Урок окружающего мира в 3 классе по теме Родословная А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







План-конспект

урока окружающего мира

в 3 Р классе

УМК «Перспектива»



Тема: «Путешествие к Пушкину»







Майсейчик Ирина Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» филиал в

с. Иловай-Рождественское

Первомайский район Тамбовская область















Целевые установки урока Предметные результаты:

  • иметь общее представление об истории рода А.С.Пушкина;
  • знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина;
  • выразительно читать выбранные стихотворения;
  • характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.
Метапредметные результаты:
  • творчески иллюстрировать стихотворения и сказки А.С.Пушкина;
  • сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты;
  • выбирать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершенном родным человеком;
  • оформлять данный документ, реликвию для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье;
  • рассказывать о том, как продолжаются добрые дела в семье;
Личностные результаты:
  • проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье;
  • оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.
Оборудование: У учителя: портрет А.С.Пушкина, запись музыкальных произведений, выставка книг, фотовыставка, выставка детских рисунков, мультимедийное оборудование, презентация «Родословная А.С.Пушкина». У учащихся: Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник. 3 класс. УМК «Перспектива». Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь. 3 класс. УМК «Перспектива». Цветные карандаши. Ход урока: Орг. момент. Целеполагание. Учащиеся читают стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами…» - Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков. Актуализация знаний и умений - Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами. - Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам. СЛАЙДЫ № 1-2 Аналитический этап - Откройте учебники на с.84-85. - Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь. Чтение текста на с. 84 Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта - А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей: Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил; Его потомство гнев венчанный, Иван IV пощадил. Водились Пушкины с царями; Из них был славен не один, Когда тягался с поляками Нижегородский мещанин. - Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины? Чтение 1-го абзаца текста на с.85 СЛАЙДЫ № 3- 4 - Теперь проследим историю рода по линии матери. Чтение 2-го абзаца текста на с. 85 Сообщение ученика о А.П.Ганнибале СЛАЙД № 5 СЛАЙДЫ № 6-9 Родители поэта Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем. Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название - Загрядчина) - историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года. СЛАЙДЫ № 10- 11 - На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей: СЛАЙД № 12 Мария (СЛАЙД № 13), Александр (СЛАЙД № 14), Григорий (СЛАЙД № 15), Наталья (Слайд № 16). - Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты. - Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина. - СЛАЙД № 17 Родословная А.С.Пушкина. Физкультминутка Тренировочные упражнения - А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь. с.56 № 1 Работа в парах: с. 56 № 2 Аналитический этап - А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине. Михайловское СЛАЙД № 18 - 19 Чтение текста на с.86 - По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна. Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина. СЛАЙД № 20 -21 Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира. СЛАЙДЫ № 22- 23 А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество. Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка - языка, который объединяет все народы России. Работа в группах: игра «Пазлы» в электронном приложении к учебнику «Окружающий мир» по теме: «Путешествие к Пушкину». Рефлексия: звучит аудиозапись вальса Г.Свиридова к кинофильму по повести А.С.Пушкина «Метель». - Закройте глаза и попробуйте представить, что навевает вам эта музыка. Выводы и обобщения по уроку: - От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина? - Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных? - Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии? - Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям? - Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками? Домашнее задание: теоретический материал на с. 84-87, задание № 3 на с. 57 в рабочей тетради (выполнить совместно с родителями).

Приложение 1 Фотографии из личного архива автора

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве.- М.: «Просвещение», 1991
  2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Инновационные уроки. Волгоград: «Учитель», 2007
  3. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Под ред. Лукьяновой М.И. М.: «Педагогический поиск», 2006
  4. Самарцев А. Н. История России. А.С.Пушкин.- М.: «Белый Город», 1999
  5. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. -Тамбов, 2004










© 2010-2022