- Преподавателю
- Начальные классы
- Методический материал Развитие мелкой моторики
Методический материал Развитие мелкой моторики
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глущенко А.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Игры на развитие мелкой моторики
- Игры с рисованием
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием: обводить квадратики или кружочки, продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
- Игры с крупами
- Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
- Рисунок из фасоли
- Пересыпает ложкой горох из одного стакана в
другой. Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.
- Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).
- Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.
- Насыпает крупу в стаканчик через воронку.
- Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.
- Попросите его накормить животных - собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку - в мелкую.
- Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т.п.
- Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.
Добавьте в горох - фасоль (красную, лима или др.). Пусть ребенок:
- достает пальчиками ищет фасоль и сортирует ее;
- достает фасоль ложкой,
- Спрячьте в горох различные небольшие предметы, игрушки от киндеров. Давайте детям задания:
- Сортировка семян, круп
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Игры с прищепками
Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами. Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки:
Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. * * * Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки. * * *
Самолёт, самолёт Отправляется в полёт. Но без крыльев и хвоста Не взлетит он никогда. * * * Очень наш жучок устал - Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки.
Примеры рисунков, на которые можно одеть прищепки
- Мозаика
- Заранее готовим тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
- Разрезать предварительно нарисованную геометрическую фигуру и предложить детям собрать по образцу.
- Зубочистка
Учитель заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
- Игры с песком
- Цветной песок
- Рисование на песке различных геометрических фигур, букв, предметов.
- Игры с нитками (шнурками)
- Наматывание ниток
- Шнуровка ботинок.
- Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
БАБОЧКА
•1. Бабочка-коробочка, •2. Улетай под облачко. •3. Там твои детки •4. На березовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Пальчиковые гимнастики (игры)
ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак. Руки положить на стол: •1. ладони прижать к столу; •2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак») •3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»). Для усложнения - увеличить темп движения.
КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки. Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
БРАТЦЫ
•1. Пошли два братца
•2. Вместе прогуляться,
•3. А за ними еще два братца.
•4. Ну а старший - не гулял,
•5. Очень громко их позвал.
•6. Он за стол их посадил,
•7. Вкусной кашей накормил. Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала. Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.