Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС: пояснительная записка (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочие программы НШ 2015/2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3-их классов составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе Примерной программы начального образования по математике (2010 г.) и авторской программы А.В. Поляковой, (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - с. 57-66). Цель курса русского языка В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: - познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачами курса русского языка являются: - развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; - воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают: - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущую роль теоретических знаний в обучении; - быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся; - осознание школьниками процесса обучения; - систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого. Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала. Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности. Реализация курса «Русский язык» позволяет создавать благоприятные условия для становления у учащихся всех видов универсальных учебных действий (УУД):
Слысловые акценты УУД Приоритеты содержания курса «Русский язык» в формировании УУД личностные

становление внутренней позиции школьника

адекватная мотивация учебной деятельности

ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации регулятивные

принятие и сохранение учебной задачи

планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата

реализация плана решения учебной задачи

само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий

корректировка своей деятельности, саморегуляция познавательные общеучебные

восприятие и анализ сообщений (текстов)

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем познавательные логические

использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач коммуникативные

умение учитывать позицию собеседника

организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками

адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи В основе данной программы лежит концепция Л.В. Занкова, ведущим понятием которой является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность) и единых дидактических принципов: - забота о физическом и психическом здоровье ребёнка; - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание процесса учения; - быстрый темп изучения материала; - работа над развитием каждого ребенка. Дидактические принципы и типические свойства методической системы Л.В. Занкова, присущие всем учебным предметам, на уровне реального процесса обучения создают условия для целостного развития ребенка. Целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение курса «Русский язык» в 3-их классах отведено 5 часов в неделю в предметной области «Филология» федерального компонента учебного плана. Рабочая программа разработана на 170 часов (34 учебные недели).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«Русский язык» в 3 классе Содержание курса русского языка - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлено следующими разделами: - основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; - развитие речи. Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: - интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); -познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); - организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество). Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.). Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь . Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы. Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование наречий. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание нес глаголами. Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, щн ; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; соединительные буквы о и е в сложных словах; буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных; двойные согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь); буквы е и в суффиксах существительных ек и ик; безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин); буквы о и е на конце наречий; безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; правописание частицы нес глаголами; мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться ; безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; знаки препинания (запятая) в сложных предложениях; знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование). Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения. В процессе реализации программы по русскому языку предполагаются различные виды (по дидактическим целям - указаны в развернутом тематическом планировании) и все возможные формы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) организации учебного процесса, а также следующие контрольные работы.

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ

ФОРМА КОНТРОЛЯ

1

Диктант (срез остаточных знаний)

письменный

2

Контрольная работа по материалу, изученному в течение

I четверти (диктант)

письменный

3

Диктант по теме: «Правописание парных согласных»

письменный

4

Контрольная работа по материалу, изученному в течение

II четверти (диктант)

письменный

5

Контрольная работа по теме: «Определение склонения имен существительных» (контрольное списывание)

письменный

6

Контрольная работа по материалу, изученному в течение

III четверти(диктант)

письменный

7

Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения» (изложение)

письменный

8

Контрольная работа по материалу, изученному в течение года

письменный


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курс «Русский язык» для 3 класса состоит из 27 разделов, представленных в учебном пособии главами.

№ п/п

Наименование

раздела

Содержание

Количество часов

1

Предложение

Предложения по цели высказывания

Побудительные, вопросительные, повествовательные предложения

5

2

Главные и второстепенные

члены предложения

Подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа предложения

Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже,
и сказуемые, выраженные глаголами

Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме

10

3

Состав слова Корень

Корень и суффикс

Приставка

Приставка и предлог

Окончание

Основа

Состав слова. Корень. Однокоренные слова.

Суффикс. Чередование согласных в корне слова

Правописание суффиксов -ик, -ек, -очк-, -ечк-. Словообразующая роль суффиксов

Приставка. Образование слов с приставками. Словообразующая роль приставки. Правописание приставок от, об, о, по, про, до, под. Словообразовательная роль приставки Определение порядка разбора слова по составу. Деление слов по морфологическому составу. Перенос слов с приставками. Словообразовательная роль приставок

Правописание предлогов и приставок.

Окончание. Роль окончания в речи

Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных.

Основа. Различие основ по составу. Сравнение основ слова и корня. Деление слов по морфемному составу

29

4

Слова с двойными согласными

Слова с двойными согласными. Образование однокоренных прилагательных с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными

5

5

Сложные слова

Сложные слова и их образование.

Правописание соединительных букв в сложных словах. Морфемный состав сложных слов

5

6

Парные согласные звуки в середине слова

Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного в середине слова.

Образование слов с парными согласными в середине

с помощью суффикса.

Правописание парных согласных в корне слова

10

7

Слова с непроизносимыми согласными

Непроизносимые согласные Л, Д, Т, В. Правописание слов с непроизносимыми согласными

5

8

Словоизменение и словообразование

Словоизменение. Разные формы одного слова.

Словообразование. Получение новых слов - не то же, что разные формы одного слова.

10

9

Изменение имен существительных

по падежам

Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам.

5

10

Три склонения имен существительных

Три склонения имен существительных.

Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных. Распознавание типа склонения в косвенном падеже.

10

11

Первое склонение

имен существительных

Именительный и винительный падежи существительных 1-го склонения. Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. Дательный и предложный падежи имен существительных 1-го склонения. Сравнение падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Творительный падеж имен существительных. Сравнение падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

16

12

Множественное число имен существительных 1-го склонения

Множественное число имен существительных 1-го склонения

3

13

Второе склонение

имен существительных

Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных 2-го склонения.

Творительный и предложный падежи имен существительных 2-го склонения

Родительный, творительный и предложный падежи имен существительных 2-го склонения

7

14

Второе склонение имен

существительных мужского рода на й

2-е склонение. Склонение имен существительных мужского рода с основой на -й.

5

15

Правописание о и е в окончаниях

существительных после букв,

обозначающих шипящие звуки и звук ц

Правила написания букв о и е в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц.

2

16

Второстепенный член предложения

дополнение

Классификация второстепенных членов предложения. Дополнение.

3

17

Склонение имен существительных

мужского рода во множественном числе

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе

2

18

Второе склонение. Склонение имен

существительных среднего рода

Склонение имен существительных среднего рода в единственном и во множественном числе.

Имена существительные 1 и 2-го склонений. Обобщение, сравнение.

3

19

Второстепенный член предложения

определение

Определение.

Сравнение членов предложения.

5

20

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения с союзами.

2

21

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения

Правописание предложений с соединительными союзами и, да. Употребление запятой при однородных членах.

4

22

Третье склонение имен существительных

3-е склонение имен существительных. Сравнение

2

23

Множественное число

имен существительных 3-го склонения

Множественное число имен существительных 3-го склонения.

2

24

Мягкий знак ( ь ) на конце

существительных 3-го склонения

Употребление мягкого знак на конце существительных 3-го склонения.

5

25

Имя числительное

Имя числительное.

Порядковые и количественные числительные.

4

26

Текст

Текст. Анализ текста. Типы текстов. Стили речи. Структура текста. Восстановление текста. Типы текстов. Стили речи. Структура текста. Составление текста.

6

27

Резерв

Закрепление материала, изученного в течение года. Нахождение в тексте знакомых орфограмм, проверка и правильное их написание.

5

Итого

170


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В прилагаемом развернутом календарно-тематическом планировании использованы следующие специальные сокращения.

Типы уроков по дидактическим целям

Условное обозначение

Расшифровка

1

В

вводный

2

Н

изучение нового материала

3

К

комбинированный с поэтапным закреплением

4

КС

комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации)

5

ОБ

обобщающий

6

ИТ

подведение итогов

7

КОР

коррекция знаний и умений


Виды универсальных учебных действий (УУД)

  1. Личностные УУД:

    1. Становление внутренней позиции школьника

    2. Адекватная мотивация учебной деятельности

    3. Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

  2. Регулятивные УУД:

    1. Принятие и сохранение учебной задачи

    2. Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата

    3. Реализация плана решения учебной задачи

    4. Само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий

    5. Корректировка своей деятельности, саморегуляция


  1. Познавательные УУД:

    1. Восприятие и анализ сообщений (текстов)

    2. Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

    3. Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач

  2. Коммуникативные УУД:

    1. Умение учитывать позицию собеседника

    2. Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками

Календарь учебных недель на 2015 - 2016 учебный год


ЧЕТВЕРТЬ

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

ДАТЫ





I

1

01.09 - 04.09*

2

07.09 - 11.09

3

14.09 - 18.09

4

21.09 - 25.09

5

28.09 - 02.10

6

05.10 - 09.10

7

12.10 - 16.10

8

19.10 - 23.10

9

26.10 - 30.10




II

1

09.11 - 13.11

2

16.11 - 20.11

3

23.11 - 27.11

4

30.11 - 04.12

5

07.12 - 11.12

6

14.12 - 18.12

7

21.12 - 29.12**





III

1

11.01 - 15.01

2

18.01 - 22.01

3

25.01 - 29.01

4

01.02 - 05.02

5

08.02 - 12.02

6

15.02 - 19.02

7

22.02 - 26.02*

8

29.02 - 04.03

9

07.03 - 11.03*

10

14.03 - 18.03




IV

1

28.03 - 01.04

2

04.04 - 08.04

3

11.04 - 15.04

4

18.04 - 22.04

5

25.04 - 29.04

6

03.05 - 11.05**

7

12.05 - 18.05**

8

  1. - 25.05 + 31.05**

* Неполные учебные недели

** Учебные недели, выходящие за пределы календарных

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Учебно-методическая литература Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-ое и 2-ое полугодие/ Сост. С.Г. Яковлева. - Самара: Учебная литература. Нефедова Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М.: АСТ: Астрель. Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». Сборник контрольных и проверочных работ для 1 - 4 классов (система Л.В. Занкова) / Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова. Словари русского языка: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, синонимов, антонимов, фразеологизмов. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир. Издание третье. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион. Узорова О. В. Русский язык: правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ.
2. Интернет-ресурсы: - festival.1september.ru (газета «1 сентября»);

- school-collection.edu.ru (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов);

- uroki.ru (поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе); - nachalka.info/about/193 (презентации уроков «Начальная школа»); - gramota.ru (справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»); - zankov.ru (официальный сайт системы РО Л.В. Занкова); - dik.academic.ru (Большой энциклопедический словарь); - 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников); - km.ru/ed (учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»). - учительский сайт/Тарчукова-Марина-Юрьевна, Омарова-Наталья-Алексеевна 3. Наглядные пособия Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 1 - 4 класс».

  1. Информационно-коммуникативные средства
1. Русский язык. 3 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. - ООО «ЭКЗАМЕН» (CD). 2. Русский язык. Основные правила и понятия. 1 - 4 классы. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. - ООО «ЭКЗАМЕН» (CD). 3. Русский язык. Словарные слова. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. - ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
  1. Учебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов. 2. Пробковая доска с набором креплений. 3. Шкаф для хранения пособий.
  1. Технические средства обучения
1. Магнитофон. 2. Ноутбук. 3. Мультимедийный проектор. 4. Экран проекционный (с интерактивной поверхностью).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса русского языка обучающиеся первого образовательного уровня научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках д ля выполнения учебных заданий. У учащихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Учащиеся научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; - сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; - получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса русского языка у учащихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика» Учащийся научится: - различать звуки и буквы; - характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Учащийся получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Учащийся получит возможность научиться: - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.) Раздел «Состав слова (морфемика)» Учащийся научится: - различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс. Учащийся получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Учащийся научится: - выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Учащийся получит возможность научиться: - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - оценивать уместность использования слов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Учащийся научится: - определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение; - определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж; - определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Учащийся получит возможность научиться: - проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Учащийся научится: - различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами. Учащийся получит возможность научиться: - различать второстепенные члены предложения -определения, дополнения, обстоятельства; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; - различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Учащийся научится: - применять правила правописания (в объеме содержания курса); - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; - безошибочно списывать текст объемом 80 - 90 слов; - писать под диктовку тексты объемом 75 - 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащийся получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи» Учащийся научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в гимназии, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Учащийся получит возможность научиться: - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи) Контрольно-измерительные материалы и система оценивания прилагаются.

СОГЛАСОВАНО Протокол Методического совета МАОУ «Школа № 5» 29.08.2015 г. № 1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
_____________________
28.08.2015 г.

15


© 2010-2022