Выступление на тему Использование технологической карты урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологической карты урока. Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю:
  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении. Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. .


















Приложение
ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф.И.О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока Дидактическая структура урока* Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Организационный момент




Проверка домашнего задания




Изучение нового материала




Закрепление нового материала




Контроль




Рефлексия









Технологическая карта урока

Тема урока


Цель темы

Планируемый результат

Основные понятия

Межпредметные связи


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Технология проведения

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

оборудование

Практическая работа

Организационный момент.

Проверка домашней работы.






Подготовительная работа к изучению нового материала




Физкультминутка.



Решение проблемной ситуаций. Изучение новой темы.


Закрепление знаний.


Физкультминутка


Домашнее задание


Рефлексия


Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. - Примеч. авт.



















Технологическая карта урока.

Ф.И.О. педагога: Табакова Наталья Михайловна
Предмет: Математика. (УМК «Школа России», учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.)
Класс: 1
Тип урока: Объяснение нового материала. «Присчитывание и отсчитывание по 2».


Технологическая карта с дидактической структурой урока Дидактическая структура урока* Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Организационный момент Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку __________ _________ __________ Актуализация знаний




Отвечают на вопросы


Формулирует задание


1.Логическая разминка (работа по учебнику №8, стр.95) Группировать предметы по заданному признаку Сравнивать, группировать и классифицировать предметы Выполняют задания у доски




Предлагает индивидуальные задания 3 учащимся


2.Индивидуальная работа





Уметь находить значение числовых выражений. Знать конкретный смысл действий сложения и вычитания Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Анализируют и отвечают на вопрос учителя


Формулирует задание


3.Устный счет









Знать название последовательности и обозначение чисел от 1 до 10, способ получения при счете числа
Осуществлять контроль в формы сличения своей работы с заданным эталоном



Отвечает тот, кто поймал мяч Кидает мяч и задает вопрос или задание 4.Игра «веселый мяч»


Уметь выполнять вычисление в примерах Выполнение действий по алгоритму (П) Достижение правильного решения (К) Изучение нового материала Проговаривают по цепочке Ставит карточку в первый прямоугольник
1.Найти значение по цепочке


Уметь выполнять сложение и вычитание

Постановка и формулировка проблемы (П), структурирование знаний (П)







Выставляет наборное полотно




2.Практическая работа





Уметь выполнять сложение и вычитание присчитыванием и отсчитыванием по 2 Оценивать учебные действия с в соответствии с поставленной задачей (П)
Анализируют и выявляют закономерность присчитывания по 2 Формулирует задание 3. Работа по учебнику. №1,2,3,4 стр.94

Уметь присчитывать и отсчитывать по 2 Ориентироваться в учебниках (П), участвовать в коллективном обсуждении (К). Выполнение действий по алгоритму (П). Закрепление нового материала Составляют по рисунку задачу и записывают решение и ответ в тетрадь




Контролирует выполнение работы







1.Работа по учебнику №5 стр.95








Уметь составлять задачи по рисунку и решать их






Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П), достижение договоренностей и согласование общего решения (К) Самостоятельно выполняют задания Контролирует выполнение работы
2.Работа в тетради с печатной основой. стр.36 Уметь самостоятельно решать задачи и примеры Анализ, синтез, обобщение (П), доказательство (П), волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Контроль Выполняют задания в тетрадях Контролирует выполнение работы
Проверочная работа (КИМы). Задание 2 стр.49-50 Уметь самостоятельно решать задачи и примеры
Анализ, синтез, обобщение (П), доказательство (П), волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Рефлексия Оценивают свою работу на уроке Просит оценить свою работу с помощью «Светофора» Подведение итогов урока Уметь адекватно оценить свою работу на уроке Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)






Технологическая карта урока по окружающему миру.

(УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.)

Тема

Дикие и домашние животные

Цель темы

Образовательные:

дать представление о диких и домашних животных, показать их разнообразие; формировать понятия «дикие» и «домашние животное»; обрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; обучение выделению единственных признаков животных; учить детей анализировать, делать вывод.

Развивающие:

развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь; повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивный школьной доски.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемый результат

Усвоить общения условия необходимы для жизни животных, особенности внешнего вида

животных и растений; ученики научатся рассказать о значении домашних животных для человека

особенности ухода за домашними животными

Основные понятия

«дикие» и «домашние» животные

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, проектор, итеративная доска, презентация

У учителя - рисунки животных

У учеников - карточки с заданиями;

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология проведения

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

оборудование

Практическая работа

1 Организационный момент.

Цель - мотивация учения

2. Проверка домашней работы.

Цель: закрепить знания и умения.

Здравствуйте! Садитесь!

Начинаем наш урок.

Читает стихотворение.

Каждый день - всегда везде.

На занятиях в игре.

Смело четко говорим.

И тихонечко сидим.

На том уроке мы узнали, что растения можно разделить на две большие группы в зависимости от того: растут они сами по себе или за ними ухаживает человек. Какие это группы? Проверим как вы усвоили урок.

Учитель раздает детям карточки.

Карточка 1.

1.Подчеркни культурных растений

Берёза помидор одуванчик

Крапива горох лён

Пшеница кукуруза астра

Репейник смородина подорожник

2. Приведи пример овощных культур.

Карточка 2.

1. Подчеркни дикорастущих растений

Василёк камыш крыжовник

Дуб орешник ирис

Лопух осина зверобой

Вишня тополь подснежник

2. Приведи примеры плодовых деревьев

- А теперь смотрите на доску и проверьте свои работы





Ученики самостоятельно выполняют работу.

Дикорастущие и культурные





Карточки с названиями растений.







Показ 3 слайда


3.Подготовительная работа к изучению нового материала

Цель: Постановка проблемного вопроса

Внимательно посмотрите на нашу выставку. Что больше всего понравилось в ней?



Отгадайте загадки. Загадки

1.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

2.Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади - метла

3.Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьёт он из копытца.

4.По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица.

5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

6.Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко.

7.Серый, злой по лесу рыщет.

На обед зверюшек ищет.

Как найдёт - зубами - щелк

Догадался - это…

О ком были эти загадки??

Каким одним словом можно объединить все отгадки?

Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие эти будут группы?

- Определите тему нашего урока?


Красивые рисунки животных

Жизнь животных



  1. Собака



  1. Корова



  1. Свинья



  1. Белка



  1. Медведь



  1. Лось



  1. Волк

Животные

Дикие и домашние

Ответы детей

Дикие и домашние животные

Книги и журналы



Рисунки этих животных





Показ слайдов № 4 - № 17 с животными





























































Показ слайда №18





























4.Физкультминутка. Снять утомляемость детей.

Давайте немножко отдохнём.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Завертелись, завертелись

И остановились.

Хлопают в ладоши

Топают ножками

Ударят по коленочкам

Поднимают ручки

Крутят кистями рук



5.Решение проблемной ситуаций. Изучение новой темы.

Цель: Понятие диких и домашних животных

Дать представление о диких и домашних животных показать их разнообразия

Каких животных мы называем домашними? А каких дикими? Почему?

Объяснения учителя

Дикие животные живут самостоятельно в природе добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомствам

Издавна человек начал охотиться на животных, а потом научился их приручать.

Животные, которые разводят люди и используют в своём хозяйстве, называются домашними животными. От диких они отличаются многими признаками, т.е. они не живут в лесах и степях, а живут в коровниках, конюшнях, которые построили люди. Люди кормят, защищают и ухаживают за ними. Да и человек не может обойтись без домашних животных. Они дают ему основные продукты питания: мясо, сало, молоко, яйца, кроме того получают очень важное сырьё для промышленности: шерсть и кожу.

Мнение учащихся

Слушаем сообщения детей.

(подготовленные дети рассказывают про животных.

Животные .

Дикие и домашние

Показ слайда № 19

Показ слайда № 20

Показ слайдов № 21 - № 25


6. Закрепление знаний.

Цель: уметь безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Что получает человек от домашних животных?



Работа в парах. Учитель раздает карточки, учащиеся выполняют

- распределите животных в два столбика: домашние дикие.

Косуля, свинья, медведь, страус, тигр, пчела, лось, олень, пудель, котёнок, оса, корова, лиса, кролик, рысь, слон, бобр, верблюд, крот, индюк, лошадь, овца, собака, телёнок.

А теперь свои работы поменяли соседом и проверяем. Правильно ли выполнил сосед?

Ответы детей

Корова - молоко, сыр, масло, сметана
Свинья - мясо, сало
Куры - мясо, яйцо
Овец - мясо, шерсть
Лошадь - помогает в сельском хозяйстве, дает мясо
Собака - сторожит дом
Пчела - мёд



Ученики меняются своими работами и проверяют, неправильных вычеркивают

Показ слайда № 26





Правильные ответы на доске, показ слайда № 27


7. Физкультминутка

Цель: снять утомляемость детей

Мы сейчас все дружно встанем (встают)

И немножко отдохнём (подтягиваются)

Вправо, влево повернитесь (повороты)

Наклонитесь, поклонитесь (наклоны)

Руки вверх и руки вбок (движения руками)

И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку, (бег на месте)

Молодцы вы ребятишки.

Встают

Подтягиваются

Делают повороты

Наклоны влево, вправо и вперёд, делают движения

руками, прыгают на месте, бег на месте и садятся


8. Домашнее задание

Цель: закрепить пройденный мтериал

- страницы 66 -69, рабочая тетрадь


9. Рефлексия. Итог урока.

Цель: проверить усвоение темы

- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

- Почему одних животных мы называем домашними, а других- дикими? Докажите.

Могут ли дикие животные стать домашними, а домашние - дикими?

Игра «Назови детёнышей»

Белка -

Собака -

Медведь -

Кошка -

Тигр -

Овца -

Животные - наше братья меньшие. Мы всегда должны помнить о том, что животные друзья, а к друзьям нужно относиться бережно, с любовью.

Дикие и домашние.

Потому что дикие животные живут самостоятельно, в лесу и добывают себе пищу, строят жилище. А о домашних животных заботятся люди.

Белка - бельчонок

Собака - щенок

Медведь - медвежонок

Кошка - котёнок

Тигр - тигрёнок

Овца - ягненок

Читают все ученики



Показ слайда № 28

Показ слайда № 29




© 2010-2022