
  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (прове­дение экскурсий, лабораторных, прак­тических занятий, семинаров, обоб­щающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной ра­боты обучаемых.
  • Особое место в овладении дан­ным курсом отводится самостоя­тельной работе по ...
  • При изучении курса для обу­чаемых предусмотрены большие воз­можности для самостоятельной ра­боты ...
  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных за­нятий (уроки, лекции и др.), выполне­ние внеурочных (домашних) заданий по ...
  • В ходе прохождения про­граммы обучающиеся посещают уроч­ные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивиду­ально ...
12. Итоговый контроль
  • Оценка знаний и умений обу­чающихся проводится с помощью ито­гового теста, который включает ... во­просов (заданий) по основным про­блемам курса.
  • Курс завершается зачетом (эк­заменом, тестом, контрольной рабо­той) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
  • Изучение курса завершается контрольным тестом, который вклю­чает ...
  • Обязательным условием до­пуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и пред­ставление ...
13. Объем и сроки изучения
  • Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... чет­верти (полугодия).
  • Курс рассчитан на ... часа лек­ционно-практических занятий в ... классе.


2.2. Организация содержания образования Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает пред­ставление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, фа­культатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организа­ции учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).
Таблица 2. Учебно-тематический план
Наименование Количество часов


разделов и тем Всего лекции практика Формы контроля

Раздел 1. __________

  1. __________

  2. __________

  3. Резервное время

Итого по разделу:
8 34 2 44
4 4 - 8
4 30 2 36



контроль-ная работа

Раздел 2. _______________

  1. ______

  2. ______

Итого по разделу:
10 12 22
4 10 14
6 2 8

тест

....................

....................

.....................
......... ..........
........ .........
........ .........
..... ......

Всего 108 40 68


Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста уча­щихся. Например: Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля

Всего Уроки Экскурсии Лабораторные занятия самостоя­тельная ра­бота 1 2 3 4 5 6 7






2.3. Содержание программы
Какие требования предъявляются к третьему блоку программы? 1. Содержание определяется задачами программы (см. блок 1). 2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы. 3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-матема­тическому плану (см. блок 2). 4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. 5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). 6. Не допускается использование сложных синтаксических конструк­ций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляю­щимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выра­жающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации. Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания. Таб­лица 3 Содержание учебной программы ...

Раздел 1 _____________________ Тема 1. ___________________ ________. ____________. _____ Тема 2. __________ и т.д. Ссылки на задачи 3,5
4,8

2.4. Список литературы
В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при со­ставлении программы и организации учебного процесса и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справоч­ники, энциклопедии и другие источники по предмету. Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать следующим образом: - если указано несколько работ одного автора - по алфавиту заглавий; - при совпадении первых слов в названиях источников - по алфавиту вторых и т.д.; - указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен - 336 с.; - если рассматриваем несколько страниц - С. 30-38. Например: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Про­свещение, 1977. - 223 с. 2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спро­ектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с. 3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Моска­ленко.- М.: Политиздат, 1979. - 295 с.
  1. Статьи из журналов и газет.
Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. - 2000. - №4. - С. 30-33. Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным раз­делам программы, что является очень удобным для самостоятельной дея­тельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу со­ставителя программы.
2.5. Перечень ключевых слов Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который ха­рактеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и фор­мирует компактное представление о курсе в целом. Толкование основных перечисленных понятий не дается. Например:
  1. Корень слова
  2. Окончание слова
  3. Основа слова
  4. Приставка слова
  5. Родственные слова
  6. Словообразование
  7. Суффикс слова и т.д.

2.6. Контрольные материалы Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-темати­ческом плане (см. с. 14), необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.
Таблица 4 Характеристика контрольных заданий
Нетестовые задания Тестовые задания 1 2 Вопросительная или отрица­тельная форма Тестовое задание в утверди­тельной форме, например, предложе­ния, которое нужно закончить или вставить пропущенные слова, сим­волы, формулы Вопрос понимается неодно­значно (есть возможность его уточ­нять в беседе) Четко, однозначно сформули­рованное задание Вопрос включает в себя не­сколько более простых вопросов Задание содержит только одну законченную мысль Вопрос перегружен синтакси­ческим конструкциями, содержит двойные отрицание В здании используется не более одного деепричастного (причастного) оборота. Чаще это простое распро­страненное предложение Вопрос содержит вводные фразы, повторы и сведения, мало свя­занные с основным вопросом

Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним.

Вопрос допускает неоднознач­ность ответа (это нормально для творческих задач) Задание имеет один, однознач­ный, правильный ответ Короткий вопрос и длинный ответ Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ Ответ на вопрос зависит от от­вета на предыдущий вопрос Задания не связаны друг с дру­гом Вопрос выясняет мнение уче­ника по поводу изученного материала Задание оценивает уровень владения учебным материалом Вопрос неявно содержит пра­вильный ответ Задание исключает все вер­бальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помо­щью догадки Вопрос с «ловушкой» Задания с «подвохом» отсутст­вуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании) Различные способы представ­ления правильных ответов Одна инструкция для групп од­нотипных зданий Время ответа на вопрос колеб­лется в широких пределах Ограничение на время выпол­нения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом Ответ на вопрос требует допол­нительных, сложных вычислений и оформления
Ответы краткие, их форма ого­ворена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу - пишу»)



Ответ требует заученной фор­мулировки, пересказа Ответ требует умения приме­нять полученные знания в конкрет­ных ситуациях Ответ может быть оценен как частично правильный Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежу­точных оценок нет Распространенная форма во­проса: «дано - найти» Задания предлагают сравни­вать, сопоставлять, находить законо­мерность и т.д. Обязательное участие препода­вателя в оценке правильности ответов Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя Вопросы требуют только зна­ния конкретных фактов, определений, законов, правил Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеин­теллектуальных умений Вопросы случайны, не прове­ряют задаваемый целями учебной дисциплины уровень подготовки ученика Задания соответствуют целям учебной дисциплины

Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий (см. табл. 5).
Таблица 5. Перечень основных типов тестовых заданий
Типы заданий Краткая характеристика 1 2 1. Закрытые задания
1.2. Альтернативный выбор Задание содержит вопрос и ва­рианты ответов. Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недос­таток - высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреж­дает желание ответить одинаково на все вопросы.
  1. Множественный выбор

1.3.1. Задание с одним (отрица­тельным или положительным) пра­вильным ответом




1.3.2. Задание с множествен­ными ответами (верно/неверно)





1.3.3. Задание на определение причинной зависимости Задание содержит вопрос и не­сколько вариантов ответов. За неоконченным утвержде­нием, рисунком, формулой следует несколько (пять - оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность - поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если от­веты являются верными, но в других ситуациях.
За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете А В С D Если верно Если верно Если верно Если все 1,2,3 1,3 2,4 верно
Проверяется понимание при­чинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каж­дое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или не­верна зависимость между ними. Ответ утверждение 1 утвержде­ние 2 связь А 1 0 1 В 0 1 0 С 1 1 0 D 0 0 0 E 1 1 0 1 - верно, 0 - неверно 2. Открытые задания (или за­дания со свободно конструируемым ответом) Ответы в произвольной форме
  1. Задания дополнения



2.2. Задание свободного изло­жения Требуется вписать пропущен­ное слово, символ, знак и т.д. Про­черк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверя­ется. Как правило, это условие за­дачи или описание конкретной си­туации, требующие решения. Сложность составления зада­ния связана со сложностью форма­лизации ответов. 3. Задания соответствия Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется опре­делить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным 4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или от­крытыми) Для классификации необхо­димо сравнить объекты по общему для них всех признаку, нельзя клас­сифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объ­ект попадает только в один класс. 5. Задачи на установление по­следовательности В задании в произвольном по­рядке приводятся действия или про­цессы, связанные с определенной за­дачей. Необходимо установить пра­вильный порядок приведенных дей­ствий и указать его с помощью цифр. 6. Задания на исключение лишнего В задании представлен пере­чень слов, элементов, событий, зако­нов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежно­сти к классу, блоку, системе и т.п. необходимо исключить лишний компонент.
Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает ка­чество теста.
2.7. Приложения Приложения оформляются по желанию составителя учебной про­граммы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты заня­тий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др. Приложения нумеруются и должны иметь название. 3. Оформление учебных программ Программа должна быть напечатана или написана от руки на одной стороне стандартного листа (А4: 210Х297). Поля: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 25 мм. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер стра­ницы ставится в середине верхнего поля. С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страни­цей, приложение начинается с 24). Ежегодно учебные рабочие программы принимает педагогический со­вет перед началом учебного года, поэтому титульный лист меняется.

17

© 2010-2022