Рабочая программа кружка Мой родной языкпо русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка по русскому языку

«Мой родной язык»

Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

Задачи курса:

Обучающие:

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы «Мой родной язык»

1 кл. «Путешествуем по стране Звуков и Слов»

2кл. «В стране Красивой Речи»»

3кл. «Словообразование»

4кл. «Сочиняйка»


Тематическое планирование. (33 часа)

1-й класс «Путешествуем по стране Звуков и Слов»


Тема занятия

Количество часов

1-2

Дорога к письменности.

2

3-4

Рисуночное письмо .

2

5-6

Как возникла наша письменность?

2

7

Страна Фонетика.

1

8-9

Алфавит.

2

10

Парад букв.

1

11-12.

Звуки и буквы.

2

13-14.

Гласные и согласные.

2

15- 16

Слог.

2

17-18

Ударение.

2

19-20

Устная и письменная речь.

2

21-22

Чудеса в Стране слов.

2

23-24.

В стране Словарей.

2

25

Кроссворды. Ребусы.

1

26

Конкурс Знаек.

1

27

Весёлый аттракцион.

1

28

Загадки.

1

29.

Пословицы. Поговорки.

1

30.

В мире сказок.

1

31.

Мы любим смех и шутки.

1

32.

Олимпиада.

1

33.

Итоговое занятие.

1

Итого 33 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы. .

Отличие загадок, пословиц, поговорок.

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Отличие устной и письменной речи.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.

Ставить ударение в словах.

Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.



Тематическое планирование. (34 часа)

2-й класс «В стране Красивой Речи»

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.


1

2-3

Какую речь хочется слушать?

2

4-5

Разговор без слов.

2

6-7

Учись правильно говорить.

2

8-9

Сочини сказку.

2

10.

Знакомые незнакомцы.

1

11-12.

Богатая ли у тебя речь?

2

13-14

Выразительная речь.

2

15

Деловая речь

1

16-17

Разговорная и деловая речь.

1

18

Художественная речь

1

19

Словесные зарисовки.

1

20

Сказочные истории.

1

21-22

Познакомимся с орфографией.

2

23.

«Ошибкоопасные» места.

1

24-25

Тайна фонем.

2

26-27

Опасные фонемы.

2

26.

Фонемы повелевают буквами.

1

27-29.

Алгоритм.


3

30.

Олимпиада.

2

31-32

Работа над проектом « Секреты речи» (спектакль)

2

33.

Спектакль «В стране Красивой речи»

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого 34 часа


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки согласных и гласных звуков. Виды пересказа.

Этапы работы над проектом.

Обучающиеся должны уметь:

Различать разговорную и деловую речь

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Работать с алгоритмом.

Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.

Выполнять небольшие проекты под руководством учителя.

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.

Тематическое планирование. (34 часа)


3 класс «Словообразование»


Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие .

1

2.

Нормы и правила письменной речи.

1

4

Незаменимый знак.


1

5-6

Два братца.

2

7-8

Правописание шипящих.

2

9-10

Мягкий знак после щипящих.

2

11.

Встреча с зарубежными словами.

1

12-13

Заколдованные буквы.

2

14

Непроверяемые безударные гласные.

1

15

Парные звонкие и глухие согласные.

1

16

Непроизносимые согласные.

1

17-18

Удвоенные согласные.

2

19-22

Словообразование. Состав слова.

4

23

Трудные случаи правописание корней.

1

24-25

Что такое текст.

2

26.

О чём говорит заглавие?

1

27

Основная мысль текста.

2

28-29

Как построить текст.

2

30

Цепочка построений в тексте.

1

31-32

Какие бывают тексты.


2

33.

КВН по русскому языку.

1

34

Итоговое занятие. Олимпиада.

1

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

Главные члены предложения.

Состав слова.

Виды текстов.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.

Разбирать предложения по членам предложения.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Выделять основную мысль текста.

Озаглавливать текст.



Тематическое планирование. (34 часа)

4-й класс «Сочиняйка»

Тема занятия

Количество часов

1-2

Введение. Что такое орфоэпия?

2

3

Словари энциклопедические и лингвистические.

1

4

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

5

Слова, придуманные писателями.

1

6

Словарь языка русских поэтов.

1

7

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

8

Словарь- грамотей.

1

9.

Слова - омонимы.

1

10. Синонимы.

1

11.

Антонимы.

1

12.

Фразеологические обороты.

1

13-14

Какие бывают имена? Древнерусские имена.

Отчество и фамилия.

1

15.

Ошибки в построении и в содержании сочинения.

1

16-18

Написание сочинения по плану.

3

19.

Работа над построением сочинения.

1

20.

Сочинение по наблюдениям.

1

21.

Сочинение по картине.

1

22.

Выбери самое главное.

1

23.

Аннотация.

1

24.

Письменные объявления.

1

25.

Письма пишут разные. Зачем пишут письма.

1

26.

Письмо-это текст?

1

27.

Записка.

1

28.

Поздравительное письмо.

1

29.

Учись рисовать словами.

1

30.

Автобиография.

1

31.

Олимпиада .

1

32-33.

Работа над проектом.

1

34.

Защита проектов.

1

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-требования к презентации на компьютере.

учащиеся должны уметь:

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

-составлять план к сочинению;

-писать сочинения по картине, по наблюдениям;

-писать аннотации к текстам;

-писать записки, поздравительные письма;

- составлять к проектам презентации.

Список литературы.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Мини-сочинения С.А. Есенина 1класс . Издательство «Грамотей» 2006 г.

Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 2 класс «Грамотей» 2006

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.

Т. Шклярова « Как начить Вашего ребёнка писать без ошибок»

Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.

Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.

Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.

Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.

Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Материалы журналов «Начальная школа»

Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.

Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.

Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981



© 2010-2022