Проект на тему Секреты словообразования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружная научно-практическая конференция младших школьников

Секция «Филология»

«Секреты словообразования»







Автор: Чурсин Матвей,

ученик 3 «В» класса

ГБОУ СОШ № 10

Руководитель: Лебедева Наталья Валериевна

учитель начальных классов первой категории

ГБОУ СОШ № 10

г. о. Чапаевск, 2013г.

Оглавление

  1. Введение (3-4 )

-проблема

-цель

-задачи

-гипотеза

- объект и предмет исследования

-методы исследования

  1. Краткий обзор изученной литературы:

-История возникновения словаря русского языка.(5-9)

- Виды словарей (10)

  1. Правила составления словообразовательного словаря.(11)

  2. Способы словообразования.(12)

  3. Сравнительный анализ словообразовательного словаря и словаря разбора слов по составу.(13-14)

  4. Исследование групп родственных слов.(15)

  5. Образование групп родственных слов.(16)

  6. Форма словаря.(17)

  7. Структура статья.(18)

  8. Анализ составленного словаря.(19)

  9. Анкетирование.(20)

  10. Анализ анкет.(21)

  11. Итог.(22)

  12. Литература.(23)

Введение

Проблема проекта:

Моя работа посвящена составлению словообразовательного словаря. На уроках русского языка мы познакомились с темой «Состав слова». Эта тема сложна и интересна одновременно. Ведь часто встречаются слова, которые очень сложно разобрать по составу. Родители не всегда могут оказать помощь. Поэтому я решил сам изучить способы словообразования более подробно и составить словообразовательный словарь. Свой словарь решил составить в электронном виде, для возможности корректировки.

Цель проекта:

составить словообразовательный словарь в электронном виде.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, что такое словарь, виды словарей, изучить правила составления словаря.

  2. Изучить способы словообразования.

  3. Провести сравнительный анализ словообразовательного словаря и словаря разбора слов по составу.

  4. Используя изученный материал, составить группы родственных слов, расчленить их на части.

  5. Продумать форму словаря.

  6. Оформить словарь в электронном виде.

  7. Доказать, что составленный словарь можно назвать словообразовательным словарём.

  8. Презентовать его одноклассникам.

  9. Провести и проанализировать анкетирование, среди одноклассников.

  10. Подвести итог.

Актуальность:

Условия современной жизни требуют от нас - быть грамотными, разносторонне-развитыми и образованными людьми, а это не возможно без знаний русского языка.

Гипотеза: смею предположить, что составленный мною сборник родственных слов можно назвать словообразовательным словарём по русскому языку.

Объект исследования: словообразовательный словарь

Предмет исследования: родственные слова

Для подтверждения гипотезы использовал методы исследования:

-теоретический

-социальный

-статистический

-моделирование

- сравнительный анализ





Краткий обзор изученной литературы

Велик и разнообразен могучий русский язык и так же многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка находиться в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова.

Словари являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни.

Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Трудно представить себе, что было бы в нашей жизни без словарей и справочников. Где и как мы находили бы значение нового нам слова, правильного написания, произношения, объяснение какого-то события? Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности.

Словарём называется источник (книга), содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.

Словари выполняют множество функций. Общая функция всех словарей - фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению. Знания хранит и человеческая память, но она ограничена, она не может накапливать и хранить знания на века. Только запись накопленных знаний может сохранить их для потомков. В этом смысле словарь оказывается самой удобной формой общения наших знаний.

Наука по составлению словарей, а также работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией.

История возникновения словаря русского языка.

Теорией и практикой составления словарей занимается лексикография - раздел языкознании. Слово «лексикография» является сложным словом и происходит от греческих основ lexicos - слово и grapho - пишу.

С точки зрения практической лексикографии у большинства народов разделяется на три основных периода:

1) дословарный период, основной задачей которого является объяснение малопонятных слов - в России - 11 в. н.э.

2) ранний словарный период, основной функцией которого было изучение литературного языка отличного от разговорной речи .

3) период развитой лексикографии связан с развитием национальных литературных языков.

Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья. В процессе совершенствования «словариков» малого объема и узкого назначения постепенно складывалась многовековая лексикографическая практика.

Первые русские словари, появившиеся в конце XIII в., представляли собой небольшие списки непонятных слов (с их толкованием), встречавшихся в памятниках древнерусской письменности. В XVI в. такие словари стали составляться по алфавиту, вследствие чего получили название «азбуковников».

Первый печатный словарь, содержащий уже 1061 слово, появился в 1596 г. как приложение к грамматике известного филолога священника Лаврентия Зизания.

Проект на тему Секреты словообразования

Следующий по времени печатный словарь был составлен в 1627 г. украинским филологом Памвой Берындой. Как показывает название книги ("Лексикон славеноросский"), автор поставил своей целью объяснить книжные старославянские слова. И по количеству слов (6982), и по точности их объяснений на материале живой разговорной лексики, и по критическому отношению к источникам этот словарь выделялся своим высоким филологическим уровнем. Составлению словаря Берында посвятил 30 лет, использовав всю доступную ему литературу.

Проект на тему Секреты словообразованияПроект на тему Секреты словообразования

1704 г. появился "Лексикон треязычный..." Ф. П. Поликарпова-Орлова - первый трехъязычный переводческий словарь, напечатанный кириллицей в России. Русские слова толкуются в нем на латинском и греческом языках, применено алфавитное расположение слов (по первым трем буквам).

Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 гг. четырехтомного "Толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени.

Проект на тему Секреты словообразованияПроект на тему Секреты словообразования

В 1935-1940 гг. вышел четырехтомный "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова.

В этом словаре, насчитывающем 85289 слов, получили правильное разрешение многие вопросы нормализации языка, упорядочения словоупотребления, формообразования и произношения. Словарь построен на лексике художественных произведений, публицистики, научных работ, в нем широко представлены слова советской эпохи. Значения слов даются с возможной полнотой и точностью, диалектизмы и узкоспециальные термины включены в словарь в ограниченном количестве. Словарь Ушакова и по сей день остается лучшим толковым словарем русского языка, незаменимым справочником при работе с текстами XIX - первой половины XX в.

Проект на тему Секреты словообразования

В 1949 г. вышел однотомный "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, который в дальнейшем выдержал 26 изданий. В словарь были включены новые слова и выражения, пришедшие в литературный язык из областных русских говоров и городского просторечия, уточнены толкования многих слов, упорядочены стилистические характеристики, иллюстрации значений даны в виде лаконичных выразительных речений. Общедоступность, удобство пользования обеспечили словарю заслуженную популярность; он получил высокую оценку специалистов. В 1991 г. словарю была присуждена премия АН СССР им. А. С. Пушкина.

Проект на тему Секреты словообразованияПроект на тему Секреты словообразования

Виды словарей.

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знаний, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические, словари синонимов и орфографические.

Орфографический словарь: словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании.

Толковый словарь -дает лексическое значение слова, определяет часть речи, помогает подобрать однокоренные слова

Этимологический словарь: позволяет узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык.

Словарь синонимов: помогает подобрать к слову синонимы, то есть слова, похожие по смыслу, но разные по написанию.

Словарь иностранных слов рассказывает о значении незнакомого заимствованного слова, о его происхождении

Фразеологический словарь: словарь в котором даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

Словообразовательный словарь: словарь, показывающий членение слов на части (морфемы)

Правила составления словообразовательного словаря.

  • Выделите слово (часть слова), к которому подбираете группу родственных слов.

  • Запишите толкование слова.

  • Запишите исходное слово.

  • Подберите к исходному слову- группу родственных слов.

  • Приведите примеры использования этого слова.

  • Переходите к следующему слову.

  • Словарь может составляться по алфавиту, по тематическим разделам или без определенной упорядоченности.

  • Принцип построения словаря зависит от целей, реализовать которые призван составляемый вами словарь.

Способы словообразования

1. Приставочный - способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать,

2. Суффиксальный - способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: гриб→ грибок.

3. Приставочно-суффиксальный - способ образования слова путём одновременного присоединения приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный

4.Сложение- способ образования слов при помощи сложения двух основ при помощи соединительных гласных О, Е. Например: снегоход

5.Бессуффиксальный- способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов. Например: бежать →бег

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:

канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным

прибавлением суффикса);

лесник < лесной (суффиксальный);

переход < переходить (бессуффиксный);

ход < выход - (приставочный)

снег< подснежник- (приставочно-суффиксальный)

Сравнительный анализ словообразовательного словаря и

словаря разбора слов по составу

Цель: выяснить в чём заключается отличие между словообразовательным словарём и словарём разбора слова по составу.

Словообразовательный словарь

Словарь разбора слов по составу

Проект на тему Секреты словообразования

Проект на тему Секреты словообразования

Словообразовательный анализ слова- это определение способа образования слова.

1.Толкование лексического значения слова;

2.Сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось;

3.Определить, от чего образовано слово;

4.Назвать способ образования

Разбор слова по составу-

это расчленение слов на части

1.окончание

2.основа

3.суффикс(ы)

4.приставка

5.корень

Заснеженный - занесённый снегом.

Заснеженный - снежный - снег.

Снег.

Приставочно-суффиксальный.

за/снеж/енн(ый)

Источники:

Тихонов А.Н. «Школьный словообразовательный словарь»

Ушаков О. Д. «Разбор слов по составу»

Вывод.

В словаре разбора слов по составу - показывается расчленение слов на части (морфемы).

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Слова в словаре размещены по гнёздам, во главе каждого гнезда стоит исходное слово. Далее с учётом ступенчатого характера русского словообразования размещаются производные слова. В каждом производном слове выделяются все части, участвующие в его образовании.

Исследование родственных слов

Цель: какие из данных групп слов являются родственными?

друг

вода

смех

огарок

дружба

водитель

радость

горелый

друзья

водный

веселый

гореть

1 ст.- родственные слова с чередующими согласными

2ст. -слово водитель имеет отличительное значение от других слов

3ст.-синонимы

4ст.- родственные слова с чередующими гласными

Вывод: родственными словами можно назвать слова из первого и четвёртого столбиков т. к. они имеют общую часть (чередование согласных и гласных) и близкие по значению.

Образование групп родственных слов.

Используя, изученные способы словообразования составил группы родственных слов. Путём присоединения различных частей слова к исходному получаются новые слова. Исходное слово стоит вначале «гнезда» родственных слов. Все слова расчленены на части(морфемы).

/адрес/

/адрес/ ок

/адрес/ант

/адрес/н(ый)

/берег/

/береж/ок

/берег/ов(ой)

по/бережь/(е)

на/бреж/н(ая)

/прав/-о-/береж/н(ый)

/глаз/

/глаз/ок

/глаз/ищ(е)

/глаз/н(ой)

/глаз/ёнк(и)

/глаз/аст(ый)

/глаз/-о-/мер/

/голос/

/голос/ок

/голос/ишк/о

/голос/ищ/е

/голос/ист(ый)

от/голос/ок про/голос/ов-а-л

/дождь/

/дожд/ик

/дожд/ищ(е)

/дожд/ев ик

/дожд/инк(а)

/дожд/ев(ой) /дожд/лив(ый)

/дом/

/дом/ик

/дом/ишк(о)

/дом/ищ(е)

/дом/ов(ой)

/дом/ов ит(ый)

на/дом/ниц(а)

/дом/-о-/строй/

Источник словообразовательных гнезд

А.Н. Тихонов Словообразовательный словарь русского языка в двух томах: Ок 145000 слов. - М. "Русский язык" 1985. - 1 том 854 с., 2 том 885

Форма словаря.

Корень слова

бПроект на тему Секреты словообразованияег (беж)

Иллюст- рация

Проект на тему Секреты словообразования

Толко- вание

Бег - быстрое движение.

Группа родственных слов

/бег/ /бег/ун про/бег/ /бег/ов(ая) пере/беж/чик у/беж/ищ(е) /коньк/-о-/беж/ец

Пример применения

Добрая слава лежит, а худая бежит. (рус. посл.)

Алгоритм работы над электронным словарём.

  1. Открыть W документ.

  2. Параметры страницы: альбомная.

  3. Вставка. Таблица: кол-во столбцов и строк.

  4. В 1 колонке: корневая основа

Во 2 колонке:

-иллюстрация: выделить иллюстрацию(интернет, яндекс, картинки), -копировать,

-открыть свой документ,

-поставить курсор в нужной колонке,

-вставить

В 3 колонке: толкование ( толковый словарь Ожегова)

В 4 колонке: группа родственных слов.

В 5 колонке: пример использования.(сборник пословиц и поговорок)

Структура словаря.

Корни слов расположены в алфавитном порядке.

Главная часть - корень. Корень заключён в скобки пере/беж/чик. Служебное значение несут приставка (стоит перед корнем по/ход), суффикс (стоит после корня гриб/ок ). Окончание выделено в скобках бел(ая). В сложных словах соединительная гласная выделена тире с двух сторон. (сам-о-вар).

Возможны различные толкования разбора некоторых слов. Так, например, при разборе глаголов, заканчивающихся на -ть, -ти, частицы можно считать окончанием или суффиксами.

Слова размещены в словарике по гнёздам. Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень.

Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.(выделено и подчёркнуто) Оно входит в состав всех родственных слов, определяет их значение. В качестве исходных выступают: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Все родственные слова образованы при помощи присоединения различных частей слова (приставки, суффикса).

В словарике представлена только небольшая часть гнёзд родственных слов.

К каждому исходному слову подобраны иллюстрация, толкование и примеры использования для установления более точного лексического значения.

Анализ составленного словаря.

Дано: сборник групп родственных слов, разделённых на части

Доказать: словообразовательный словарь

Доказательство:

1.Словообразовательный словарь - словарь, показывающий членение слов на составляющие их части, а также совокупность слов с данным корнем.

2.В словообразовательном словаре применяется гнездование, т. е. объединение в одно «гнездо» слов, связанных общностью корня, хотя это нарушало алфавитную последовательность.

Итак, моё предположение оказалось верным - составленный мною словарь можно назвать словообразовательным словарём т. к. он включает в себя:

1.членение слов на составляющие части

3.совокупность слов с данным корнем

4. используется гнездование слов, связанных одним корнем

Преимущества

-помогает расширить знания по словообразованию

-в своём электронном словаре можно исправить, дополнить, исправить написанное

-пригодится одноклассникам

-оригинален по своей форме

Недостатки: -недостаточное количество слов - не все способы словообразования охвачены

Анкетирование.


Цель: выяснить, нужен ли одноклассникам словообразовательный словарь в электронном виде?

Анкета

В русском языке огромное количество слов.

1.Возникают ли у тебя вопросы по разбору слов по составу?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

2.Можно ли найти ответы на возникшие вопросы, используя словообразовательный словарь?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

3.Легко ли искать ответы на эти вопросы в словаре, составленном в электронном виде?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

4.Нужен ли такой словарь школьнику?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить

Анализ анкетирования.


- В анкетировании приняли участие 28 человек. (уч-ся 3 класса)

п/п

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить.

1.

Возникают ли у тебя вопросы по разбору слов по составу?

23

3

2

2.

Можно ли найти ответы на возникшие вопросы, используя словообразовательный словарь?

21

4

3

3.

Легко ли искать ответы на эти вопросы в словаре, составленном в электронном виде?

25

1

2

4.

Нужен ли такой словарь школьнику?

26

-

2

Вывод: большинство опрошенных учащихся отметили, что словообразовательный словарь важен для них и они хотели бы иметь возможность им пользоваться в электронном виде.

Итог

Выбрав тему, определив цель проекта, научился планировать свою работу. Разобрался, как выдвигать гипотезу и доказывать её. Научился работать с научной литературой. (изучать, обрабатывать, использовать информацию) Узнал о видах словарей. Ознакомился с правилами составления словаря. Расширил знания о способах словообразования. Научился применять теоретические знания на практике. Пополнил словарный запас. Учился строить беседу с преподавателем, библиотекарем (договаривался о встрече, продумывал внешний вид и вопросы) Развивал умения работы с интернетом. Научился анализировать, сопоставлять, обобщать, сравнивать, доказывать опираясь на факты из научной литературы, делать вывод. Заинтересовался этой работой и намерен продолжать её.

Работа над словарём была трудна и кропотлива, но безумна интересна. Путём упорства и трудолюбия я достиг своей цели - создал словарь словообразования. Этот проект помог мне разобраться в секретах словообразования. А ещё очень приятно, что моим словарём пользуются одноклассники.

Источники информации

1.«Русский язык. Справочник школьника» Составитель О. Галаева.

2.«Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.» Н.Н.

Ушаков.

3.Словообразовательные словари: Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

4.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003.

5.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

6. Ожегов С. И. "Толковый словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990)

7.Круглов Ю. Г. «Сборник пословиц и поговорок», 1990,М.,Просвещение

8.Ушаков О. Д. «Разбор слова по составу» словарик школьника, С-П, 2009, «Литера»

9.Интернет

23



© 2010-2022