Учебный предмет: Окружающий мир. Класс: 4. Программа: Школа России. Автор: А.А.Плешаков. Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной - пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией. Планируемые результаты: Личностные: - признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; - ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке; Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации; -сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: - осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета; - строить сообщение в устной форме; Коммуникативные: - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Технологии: кейс-технология.
Ход урока:
- Организационный момент.
Любите родную природу - Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. - За что надо любить нашу землю, природу? - Актуализация знаний.
Проверка знаний. Учащиеся работают по карточкам. № 1. Покажите с помощью стрелок, в какой зоне живут данные растения и животные. Вместо точек запишите еще одно животное.
Растения
Природные зоны
Животные
Ковыль
Тюльпан
Ель
Береза
Сосна
Мхи
Лишайники
Карликовая ива
Арктика
Тундра
Леса
Степь
Суслик, …
Соболь, …
Белый медведь, …
Песец, …
№ 2. Вставьте пропущенные названия зон: а) … (тундра) - это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; б) … (лесная зона) - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники; в) ... (арктические пустыни) - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники; г) … (степь) - это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху. Далее учитель проводит конкурс рисунков на тему «Какой я представляю себе степь». Учащиеся кратко комментируют свои работы. После выставки учащиеся зачитывают сообщения о растениях и животных степи. Работа над новой темой. А сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:
О т в е т: Пустыни.
viki.rdf.ru/item/986/ - Видеоролик о пустыне. Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении. Солнечный, жаркий Желтый поток - Льется в пустыне песок. В воздухе желтом и Плотном, как мед, Желтая птица Неслышно плывет. И нас сегодня просят рассказать о пустыне. Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор?
План записывается на доске.
1. Географическое положение.
2.Растительность пустыни.
3. Животный мир.
4.Пустыни и человек.
- Организация работы с кейсами.
-Вы становитесь учеными, разделитесь на четыре группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать пустыню. Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки - «помогайки» с заданиями. 1 группа: Географы. Участники расскажут нам о том, где расположена зона пустыни. 2 группа: Ботаники. Расскажут о том, что растет в пустыне. 3 группа: Зоологи. Расскажут о том, кто из животных живет в зоне пустынь. 4 группа: Экологи. Расскажут о экологических проблемах пустыни. На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого 1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
- Кейсы.
Кейс №1. ГЕОГРАФЫ Карточка - «помогайка» -
Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
-
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
-
Поверхность земли в пустыне.
Источник №1:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 120-122.
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.
Это юная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографии). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до + 70, а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться).
- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120, а длится зима 2-3 месяца.
Источник №3:
Самые экстремальные пустыни мира:
- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;
- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;
- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;
- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;
- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;
- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.
Источник №4:
Найти по атласу, указать природную зону пустыни.
Дополнительные сведения: Презентация - files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt
Кейс №2. БОТАНИКИ Карточка - «помогайка»
-
Общая особенность растений.
-
Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
-
Значение в природе.
Источник №1: Загадки: -
Я - пища «корабля пустынь».
(Верблюжья колючка)
-
Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
(Джузгун)
-
Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
(Саксаул)
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 123-124. Энциклопедия «Я познаю мир. География». Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни - верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья - зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.) - Теперь давайте посмотрим на эти растения. - Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги) -А вот как выглядит пустыня весной.( иллюстрация) - В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (иллюстрации) Оазис - это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут пальмы и другие деревья и растения. viki.rdf.ru/item/697/
Источник №3: Как приспособились растения к жизни в пустыне? Учащиеся отвечают и заполняют схему:
Источник №4:Презентация. Дополнительные сведения: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ec13a81-1afa-46a3-8f7d-b887a4dbfb2d/desert.ppt
Задание классу: у некоторых детей на столе есть гербарий. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям пустыни. Кейс №3. ЗООЛОГИ Карточка - «помогайка»:
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128. Источник №1:
-
Сколько важности в походке!
По пустыне - сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком?
(Верблюд)
-
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
(Тушканчик)
-
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
(Ящерица)
Источник №2: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 126-128. ( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (иллюстрация) ящерица - круглоголовка.(иллюстрация) Все они быстро передвигаются, а ящерица - круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка - корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (иллюстрация) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (иллюстрация) Одни из них роют норы, другие -тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(иллюстрация). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (иллюстрации жуки - чернотелки, священные скарабеи.(иллюстрации) Дополнительный материал о верблюде. Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые.(иллюстрация) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне. school-collection.edu.ru/catalog/res/733f0da6-689f-955d-c738
2ba1c61358e4/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=catalog&class=44&subject=25
Источник №3:
Как приспособились растения к жизни в пустыне? Учащиеся отвечают и заполняют схему:
Источник №4: Дополнительные сведения: Презентация - viki.rdf.ru/item/2045/
Задание классу: У вас в конвертах есть иллюстрации животных. Отберите только пустынных жителей, назовите их. А кого не назвали? Почему?
Кейс №4: ЭКОЛОГИ Карточка - «помогайка»:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники. Источник №1: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012. Стр. 129-131. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.
Источник №2:
Назовите экологические проблемы пустынь и заполните схему:
Дополнительные сведения:
Презентация - viki.rdf.ru/item/723/
Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с некоторыми проблемами, возникшими в пустыне по вине человека, и предложили пути их решения.
- Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физминутка.
Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют. - Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены). - Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц). - Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). - Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). - И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). - А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение. - Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы. - Рефлексия (синквейн).
Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5". Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить. Синквейн Природная зона Пустыни. 1 строка: существительное, обозначающее тему; 2 строка: два прилагательных, описание темы; 3 строка: три глагола, относящихся к теме; 4 строка: фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме; 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление. Учитель предлагает решить филворд. Необходимо отгадать загадки и найти слова-отгадки. (Слова в филворде надо читать вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не по диагонали.) Вопросы к филворду: 1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце - головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я - песчаный холм, и зовут меня … О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.
- Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Понравилось ли вам работать в группе? Перед вами изображение трёх лиц (смайликов): весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.