Литературный праздник по сказкам К. И. Чуковского

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный праздник по сказкам К.И. Чуковского для 1-4 кл.

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

  • Портрет К.И.Чуковского (1882 - 1969 гг.).

  • Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

  • Выставка книг "Чудо-дерево".

  • Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный".

Вед. Сегодняшний наш праздник посвящен детскому писателю, основоположнику детской литературы, сказочнику, критику, переводчику Корнею Ивановичу Чуковскому. С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Телефона», «Путаницы», «Тараканища», «Краденого Солнца». Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Он был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 134 года.

Кстати, Корней Чуковский - это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

- Его всегда любили дети за то, что он говорил на понятном им языке. Когда этот седой и добрый человек выходил из калитки своей дачи в поселке Переделкино, сейчас же к нему со всех сторон бросалась армия ребят. Большие и маленькие начинали кричать: "Корней Иванович, Корней Иванович!" Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме. Рядом с его домом расположена детская библиотека, которую писатель построил специально для ребят. А произошло это так. Однажды к Чуковскому пришел мальчик Слава , который тоже жил в Переделкино, и сказал: "Дайте мне такую книгу, с которой можно стать богатырем". Корней Иванович нашел такую книгу и дал ему. Потом Слава пришел с другим мальчиком, а затем пришли еще несколько человек. И вот тогда Чуковский выстроил дом для библиотеки. Все книги, а их несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. Ему дарили книги многие известные детские писатели - Михалков, Маршак, Катаев и др. Корней Иванович сам выдавал книги, читал детям сказки. В библиотеку писателя записалось 1300 школьников.

Очень забавляли Чуковского детские высказывания. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться».

В книге «От двух до пяти», собраны детские «речения», как он их называл. Вот некоторые отрывки из этой книги.

Ляле было 2,5 года. Незнакомец ее спросил: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная».

Однажды она впервые в жизни увидела пароход и пылко закричала: «Мама, мама, паровоз купается!»

И очень забавляли его такие детские речения и возгласы:

- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

Вед. С ранних лет произведения К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться.

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Дети читают стихи. ЧЕРЕПАХА . РАДОСТЬ

Вед. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!"

Дедушка Корней очень любил загадывать детям загадки, придумывать каверзные задания, вопросы.

3 конкурс «Загадки». (на слайдах в презентации)Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)


  1. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня! (Крапива.)



  1. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки и лед.)


  1. Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет. (Сосулька.)



  1. Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (Расческа.)


  1. Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёж.)


  1. Маленькие домики по улице бегут,
    Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)

Вед. По профессии Корней Иванович был литературный критик, писал и печатал в солидных журналах статьи о современной литературе. Он был уже известным литератором, автором многих книг. Свою профессию литературного критика он очень любил , искренне считал ее своим единственным призванием.

И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы , наверное, очень удивился. А если бы ему сказали, что этим другим видом литературы будут сказки для детей, он бы еще больше удивился.

Истории создания сказок.

1Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно в 35 лет. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде из г. Хельсинки домой. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторил:

И дать ему в награду

Сто фунтов шоколаду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов винограду

И тысячу порций мороженого.

Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил».

2 Послушайте, как Чуковский вспоминал о том, что натолкнуло его на создание сказки «Айболит».

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну и т.д.

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».

Дети инсценируют отрывок из сказки «Айболит».

Выходит Доктор Айболит:

- О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними с больными

Моими зверями лесными. (Садиться под дерево)

Ведущий

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса…

Входит Лиса: Ой меня укусила оса.

В: И пришёл к Айболиту Барбос…

Входит Барбос: Меня курица клюнула в нос.

В: И прибежала зайчиха И закричала…

Зайчиха: Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

(показывает игрушку зайчонка)

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

В: И сказал Айболит…

Айболит: Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке.

В:И принесли к нему зайку,

(Зайчиха отдает игрушку зайца, доктор Айболит его перевязывает, лечит)

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

(Зайчиха танцует с игрушкой, улыбается)

И смеётся она и кричит:

Зайчиха: Ну, спасибо тебе, Айболит.

В: Давайте потанцуем все вместе, порадуемся за маленького зайчика.

3 А вот третий случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился на свет «Мойдодыр». Дети 1 кл. инсценируют отрывок из сказки «Мойдодыр». -

Стихи Чуковского очень музыкальны. Сейчас мы послушаем оперу «Мойдодыр» композитора Ю.Левитина. Опера - это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.

Вначале звучит «Увертюра» - вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный, солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Входит неряшливый мальчик. Музыка меняется, становится тревожной. Далее звучит ария «Умывальника». Он гневно кричит на грязнулю. Появляется Крокодил. Он не доволен грязнулей и громовым басом кричит: «Уходи-ка ты домой…» От мальчика убегают все его вещи.

Сцена умывания мальчика оживленная, быстрая. Музыка светлеет. Мальчик полон радости: все вещи к нему возвращаются.

Финал оперы радостный. Звучит гимн воде: «Да здравствует мыло душистое…»

Дети слушают оперу.

4 Вот еще один факт из жизни Чуковского. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".

Ведущая: К нам пришли необычные сказочные гости, они стесняются себя называть и просят, чтобы вы догадались, как их зовут.

Входит бабушка Федора:

1- «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

2.И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»

3. Я по полю пошла,

В поле денежку нашла.

Пошла быстро на базар

И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)

4.А за мной - то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище. «Крокодил»

1 кокурс «Узнай сказку по иллюстрации». (показ слайдов или книг)

2 конкурс «Вспомни сказку по отрывку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Свинки замяукали - мяу - мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней.
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

8 конкурс «Корзинка с потерянными вещами».

- В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. название произведения.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) тараканеще

Мыло (Вот и мыло подскочило) мойдодыр

Блюдце (А за ними блюдца) федорино горе

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

7 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев». (дополн. конкурс)- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

6 конкурс «Героический поступок» (на слайдах в презентации)

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Вылечил зверей.

Воробей

Съел таракана.

Комар

Спас Муху - Цокотуху.

Федора

Помыла свою посуду.

Медведь

Вернул солнце в небо.

Бабочка

Потушила море.

«СКАЗ О ТОМ, КАК КРОКОДИЛ С НЕБА СОЛНЦЕ УТАЩИЛ»

(по мотивам сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»)

Действующие лица: Солнце, Сорока, Воробей, Баран, Крокодил, Медведь, Медведица, Зайчиха, Медвежата.

Звучит мелодия (запись кассеты к песне «Позови меня с собой» А. Пугачевой. Выходит Солнце танцует простые движения, затем бежит по залу, касается зверей, которые по очереди просыпаются, улыбаются.

Звучит музыка (запись кассеты К. Метов «Так нельзя».Выбегает Крокодил и, обхватив Солнце руками, утаскивает за кусты. Звери испугались, закрыли лицо ладонями, качают головами.)

Воробей:(С носовым платком)

Наступила темнота-

Не ходи за ворота!

Кто на улицу попал-

Заблудился и пропал….

Сорока: (поёт на мотив эстрадной песни «Ветер с моря дул») .

Горе, горе мне, О-е-е-е-ей!

Горе, горе всем, 0-е-е-е-ей!

Жадный крокодил, страшный крокодил

Солнце утащил, солнце утащил!

Наступила тьма, наступила тьма,

Беспроглядная- я-я-я-я-я.

Как без солнца жить,

как без солнца быть,

вести разносить?

Воробей:

Выйди солнышко лучистое,

Выйди солнышко поскорей

Как же в поле зёрнышко отыщет воробей!

(Выходит баран с барабаном и барабанит на вступление и поёт на мотив припева к эстрадной песни «Атас», группа «Любэ»)

Баран:

Скорей! Скорей вставай, звериный класс!

Не спите, зайчики, не плачьте белочки.

Вперёд! Давай вперёд звериный класс.

Идём за солнышком сейчас!

Сорока :(подбегает к Барану)

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст, он нам солнца не отдаст!

Зайчиха:

Стыдно, звери, нам реветь!

Где там главный наш?

Медведь! (Зайчиха прыгает к Медведю и будет)

Что ты спишь-то, косолапый?

к: Знаешь ты, что крокодил

Наше солнце утащил!

Выходи-ка ты, медведь, на подмогу.

Полно лапу тебе, лодырю, сосать,

Надо солнышко идти выручать!

(медведь просыпается качает головой)

Медведь:(Медведю воевать неохота, он ходит кругами, ревет и зовет медвежат. Ищет.)

Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?

На кого вы меня, старого, кинули?

Медведица:(Выходит медведица, тоже ищет медвежат)

Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?

Зайчиха: (Опять подбегает к медведю)

Стыдно старому реветь-

Ты не заяц, а Медведь.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай,

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти.

И когда оно опять

Будет на небе сиять,

Малыши твои мохнатые,

Медвежата толстопятые,

Сами к дому прибегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут! »

Медведь: (На мотив музыки к телепередачи «Городок», Медведь, переваливаясь, подходит к Крокодилу и рычит) .

Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

Пополам переломаю, -

Будешь ты, невежа, знать

Наше солнце воровать!

Ишь, разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом.

Пропадает целый свет,

А ему и горя нет!

Крокодил:(поет на мотив эстрадной песни «Мальчик хочет в Тамбов»)

Если я захочу, чики-чики-чики-та,

И луну проглочу,

Чики-чики-чики-та!

(Звучит проигрыш из этой же песни в записи. Крокодил топает то на Зайчиху, то на Барана. Все отступают. Крокодил торжествующе танцует твист.)

Крокодил: Ха, ха, ха!

Зайчиха:

Эй! К Медведю выходите

И злодея победите!

Подавай сюда

Наше Солнышко!

(Звучит мелодия к песне «Погода в доме» Л. Долиной (в записи) .

Звери идут к Крокодилу, окружают его.Он пугается, бросается то в одну то в другую стороны, поднимает руки вверх. Потом быстро наклоняется, достает руками пол и убегает, пробежав на руках и ногах.

Звери выводят Солнце, обнимают, встают в одну линию.)

Сорока: Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Медвежата: (Выбегают Медвежата, прямо к Медведю. Обнимают его и целуют.)

Здравствуй, дедушка, мы тут!

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

Медведь:

Чтобы мир всегда был солнечным,

Конечно, ясно всем:

Держаться вместе надо

И не будет таких проблем!

(Звери все вместе танцуют, под мелодию песни «Валентинов день».

Вед. Наш праздник подходит к концу. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Прочтете более сложные его произведения, а также книги переведенные с английского языка. "Приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера", "Рикки - Тики - Тави".



Дополнительные вопросы для зала.

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

11. На чём ехали зайчики в сказке "Тараканище"? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении "Телефон"? (Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр". " Да здравствует мыло душистое и…"
15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)



© 2010-2022