- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание на тему Навыки письма и чтения— трудности обучения
Родительское собрание на тему Навыки письма и чтения— трудности обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаева Е.М. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Родительское собрание на тему "Навыки письма и чтения- трудности обучения"
Цели:
-
показать необходимость развития навыков чтения и письма, ознакомить с причинами нарушения чтения и письма, недостатками графических навыков;
-
показать условия формирования навыков чтения и письма.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.Н.Сухомлинский
1. Вступительное слово.
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при чтении и письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как чтение и письмо являются базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении замедляют общий темп работы класса, осложняют работу учителя и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами работы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неудовлетворенности. И как следствие - у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
2. Причины нарушения письма.
- Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Напишите, какие затруднения могут испытывать ваши дети при письме.
- Озвучьте, пожалуйста, ваши записи.
- Итак, мы с Вами только что сформулировали некоторые недостатки, которые влияют на письмо учащихся в 1 классе.
Недостатки письма:
-
нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;
-
неправильное написания букв;
-
пропуск, недописывание букв;
-
очень медленный темп письма;
-
тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.
Каковы же причины трудностей обучения письму. На обратной стороне листочков напишите, пожалуйста, из-за чего могут возникнуть у ребенка затруднения при письме.
Озвучивание мнений.
- По данным НИИ физиологии детей и подростков трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:
-
детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;
-
детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;
-
леворуких детей при переучивании;
-
медлительных детей;
-
детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.
3. Трудности обучения чтению.
- А теперь перечислите, пожалуйста, затруднения, которые по-вашему мнению возникают у ребенка при обучении чтению.
Озвучивание мнений.
- Давайте подведем итог всего выше Вами сказанного. Основными причинами обучения чтения являются:
-
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
-
недостаточная сформированность зрительной памяти;
-
нарушения произношения;
-
недостатки методики обучения (быстрый или медленный темп чтения);
-
трудности концентрации внимания.
4. Приемы формирования навыков письма и чтения.
Как же устранить эти недостатки и помочь ребенку освоить все необходимые навыки письма и чтения? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, чтобы у вас и ваших детей таких проблем было как можно меньше.
Развитие моторики.
Вспомните, какими упражнениями можно развивать мелкие кисти руки?
Работа в группах.
- Все эти упражнения можно делать и в домашних условиях
Развитие пространственных представлений.
Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:
- Размещение геометрических фигур.
Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.
- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.
-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.
3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.
- В брошюрках, которые мы для вас подготовили вы можете найти несколько таких заданий.
Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.
-Учить скороговорки и чистоговорки.
-Членить речь на отдельные слова и звуки.
Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.
- Находить звук в слове.
Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.
Называть слова, которые начинаются со звука А.
Обратиться за консультацией к логопеду.
Развитие памяти.
- Игра "Снежный ком"
Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ и т.д.
- Заучивание стихов.
5. "Показ" стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
Теневой театр.
Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
- Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что письмо - комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Все перечисленные упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.
- Большое спасибо за работу.