- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Мой родной языкпо русскому языку
Рабочая программа кружка Мой родной языкпо русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова Е.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа кружка по русскому языку
«Мой родной язык»
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
Задачи курса:
Обучающие:
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Мой родной язык»
1 кл. «Путешествуем по стране Звуков и Слов»
2кл. «В стране Красивой Речи»»
3кл. «Словообразование»
4кл. «Сочиняйка»
Тематическое планирование. (33 часа)
1-й класс «Путешествуем по стране Звуков и Слов»
№
Тема занятия
Количество часов
1-2
Дорога к письменности.
2
3-4
Рисуночное письмо .
2
5-6
Как возникла наша письменность?
2
7
Страна Фонетика.
1
8-9
Алфавит.
2
10
Парад букв.
1
11-12.
Звуки и буквы.
2
13-14.
Гласные и согласные.
2
15- 16
Слог.
2
17-18
Ударение.
2
19-20
Устная и письменная речь.
2
21-22
Чудеса в Стране слов.
2
23-24.
В стране Словарей.
2
25
Кроссворды. Ребусы.
1
26
Конкурс Знаек.
1
27
Весёлый аттракцион.
1
28
Загадки.
1
29.
Пословицы. Поговорки.
1
30.
В мире сказок.
1
31.
Мы любим смех и шутки.
1
32.
Олимпиада.
1
33.
Итоговое занятие.
1
Итого 33 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы. .
Отличие загадок, пословиц, поговорок.
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Отличие устной и письменной речи.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Ставить ударение в словах.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Тематическое планирование. (34 часа)
2-й класс «В стране Красивой Речи»
№
Тема занятия
Количество часов
1.
Вводное занятие.
1
2-3
Какую речь хочется слушать?
2
4-5
Разговор без слов.
2
6-7
Учись правильно говорить.
2
8-9
Сочини сказку.
2
10.
Знакомые незнакомцы.
1
11-12.
Богатая ли у тебя речь?
2
13-14
Выразительная речь.
2
15
Деловая речь
1
16-17
Разговорная и деловая речь.
1
18
Художественная речь
1
19
Словесные зарисовки.
1
20
Сказочные истории.
1
21-22
Познакомимся с орфографией.
2
23.
«Ошибкоопасные» места.
1
24-25
Тайна фонем.
2
26-27
Опасные фонемы.
2
26.
Фонемы повелевают буквами.
1
27-29.
Алгоритм.
3
30.
Олимпиада.
2
31-32
Работа над проектом « Секреты речи» (спектакль)
2
33.
Спектакль «В стране Красивой речи»
1
34
Итоговое занятие.
1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Виды пересказа.
Этапы работы над проектом.
Обучающиеся должны уметь:
Различать разговорную и деловую речь
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Работать с алгоритмом.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
Выполнять небольшие проекты под руководством учителя.
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Тематическое планирование. (34 часа)
3 класс «Словообразование»
№
Тема занятия
Количество часов
1
Вводное занятие .
1
2.
Нормы и правила письменной речи.
1
4
Незаменимый знак.
1
5-6
Два братца.
2
7-8
Правописание шипящих.
2
9-10
Мягкий знак после щипящих.
2
11.
Встреча с зарубежными словами.
1
12-13
Заколдованные буквы.
2
14
Непроверяемые безударные гласные.
1
15
Парные звонкие и глухие согласные.
1
16
Непроизносимые согласные.
1
17-18
Удвоенные согласные.
2
19-22
Словообразование. Состав слова.
4
23
Трудные случаи правописание корней.
1
24-25
Что такое текст.
2
26.
О чём говорит заглавие?
1
27
Основная мысль текста.
2
28-29
Как построить текст.
2
30
Цепочка построений в тексте.
1
31-32
Какие бывают тексты.
2
33.
КВН по русскому языку.
1
34
Итоговое занятие. Олимпиада.
1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Виды текстов.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Выделять основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Тематическое планирование. (34 часа)
4-й класс «Сочиняйка»
№
Тема занятия
Количество часов
1-2
Введение. Что такое орфоэпия?
2
3
Словари энциклопедические и лингвистические.
1
4
О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
5
Слова, придуманные писателями.
1
6
Словарь языка русских поэтов.
1
7
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
8
Словарь- грамотей.
1
9.
Слова - омонимы.
1
10. Синонимы.
1
11.
Антонимы.
1
12.
Фразеологические обороты.
1
13-14
Какие бывают имена? Древнерусские имена.
Отчество и фамилия.
1
15.
Ошибки в построении и в содержании сочинения.
1
16-18
Написание сочинения по плану.
3
19.
Работа над построением сочинения.
1
20.
Сочинение по наблюдениям.
1
21.
Сочинение по картине.
1
22.
Выбери самое главное.
1
23.
Аннотация.
1
24.
Письменные объявления.
1
25.
Письма пишут разные. Зачем пишут письма.
1
26.
Письмо-это текст?
1
27.
Записка.
1
28.
Поздравительное письмо.
1
29.
Учись рисовать словами.
1
30.
Автобиография.
1
31.
Олимпиада .
1
32-33.
Работа над проектом.
1
34.
Защита проектов.
1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-требования к презентации на компьютере.
учащиеся должны уметь:
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
-составлять план к сочинению;
-писать сочинения по картине, по наблюдениям;
-писать аннотации к текстам;
-писать записки, поздравительные письма;
- составлять к проектам презентации.
Список литературы.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Мини-сочинения С.А. Есенина 1класс . Издательство «Грамотей» 2006 г.
Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 2 класс «Грамотей» 2006
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.
Т. Шклярова « Как начить Вашего ребёнка писать без ошибок»
Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Материалы журналов «Начальная школа»
Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.
Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981